Посягательство должно быть наличным.
Это условие правомерности необходимой обороны означает, что она возможна только в рамках осуществляющегося общественно опасного посягательства. Оно имеет свои границы - начало и конец посягательства.
Следует обратить внимание, что начало посягательства в необходимой обороне не совпадает с началом его фактического осуществления, которым могла бы быть признана стадия покушения на преступление. Оно связывается с более ранним моментом - с наличием реальной угрозы причинения вреда. Названное выше постановление Пленума Верховного Суда СССР указывает по этому поводу: "Разъяснить, что состояние необходимой обороны возникает не только в самый момент общественно опасного посягательства, но и при наличии реальной угрозы нападения" (п.5). В
На практике наличность посягательства чаще выражается в его реальном осуществлении: действия посягающего состоят в нанесении ударов, в покушении на убийство, в изнасиловании, в уничтожении, повреждении или хищении имущества и т.д.
Условия правомерности, относящиеся к защите
Количество и содержание условий правомерности, относящихся к защите, разное, в зависимости от вида необходимой обороны.
Для необходимой обороны первого вида (ч.1 ст.37 УК) условиями правомерности, относящимися к защите, являются следующие:
1) защите может быть подвергнут широкий круг правоохраняемых интересов;
2) обязательно в их числе должна быть жизнь обороняющегося или другого лица;
3) защита состоит в причинении вреда посягающему;
4) защита должна быть своевременной.
Для необходимой обороны второго вида (ч.2 ст.37 УК) в числе условий правомерности, относящихся к защите, следует назвать:
1) защите может быть подвергнут широкий круг правоохраняемых интересов;
2) в число объектов защиты не может входить жизнь обороняющегося или других лиц;
3) защита состоит в причинении вреда посягающему;
4) защита должна быть своевременной;
5) при защите не должно быть допущено превышения пределов необходимой обороны.
Таким образом, превышение пределов необходимой обороны возможно только при необходимой обороне второго вида, т.е. предусмотренной ч.2 ст.37 УК. Необходимая оборона, предусмотренная ч.1 ст.37 УК, превышена быть не может. При отсутствии каких-либо условий правомерности такой обороны, она в целом не может быть расценена как необходимая оборона. Содеянное лицом расценивается на общих основаниях.
Одинаково выраженные условия правомерности для обоих видов необходимой обороны будут рассмотрены сразу для всего института необходимой обороны.
Защите может быть подвергнут широкий круг правоохраняемых интересов
Об этом условии уже неоднократно говорилось. Оно означает, что:
1) защите подвергаются только правоохраняемые интересы. Интересы, не основанные на праве и законе, противоречащие им или морали, не могут быть объектом защиты;
2) защите могут подвергаться не только личные интересы обороняющегося, но и широкий спектр других правоохраняемых интересов. Употребление поэтому термина "самооборона" вместо термина "защита" является не совсем верным. Защищающийся может находиться с обороняющимся в самых разных отношениях дружеских, в соседских, в родственных, во враждебных; они могут быть очень близкими людьми (мужем и женой, отцом и сыном и т.п.) или совсем не знакомыми друг с другом. Если присутствуют другие условия необходимой обороны, она признается правомерной.
Защита состоит в причинении вреда посягающему.
Это условие правомерности необходимой обороны подчеркивает активный характер защиты. Ее сутью является причинение вреда, способного отразить общественно опасное посягательство. Содержание вреда разнообразно; вред может быть причинен здоровью или даже жизни посягающего, его телесной неприкосновенности или свободе, его собственности.
Следует отметить, что данное условие необходимо для обоих видов необходимой обороны. При этом совпадает толкование и размеров возможного вреда.
При защите вред может быть причинен только посягающему. [13] При этом, если посягательство осуществляется несколькими лицами (группой), правомерно причинение вреда любому из них. Причинение вреда иным (третьим) лицам исключает состояние необходимой обороны; в ряде случаев он может свидетельствовать о крайней необходимости или же квалифицируется на общих основаниях.
Защита должна быть своевременной.
