Смекни!
smekni.com

О верховенстве права и продвижении к правовой гармонии в Украине (стр. 1 из 3)

О ВЕРХОВЕНСТВЕ ПРАВА И ПРОДВИЖЕНИИ К ПРАВОВОЙ ГАРМОНИИ В УКРАИНЕ


Правовая жизнь современного, общества претерпевает кардинальные изменения в связи с процессами глобализации культур и цивилизаций, а также все большей индивидуализацией (персонализацией) общества. В этих условиях сложно рассчитывать на стабильность законодательства и былую размеренность правового регулирования. Стремительные жизненные перемены предполагают нахождение новых аргументов правом для обеспечения его действенности. Определяющим фактором при этом становится система правовых ценностей и профессиональная правовая культура как основной ее носитель. В призме перемен в содержании профессиональной правовой культуры видятся возможности преодоления тех сложностей, в которых оказалась современная юриспруденция.

Между тем, процесс формирования профессиональной правовой культуры происходит не только путем утверждения правовых нормативов и юридических терминов. Глубинную и зачастую определяющую роль играют многообразные правовые ценности, среди которых: справедливость, свобода, формальное равенство, верховенство права и ряд других. Правовые ценности, по сути, выписывают тот образ права у профессионалов, который в дальнейшем используется ими в правовой жизни. Следует обратить внимание на то, что правовые ценности не только существуют как образ права у профессионалов, но они получают в дальнейшем свое предметное воплощение [1] и посредством профессиональной юридической деятельности закрепляются в правовых нормативах, договорах, правоприменительных актах, всей системе правовых отношений.

Для обыденного сознания правовые ценности становятся ценностными ориентирами тогда, когда происходит актуализация права для индивида под влиянием конкретной жизненной ситуации. В целом же юридическая практика выступает сферой воплощения ценностных характеристик права. При этом, разнообразие существующих в современном мире правовых культур во многом связано с особенностями сложившейся системы правовых ценностей той психологической оснастки их восприятия и использования, которая носит наименование правового менталитета.

Заметим, что именно благодаря специфике правовых ценностей и правового менталитета на правовой карте мира украинское право занимает свое особое место в евразийской правовой семье. И хотя продолжаемая дискуссия по поводу наименования правовой семьи, к которой принадлежит украинское право, вряд ли в ближайшие годы найдет свое завершение, все яснее становится, что, по крайней мере, встречающиеся утверждения о включении украинского права в состав романо-германской правовой семьи по самым разным критериям демонстрирует свою несостоятельность. Действительно, «инаковость» украинского права, его самобытность, дает знать на всех уровнях его существования. При этом украинское право, с одной стороны, активно впитывает достижения других правовых систем, их правовые ценности, а с другой – использует свое правовое наследие, свой исторический правовой опыт в виде сложившегося правового менталитета, правовых традиций и правовых институтов, а также иерархию правовых ценностей для решения задач современного правового развития Украины.

Заявив принцип верховенства права в качестве определяющей правовой ценности, Конституция Украины определила магистральную линию правового развития, когда вся иерархия правовых ценностей современной Украины выстраивается в соответствии с верховенством права. При этом преодолеваются устоявшиеся представления о законодательном (статутном) праве как единственном критерии оценки правовой реальности [2] и, по сути, всеобъемлющем источнике права. Признание плюрализма источников права, определение их системы и соподчинения – важнейшая задача для современного бытия украинского права, которая должна решаться по всем направлениям правового регулирования.

Думается, что в этой ситуации принцип верховенства права открывает дорогу правовому плюрализму, позволяет не только выйти к последовательному использованию судебного прецедента в нашей правовой системе, но и официально разрешает профессионалам ссылаться на правовую доктрину в обоснование юридических решений, что уже давно стало явью нашей правовой жизни, учитывая значение комментированных кодексов при разрешении конкретных правовых ситуаций.

Показательным моментом развития украинского права является все большее утверждение ценности юридического процесса, как в традиционных, так и в нетрадиционных его разновидностях. Здесь заметны принципиальные перемены правовой сферы в связи с формированием конституционного, хозяйственного и административного процессов. При этом принцип верховенства права применительно к юридическому процессу выражается в формировании и осуществлении таких правовых процедур, которые обеспечивают субъекту права реальную возможность выхода к правовому разрешению жизненного конфликта в соответствии с идеями свободы, справедливости и формального равенства. Отсюда с точки зрения верховенства права не могут быть преградой для правового решения те правовые процедуры, которые либо затрудняют субъекту права доступ к праву и правосудию, либо отказывают в нем.

