Смекни!
smekni.com

Решение конституционного суда как самостоятельный источник права (стр. 2 из 2)

Профессор В.Д. Зорькин отмечает: «В российской юриспруденции существует взгляд на решения Конституционного Суда как на решения прецедентного характера. Действительно, некоторые существенные свойства решений Конституционного Суда, содержащих правовые позиции, сближают их с прецедентами. Так, его решения распространяются не только на конкретный случай, но и на все аналогичные случаи и имеют официальный характер, делающий их реализацию обязательной на всей территории страны. Поскольку можно говорить о самостоятельной правотворческой функции Конституционного Суда следует признать, что его решения приобретают прецедентный характер и становятся источниками права» [9].

Безусловно отдельные свойства судебного прецедента характерны для решений конституционного суда. Но по нашему мнению между ними есть и существенные различия.

Судебный прецедент – «решение суда по конкретному делу, которое служит образцом для принятия в будущем решений по другим делам, возникшим в связи с аналогичными фактическими обстоятельствами» [10]. Судебное решение, становящееся прецедентом, обязательным, как правило, для судов, рассматривающих аналогичные дела, т.е. обладающих одинаковой подсудностью. Причем небольшая непохожесть в фабуле дела может повлечь принятие иного решения. На федеральном уровне в Российской Федерации функционирует один Конституционный Суд? и он не намерен выносить одинаковые решения. Однажды высказанная позиция Конституционного Суда служит основанием для отказа в принятии к производству похожих дел. К тому же в соответствии со ст. 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений [11].

Такое различие в правовой природе и юридической силе решений Конституционного Суда Российской Федерации и судебного прецедента объясняется особым статусом Конституционного Суда. Профессор В.Е. Чиркин предлагает не включать этот Суд в судебную власть, а отнести его к специальной ветви – контрольной, поскольку функция конституционного контроля является для него первоочередной [12]. Однако более признаваемой является точка зрения о том, что Конституционный Суд имеет двойственную природу. Так, например, по мнению профессора Б.С. Эбзеева Конституционный Суд «обладает двойственной правовой природой. С одной стороны, Конституционный Суд является конституционным органом государственной сласти и в данном качестве стоит в одном ряду с другими конституционными органами государства – Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации, Правительством Российской Федерации» [13]. Нам более импонирует мнение тех, кто признает решение конституционного суда самостоятельным источником права[14].

Вместе с тем необходимо учитывать, что конституционные суды принимают различные решения: о толковании конституций, признании нормативных актов или их частей соответствующими или несоответствующими конституциям, по результатам рассмотрения споров о компетенции между органами государственной власти и т.д. Источником права является и правовая позиция конституционного суда. Причем правовая позиция не обладает той же юридической силой, что и постановление конституционного суда о толковании конституции или признании нормативного акта, не соответствующего конституции. Она обязательна, но ее неисполнение не влечет тех же последствий, что и при неисполнении решений суда.

На основании ст.80 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» в редакции от 15 декабря 2001 года органы власти и должностные лица обязаны принимать меры, если решением Конституционного Суда Российской Федерации нормативный акт признан несоответствующим Конституции Российской Федерации полностью или частично либо из решения Конституционного Суда Российской Федерации вытекает необходимость устранения пробелов в правовом регулировании. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации отменяет признанный неконституционным нормативный акт, принимает новый нормативный акт либо вносит изменения и/или дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. Если по истечению двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации не будут приняты настоящим пунктом меры в связи решением Конституционного Суда Российской Федерации, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством.

Ответственность за неисполнение правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в этом законе не предусмотрена. Не предусмотрена она и в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года. В связи с этим правовые позиции конституционных судов реализуются с большим опозданием.

В соответствии со ст.77 Конституции Республики Коми, принятой 17 февраля 1994 года законы и иные нормативные акты принимаются Государственным Советом на сессиях, если за них проголосовало большинство от числа избранных депутатов. 12 апреля 1995 года Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении по делу о толковании статей 103 (ч. 3), 105 (части 2 и 5), 107 (ч. 3), 108 (ч. 2), 117 (ч. 3) и 135 (ч. 2) Конституции Российской Федерации высказал правовую позицию, заключающуюся в том, что акты парламента должны воплощать интересы большинства в обществе, а не только парламентского большинства. Это может обеспечиваться только в том случае, если за закон проголосовало большинство от установленного числа депутатов. Принятие большинством от данного числа решения во всех случаях учитывают волю представителей не менее чем половины избирательного корпуса, вследствие чего наличие вакантных мандатов депутатов не может сказаться на итогах голосования.

Только через четыре с половиной года в ст.77 Конституции Республики Коми были внесены изменения. В новой редакции законы принимаются большинством голосов от установленного Конституцией числа депутатов. Представляется, что это было сделано не потому, что существует правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, а в связи с появлением соответствующей нормы в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации». По-видимому, федеральный законодатель учел правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации.


Литература

1. Кечекьян С.Ф. О понятии источника права /С.Ф. Кечекьян // Ученые записки МГУ. Вып. 116. – М., 1946. – Кн. 2.

2. Allen C.K. Law in the making. Oxford univ. press. 1958. Р. 1.

3. Пучков О.А. Формы (источники) права. Правотворчество / О.А. Пучков // Теория государства и права. Под ред. Корельского В.М. и Перевалова В.Д. – М.: «Инфра М – Норма», 1997. – С. 288.

4. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ // Собр. законодательства РФ. – 1994. – № 13. – Ст. 1447.

5.Нерсесянц В.С. Суд не законодательствует и не управляет, а применят право (О правоприменительной природе судебных органов) /В.С.Нерсесянц // Судебная практика как источник права. – М., 1997. – С. 34-41.

6.Авакьян С.А. Нормативное значение решений конституционных судов / С.А. Авакьян // Юридическая природа актов конституционных судов Республики Болгария и Российской Федерации. – София, 2004. – С. 62-63.

7.Кряжков В.А. Конституционная юстиция в Российской Федерации / В.А. Кряжков, А.В. Лазарев. – М.: БЕК, 1998. – С. 227.

8.Бержель Ж-Л. Общая теория права/ Ж-Л. Бержель. – М.: 2000. – С. 98.

9.Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI веке. Взгляд с Ильинки / В.Д. Зорькин. – М.: Норма, 2007. – С. 116-117.

10.Конституционное право. Энциклопедический словарь. Под ред. Авакьяна. – М.: Норма, 2000. – С. 569.

11.О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ // Собр. законодательства РФ. – 1994. – № 13. – Ст. 1447.

12.Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения / В.Е.Чиркин. – М.: Юрист, 1994. – С. 124.

13. Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд / Б.С. Эбзеев. – М.: «Закон и право», 1997. – С. 119-120.

14.См.: Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России / Н.В. Витрук. – М., 2001. – С. 108; Лазарев В.В. Техника учета решений Конституционного Суда Российской Федерации / В.В. Лазарев // Журнал российского права. – 1997. – № 11. – С. 48; Хабриева Т.Я. Процессуальные вопросы толкования Конституции в деятельности Конституционного Суда Российской Федерации / Т.Я. Хабриева // Государство и право. – 1996. – № 10. – С. 17.

источник право нормативный акт