О НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ СЕРБИИ
Всего лишь несколько месяцев после того, как вновь была провозглашена государственная независимость Сербии, Народная Скупщина (название выборных представительных органов государственной власти в Сербии) 8 ноября 2006 года, в День Святого Дмитрия торжественно провозгласила Новую Конституцию.
1. Предыдущая Конституция Сербии как независимого государства была провозглашена в 1903 году (103 года назад), а утратила силу в 1918 году (88 лет назад) после создания первого южнославянского государства – Королевства сербов, хорватов и словенцев. В то время Королевство Сербия, как южнославянский Пьемонт, встроило свою государственность в фундамент первого совместного южнославянского государства, отказываясь от своей государственной независимости, международно признанной на Берлинском конгрессе в 1878 году. Почти целый век, точнее 88 лет, Сербия существовала в различных, к сожалению, неудачных формах государственности: сначала как королевство, затем как коммунистическая республика, и, наконец, как непрочный государственный союз с Черногорией, распавшийся 21 мая 2006 года, в результате отделения Черногории. Таким образом, Сербия была просто «вынуждена» провозгласить свою государственную независимость.
При этом неожиданной и поразившей самую широкую общественность была та исключительная быстрота заключения еще недавно невообразимого и долгое время избегаемого соглашения и консенсуса всех парламентарных партий относительно принятия новой Конституции. Тем более что целых шесть лет продолжалась чересполосица «твердых обещаний», срывов и создания препятствий для принятия новой Конституции, причем преимущественно в рамках демократического блока.
Только в апреле 2004 года удалось прийти к принципиальному соглашению всех парламентарных партий о том, что пора приступить к принятию новой Конституции, согласно процедуре, утвержденной действующей Конституцией. Тогда и Правительство, и сам Президент республики свои проекты Конституции представили Народной Скупщине. Концептуально они оказались очень близкими, если не брать во внимание несколько моментов, значительно отличающихся друг от друга и относящихся, прежде всего, к статусу автономных областей (конкретнее – Воеводины) и к определению Сербии как государства. А потом в работе Комитета по вопросам Конституции Народной Скупщины наступил длительный, многолетний застой, из-за различных видов обструкций и по другим самым разным причинам.
Из-за больших программных, идеологических и политических расхождений между ведущими парламентарными партиями (начиная с левых до крайне правых) необходимо было принять ряд крупных компромиссных решений и уступок, чтобы получить согласованный вариант Конституции. Это сказалось на ее качестве, но факт принятия Конституции, объективно говоря, представляет собой шаг вперед – к Европе. Отметим также, что принятие новой Конституции нарушает непрерывность монархического строя как традиционного способа правления в Сербии, иначе говоря, ею закрепляется нынешний республиканский способ правления.
Сам по себе консенсус, достигнутый в связи с принятием Конституцией, является исключительно важным политическим событием для Сербии. Он свидетельствует о том, что все-таки можно добиться общего политического согласия по вопросу, представляющему самый важный политический и государственный интерес. А это и есть существенная предпосылка и гарантия демократической законности и эффективности новой Конституции. А самим тем и элементарной стабильности общества и его основных институций. А именно – Конституция уже не будет являться причиной ее же непрестанного оспаривания и взаимных обвинений политических партий в ходе ее обсуждения, так как она теперь представляет собой их совместный политический продукт. Достигнутое общее согласие парламентарных партий было заодно и гарантией успеха референдума, поскольку партии впервые дружно призывали к одному и тому же.
Кроме того, принятие новой Конституции, соответствующей европейским стандартам о правах человека, правах и свободах меньшинств, является очень важным условием для начала движения Сербии по европейскому пути. конституция сербия независимость
2. Анализ содержания новой Конституции показывает, что она, прежде всего, изобилует более передовыми решениями и дополнениями к содержанию по сравнению с существующими конституционными решениями. Они большей своей частью относятся к человеческим правам и правам и свободам меньшинств, для которых даны исчерпывающие определения и гарантии в соответствии с Европейской конвенцией. Это, вне сомнения, и самая лучшая часть Конституции, и достаточная причина для того, чтобы она, несмотря на ряд слабых моментов, могла быть оценена положительно.
Крупным новшеством является и формальная отмена общественной собственности. Вводятся и некоторые новые важные конституционные институции и инстанции, вроде Защитника граждан, Высокого совета судоустройства, Государственного совета истцов, Государственной ревизорской институции, Конституционной претензии граждан перед Конституционным судом. И, наконец, существенно упрощается процедура будущих изменений Конституции.