Такие отрасли права как гражданское, уголовное, административное и трудовое становятся действительным фундаментом всей системы украинского права, в своем стремлении закрепить и утвердить принципы, нормативы и методы на уровне кодифицированных законов Украины. В украинском праве принцип верховенства права при его реализации выражается в повышении роли названных отраслей права в механизме действия права, поскольку связан с привлечением нормативов и ценностей фундаментальных отраслей при решении задач на всех уровнях иерархии отраслей нашего права от профилирующих до комплексных.

Несмотря на то, что правовая политика современной Украины достаточно противоречива и стратегически слабо выражена, складывающаяся правовая жизнь, сориентированная на верховенство права, неизбежно должна осуществлять ее координацию.

В качестве заглавной правовой ценности верховенство права призвано обеспечивать гармонизацию правовых ценностей, ведь не случайно ее использование верховенство права в правовых культурах, различающихся между собой как основными ценностями, обеспечиваемыми правом (ценностями права), так и их отображением в складывающихся правовых ценностях.

Так, если для западных ценностей определяющими ценностями правовой культуры являются личность, честь, порядок, нормативность, общественное благо, то отечественная правовая культура основывается на коллективности, достоинстве, справедливости, долженствовании. Отсюда понятно, почему использование принципа верховенства права не может изменить своеобразие иерархии правовых ценностей в нашей правовой культуре. К примеру, попытка на конституционном уровне признать высшей ценностью украинского права личность (ст. 3 Конституции Украины) не находит своего дальнейшего подтверждения на уровне отраслевого регулирования, в частности, Уголовного кодекса Украины. Общественная безопасность в правовом менталитете народа Украины остается определяющей в сравнении с безопасностью индивида. Несмотря на многочисленные попытки в законодательстве выстраивать правовые ценности на основе субъективного права, как и прежде, заметен приоритет юридической обязанности, которая продолжает оставаться ведущей правовой ценностью нашей правовой культуры.

Представляется, что современная юриспруденция, настаивая на верховенстве права в качестве заглавной правовой ценности, как раз позволяет применительно к каждой правовой культуре вывести социум к правовой гармонии, обеспечив не только иерархизацию правовых ценностей, но и выбор правовых решений на основе существующего правового менталитета, правовых традиций и правовых институтов.

На этом пути принципиальное значение имеет также различение ценностей права (т.е. тех ценностей, которые утверждаются и сохраняются с помощью права) и правовых ценностей (т.е. тех ценностей, которые несет в себе через века и поколения само право, правовая культура).

В основании права находятся такие абсолютные ценности как сохранение жизни, семьи, собственности, обеспечение безопасности, получение знаний, принятие решений и т.д. При этом служебная или инструментальная ценность права выражена, в частности, в том, чтобы провести границу между ценностями и антиценностями. В то же время целевое назначение права заключается в сохранении существующих ценностей и признании их в качестве ценностей права, что проявляется по таким направлениям: закрепление ценностей, информирование о ценностях, создание иерархии ценностей, перераспределение ценностей, и, наконец, защита ценностей [3].

Инструментальная ценность права – это его ценностный смысл как определенного регулятива, в соответствии с правилами и требованиями которого люди выстраивают свое поведение. Различие существующих правовых культур определяет различие в объеме нормативности, формах ее существования, процедурах и методах обеспечения. При этом если нормативная недостаточность правовой культуры может вызвать дезорганизацию отношений, рост преступности и т.п., то нормативная избыточность, создавая твердость и монолитность порядка, ограничивает свободу и инициативу личности, становится зачастую преградой для ее персонификации. Следовательно, достижение оптимальной нормативности правовой культуры, повышает ценностный смысл регулятивов. Инструментальная ценность права тем выше, чем в большей степени объем правового регулирования соответствует требованиям жизни.

Специального обсуждения заслуживает вопрос о возможности с помощью права осуществлять ранжирование ценностей, выстраивать их иерархию. Здесь два положения представляются заслуживающими обсуждения. Прежде всего, тезис о невозможности социального ранжирования различных пониманий блага, поскольку нет сопоставимости индивидуальных пониманий блага, а, следовательно, такое социальное (в том числе правовое) ранжирование суть попрание идеала свободной личности. И, во-вторых, все социальные блага (благосостояние, безопасность, должность, образование, призвание и пр.) разделяются на сферы, управляемые разными принципами. К тому же в разных культурах этим социальным благам придается разное социальное значение. Отсюда тезис несопоставимости, утверждающий отсутствие приемлемого метода ранжирования благ, продуктов культуры, т.е. блага (ценности) между культурами несопоставимы, как несопоставимы эти блага (ценности) между собой. По-видимому, несопоставимость индивидуальных пониманий блага не может служить основанием для отказа от формирования в соответствующей культуре устойчивых ориентиров при движении личности в мире ценностей.