Это условие правомерности необходимой обороны корреспондирует такому ее условию, относящемуся к посягательству, как его наличность. Защита возможна только от посягательства, которое начало осуществляться или имеется реальная угроза его осуществления и которое еще не закончено. В противном случае имеет место преждевременная или запоздалая оборона, которая необходимой не является. Вред, причиненный в результате преждевременной или запоздалой обороны, квалифицируется на общих основаниях.
При защите не должно быть допущено превышения пределов необходимой обороны.
Это условие правомерности необходимо только в отношении необходимой обороны второго вида. Необходимая оборона первого вида (ч.1 ст.37 УК) не может быть превышена.
Вопрос о пределах необходимой обороны относится к числу самых сложных в уголовно-правовой теории. В основном это объясняется невозможностью его качественной законодательной регламентации, поскольку, в свою очередь, невозможно отобразить в законе все встречающиеся в реальной жизни варианты общественно опасного посягательства и варианты оборонительных действий, предпринятых против него. Действия посягающего и действия обороняющегося включают в себя массу факторов, имеющих непосредственное значение для оценки правомерности необходимой обороны. В их числе могут быть названы, например: объект, на который посягают; характеристика потерпевшего от общественно опасного посягательства (его пол, возраст, физические данные, состояние здоровья, наличие каких-либо навыков, умение вести себя в экстремальных ситуациях, психическое состояние, психологическое состояние и т.д.); такая же характеристика посягающего; количественный состав посягающих и обороняющихся; содержание посягательства (посягательство на здоровье, половое посягательство, посягательство на собственность и т.д.); орудия и средства посягательства и защиты (оружие и его характеристика, предметы, используемые в качестве оружия, наличие навыков пользования ими и т.п.); интенсивность посягательства и интенсивность защиты; время суток (ночь, день); окружающая обстановка (безлюдное место, общественное место, квартира и т.п.); и т.д. Учесть все перечисленные и другие факторы в законе, разумеется, невозможно.
Кроме того, решая вопрос о пределах необходимой обороны, следует иметь в виду, что в состоянии душевного волнения, вызванного посягательством, обороняющийся не всегда может точно взвесить характер опасности и избрать соразмерные средства защиты. [14]
Понятие превышения пределов необходимой обороны ныне дано в ч.2 ст.37 УК. В соответствии с законом, превышением пределов необходимой обороны признаются умышленные действия, явно не соответствующие характеру и опасности посягательства. Таким образом, к признакам превышения пределов необходимой обороны следует отнести:
1) явное несоответствие защиты характеру и опасности посягательства;
2) умышленный характер причиненного при защите вреда. В неоднократно упоминавшемся постановлении Пленума подчеркнуто: "Превышением пределов необходимой обороны признается лишь явное, очевидное несоответствие защиты характеру и опасности посягательства, когда посягающему без необходимости умышленно причиняется вред. . Причинение посягающему при отражении общественно опасного посягательства вреда по неосторожности не может влечь уголовной ответственности" (п.7).
Защита при превышении ее пределов является чрезмерной, что очевидно как для самого защищающегося, так и для других лиц. Средства отражения посягательства излишне интенсивны, не вызываются характеристикой объекта, на который осуществляется посягательство (характер посягательства определяется, в основном, им), и (или) тем вредом, который мог быть причинен в его результате (опасность посягательства).
В ч.1 ст.38 УК говорится: "Не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер". Таким образом, законодатель в настоящее время придал причинению вреда при задержании лица, совершившего преступление, характер самостоятельного обстоятельства, исключающего преступность деяния, вычленив его из института необходимой обороны, как это было при действии УК РСФСР 1960 года.
Право на задержание лица, совершившего преступление, имеют все граждане без исключения. Оно признается и поощряется государством, поскольку позволяет эффективнее бороться с преступностью, формирует у граждан активную жизненную позицию, способствует общей и частной превенции. Однако само это право должно осуществляться в рамках "правового поля", т.е. без нарушения других правоохраняемых интересов, в соответствии с законом. Особенно актуален этот вопрос при причинении вреда задерживаемому лицу, совершившему преступление, который вполне возможен и часто допустим, но должен быть правомерен.
Право на задержание лица, совершившего преступление, имеет как потерпевший от этого преступления, так и любое другое лицо, не имеющее к этому преступлению никакого отношения.