Смекни!
smekni.com

Система и структура конституционного права Украины (стр. 5 из 7)

Если проблемы теории и практики коллизионного права являются довольно исследованными в зарубежной юридической науке, преимущественно, в общей теории права [48], то для украинской конституционно-правовой науки вопрос касательно конституционных коллизий и конституционного коллизионного права является относительно новым. Впервые проблемы коллизий в конституционном праве Украины начал исследовать Ю.М. Тодыка, усматривающий, что коллизии нельзя рассматривать исключительно как отрицательное явление, поскольку их устранение и преодоление часто благоприятствует усовершенствованию действующего законодательства Украины [49]. На сегодня чуть ли не единым учебным изданием, в котором вслед за выше упомянутой работой Ю.М. Тодыки, освещаются проблемы теории и практики юридических коллизий в конституционном праве Украины является соответствующая работа О. В. Совгыри и Н.Г. Шуклиной [50]. Вместе с тем, соответствующая проблематика является истребованной современной правотворческой и правоприменительной практикой.

Относительно коллизионного права в его объективном значении, то его основным предметом выступают коллизии конституционно-правовых актов (темпоральные, пространственные, иерархические (субординационные)), под которыми принято понимать разногласия между разными видами этих актов, в случае регулирования ими аналогичных конституционно-правовых отношений, а также конституционно-правовые способы и средства их преодоления. При этом, в конституционной правоприменительной практике наиболее приемлемыми путями решения коллизий конституционно-правовых актов остаются правосоздание (принятие нового, отмена действующего или внесение изменений в действующий конституционно-правовой акт) или принятие коллизионных норм, которые являются средством устранения коллизий в действующем конституционном праве Украины.

К тому же, ныне во многих странах мира практикуются и другие организационно-правовые формы устранения и преодоления конституционных коллизий, например, образование согласовательных комиссий или советов. Ход конституционного процесса в 2007-2009 года в Украине удостоверяет перспективность подобных организационных форм для национальной и зарубежной правотворческой и правоприменительной практики.

По нашему убеждению, новорождаемое коллизионное конституционное право (от лат. collisio – столкновение) в Украине ныне представлено системой материальных и процессуальных норм этой области права, направленных на решение коллизий в конституционной правотворческой и правоприменительной деятельности. При этом, в процессе преодоления конституционных коллизий образовывается новый вид норм этой области права – конституционные коллизионные нормы [51].

Взаимодействуя с материальными и процессуальными нормами конституционного права конституционные коллизионные нормы формируют самостоятельный элемент системы конституционного права Украины - конституционное коллизионное право. Также можно предусмотреть, что в дальнейшем коллизионные конституционные нормы, в соединении с материальными и процессуальными нормами этой и других областей права будут образовывать институты коллизионного конституционного права.

Вместе с тем, новизна проблематики идентификации конституционного коллизионного права как составляющего элемента исследуемой нами отраслевой системы права, благоприятствовала и в некоторой степени ошибочному утверждению, что система конституционного права Украины, кроме других элементов своей структуры, содержит «материальное, процессуальное и, учитывая реалии современного конституционного процесса, коллизионного конституционного права» [52]. Указанное положение было отнесено нами к постановочным, но в процессе его апробации и дальнейших научных дискуссий с правоведами, в частности, с О.В. Совгырею, очевидной стала его неточность.

Неточность соответствующего тезиса заключается в том, что коллизионные отношения, а соответственно и нормы права, которые их регулируют, присущи как для материального, так и для процессуального конституционного права. В свою очередь, если исходить из того, что правовая коллизия является определенным отклонением от типичного, надлежащего права, то категорией парной категории «коллизионное право» может быть «типичное право». Соответственно, можно утверждать, что многоаспектная система конституционного права Украины, кроме других срезов и уровней, представленная конституционным типичным и конституционным коллизионным правом.

Важным срезом системы конституционного права Украины, безусловно, выступает национальное и международное конституционное право. Конституционный опыт государств-участниц ЕС свидетельствует, что национальное конституционное право является открытой системой, которая развивается и взаимодействует с международной правовой системой. В этом смысле можно согласиться с Л.А. Луць, что указанное благоприятствует сокращению отставания ряда национальных правовых систем от современных достояний и требований правового развития человеческой цивилизации [53].конституционный право украина частный публичный

К тому же, как справедливо утверждает современный греческий правовед Е. Венизелос, современное участие государств в интеграционных процессах на международном уровне и постепенная «интернационализация» конституций создают новую конституционную теорию и идеологию, которая в большинстве случаев определяет значение, содержание и функционирование конституции на пороге XXI столетия [54]. Эта новейшая конституционная теория и идеология находит свое объективное выражение и в структуре общей части национального конституционного права стран-участниц ЕС – именно общая часть конституционного права большинства стран Евросоюза включает, наряду с институтами и нормами общей теории национального конституционного права, также и институты и нормы конституционного права ЕС.

К примеру, «европеизация национальных конституций» [55] благоприятствовала тому, что в большинстве конституций государств-участниц ЕС институты и нормы конституционного права Евросоюза стали важной составляющей общей части конституционного права этих стран и нашли свое нормативное отражение в соответствующих разделах их конституций, закрепляющих институты конституционно-правового статуса человека и гражданина в ЕС, общие основания организации и деятельности органов ЕС, правовую защиту конституционных актов ЕС и т.п.

Можно сделать вывод, что в условиях глобализации модернизация и усовершенствование системы конституционного права Украины будет осуществляться путем усовершенствования ее международной составляющей – норм и институтов международного (европейского) конституционного права. При условии окончательного утверждения «конституционного права ЕС», в частности, после решения судьбы Лиссабонских соглашений 2008 года, и конструктивной ревизии деятельности Украины относительно сотрудничества с Европейским Союзом, несложно спрогнозировать расширение сферы правового регулирования международной составляющей системы конституционного права Украины [56]. В первую очередь, речь идет о тех новых институтах и нормах конституционного права Украины, которые определят общие принципы и порядок взаимодействия национального конституционного права с новорождаемым конституционным правом ЕС.

Вопреки существованию проанализированных срезов (уровней) системы конституционного права Украины, основными системообразующими составляющими этой отраслевой системы остаются институты и нормы национального конституционного права. Под институтом конституционного права следует понимать основной составной элемент системы конституционного права Украины, который объединяет объективно сформированную, целостную и относительно обособленную группу функционально взаимообусловленных и структурно взаимосвязанных норм конституционного права, которые регулируют конкретно определенные стороны (сегменты) общественных отношений, что является предметом конституционного права [57], хотя в 2007 году были предложены и другие концепции институтов конституционного права и их системы [58].

Норма же конституционного права Украины – это формально определенное, установленное или санкционированное народом Украины или государством или субъектами местного самоуправления правило волевого поведения или деятельности субъектов конституционного права, или условия пребывания этих субъектов в определенном состоянии или статусе (режиме), независимо от их воли[59]. Усматривается, что институты и нормы конституционного права, как традиционные составляющие национальной системы конституционного права «пронизывают» все разнопорядочные срезы (уровни) системы конституционного права, составляют нормативную структуру этих срезов (уровней) и выражают их правовое содержание.