Многократные замечания по проекту Конституции касались, прежде всего, того, что не было его публичного обсуждения. По этой причине ставился вопрос о законности и правомерности ее признания. Бесспорно, публичное обсуждение проекта Конституции, несмотря на то, что оно не предусмотрено как этап конституционной процедуры, было бы полезным, хотя фактически в нем участие принимали бы не граждане, а относительно узкий круг политиков и специалистов. Нельзя, однако, из-за отсутствия формального публичного обсуждения утверждать, что Конституция некачественна и что она является «плодом тайного заочного договора». О двух предварительных проектах Конституции, официально предложенных Скупщине (проект Правительства и Президента) публично, на политическом и профессиональном уровне, уже два года велись обсуждения, прежде всего, путем электронных и других средств массовой информации. На основе этих двух предложений сделан единый проект Конституции – благодаря нужным уступкам и компромиссам между парламентскими партиями в Народной Скупщине как конституционном органе. Для абсолютной законности и правомерности этой Конституции имеются два серьезных и бесспорных основания. Во-первых, данный проект утвержден при полном согласии всех значимых парламентарных партий, при большинстве, далеко превышающем необходимое (в две трети голосов). Во-вторых, впервые за всю историю конституционализма Сербии, проект Конституции был принят гражданами на референдуме. Как раз столь оспариваемый «твердый ценз референдума», то есть обязательное подтверждение Конституции большинством избирателей (от общего их числа) дает главное основание законности новой Конституции. Ее законность не подлежит сомнению, поскольку ее провозглашают предусмотренные Конституцией субъекты (Скупщина и граждане) согласно протоколу, определенному Конституцией.
С другой стороны, некоторые из основных принципов Конституции не без причины вызывают критические замечания. Прежде всего, это определение Сербии как государства сербского народа и всех граждан, в нем проживающих (статья 1). Оно, хотя бы символически, подталкивает нас к выводу, что таким образом устанавливается иерархическое политическое соотношение между сербским народом и гражданами других национальностей. Несомненно, определение Сербии как государства всех граждан, в нем проживающих, в большей степени соответствовало бы современным европейским стандартам. Такое определение было в прежней Конституции.
Соответствует вышеназванному принятому определению и положение Конституции о том, что в Сербии служебным языком является сербский язык и служебным алфавитом кириллический. К этому, конечно, следовало бы добавить положение (из предыдущей Конституции), что в соответствии с законом в служебном употреблении имеется и латиница. А также то, что одновременно языки и алфавиты национальных меньшинств используются как служебные в тех краях Сербии, где эти меньшинства проживают. Однако критика данных положений не столь веска, если учесть очень широкие и качественные решения и гарантии индивидуальных и коллективных прав национальных меньшинств в той части Конституции, которая относится к человеческим правам человека, а также правам и свободам меньшинств. В пользу такого понимания проблемы говорят и принципы, изложенные в статье 1 Конституции, а именно то, что Сербия зиждется на приоритетах права и социальной справедливости, принципах гражданской демократии, правах человека, правах и свободах меньшинств, а также на приверженности европейским принципам и ценностям.
Существенное новшество по отношению к предыдущей Конституции – это принцип, по которому общепринятые правила международного права и подтвержденные международные договоры представляют собой составляющую часть правопорядка Республики Сербия, причем международно подтвержденные договоры должны соответствовать Конституции. В отличие от действовавшей до недавних пор Конституции, в которой утверждался приоритет общепринятых правил международного права и ратифицированных международных договоров над отечественным правопорядком, по новой Конституции они иерархически выше закона, но ниже Конституции. Такой подход преобладает и в странах Европейского сообщества. В этом проявляется уважение авторитета национальных конституций, но это также подразумевает, что эти конституции находятся в соответствии с общепринятыми юридическими стандартами.
3. Нет сомнений в том, что самый главный положительный шаг в новой Конституции сделан в сторону прав и свобод человека и национальных меньшинств, поскольку их определения и гарантии к ним сформулированы полнее и конкретнее, чем в предыдущей Конституции. Так, к примеру, отменена смертная казнь. Категорически запрещается клонирование людей, торговля людьми, сексуальное или экономическое использование людей, рабство и принудительный труд.