Смекни!
smekni.com

Современный конституционализм: теория и перспективы развития (стр. 1 из 5)

конституционный право декларация юснатуралистический

СОВРЕМЕННЫЙ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ: ТЕОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ


Глобализация теории и практики современного конституционализма на рубеже тысячелетий вызвана мировыми интеграционными процессами. Аксиоматическую ценность конституционализм приобретает для стран Восточной Европы в современных условиях их конституционного развития, так как политико-правовая система конституционализма, "являясь важной инструментальной и процедурной гарантией становления, развития и функционирования саморегулирующихся институтов гражданского общества, одновременно выступает и как условие построения правового государства" [1].

Историческая ретроспектива становления и развития конституционных идей и институтов свидетельствует об относимости конституционализма к тем конституционным явлениям, которые возникли значительно раньше, чем сформировались представления о них. Теоретические истоки современного конституционализма заложены в юридико-правовых, философских, исторических, культурологических воззрениях мыслителей прошлого (Кант, Гегель, Гоббс, Гроций, Руссо, Локк, Монтескье, Джефферсон и др.) [2].

Конституционализм ведет начало от древнегреческих конституций, действовавших за несколько столетий до н.э., о которых известно лишь по трудам Аристотеля. В период принципата Древнего Рима появляются наряду с актами римского сената (senatusconsultus) императорские предписания различных видов, которые получили наименование конституций (constitutioediktum, mandatum, decretum, rescriptum). Их содержание и место в развитии правовой системы Рима представляет интерес, прежде всего, как экскурс в этимологию понятия. Ближе к современному представлению о конституционных актах Великая Хартия Вольностей (Англия, 1215 г.), "Форма правления государства Англии, Шотландии, Ирландии и владениями, которые к ним относятся. Орудие управления" (1653 г.), Билль о правах (Англия, 1689 г.), в которых уже прослеживаются идеи, отраженные в первых конституционных актах Северной Америки 70-х – 80-х г.г. ХVIII ст. и прежде всего в Конституции США (1787 г.). К этому же периоду развития конституционализма относятся Декларация прав человека и гражданина (Франция, 1789 г.), Конституции Франции и Польши, а также "первый конституционный акт в Украине" (М.П. Василенко) – "Правовой уклад и Конституции относительно прав и вольностей Войска Запорожского", известный как Конституция П. Орлика (1710 г.).

Не обращаясь к социальной или юридической оценке западного конституционализма, следует принять в адрес современной концепции конституционализма (в частности, применительно к странам постсоветского пространства) суждения А. Шайо о том, что у нас "какие угодно идеи, за исключением идеи классического конституционализма" [3].

Классический конституционализм уходит своими корнями в уникальную историю правовой культуры Запада, западную традицию права [4] и зиждется на частной собственности, ограничении (самоограничении) государственной власти в пользу гражданского общества и индивидуальной свободы, приобретающей юридическую форму субъективного публичного права как "права против общества в лице государства и его должностных лиц" [5] с последующим включением в его содержание составных третьего поколения прав – коллективных. Европейская культура – это "прежде всего… личностная культура (в этом ее универсализм)" (Д.С. Лихачев).

Однако очевидна невозможность механического использования западных конституционных образцов при решении проблем конституционализма в странах "молодой демократии", который не получил интегральной характеристики, а лишь имеет поливариантный элементный набор. А. Шайо верно отмечает, что точного определения явления дать не удается, хотя мы "улавливаем нарушения Конституции, и не только улавливаем, но и можем доказать это" и в этой связи приводит слова Св. Августина о Боге: "Не могу дать Ему определения, но знаю, что такое безбожие" [6].

Предложенная негативная дефиниция не удовлетворяет ни теорию, ни практику, т. к. конституционализм – "историческая реальность, которая вполне может быть выражена в эвристически значимых научных понятиях" [7], пригодных для использования на практике.

Термин "конституционализм", по мнению Г. Дж. Бермана был введен в научный оборот в конце ХVІІІ – начале XIX в. для обозначения главным образом американской доктрины верховенства писаной конституции над законами. Однако реальность этого феномена впервые проявилась еще в городских правовых системах Западной Европы в XI – XII столетиях [8].

В современной зарубежной юридической литературе конституционализм рассматривается в неразрывной связи с ограничением власти государства как "вера в существование конституционных способов относительно установления государственных ограничений", "юридическое ограничение государства и полная противоположность своевольному правлению" [9], совокупность принципов, порядка деятельности и институциональных механизмов, которые традиционно используются с целью ограничения государственной власти [10].

Мировое сообщество имеет богатый опыт формирования системы конституционализма. При этом каждое государство отличается определенной спецификой, особенностями (национального, исторического, политического, идеологического, культурологического, экономического и др. характера), которые детерминируют необходимость и возможность создания собственной модели конституционализма.

Так американские ученые к основным признакам конституционализма относят: его базирование на суверенитете народа; признание Конституции высшим правом, а не программным политическим документом; предписываемое Конституцией представительное правление; юридически гарантируемые принципы верховенства права, государственного управления на демократических основах, а также принцип ограниченного правления, разделения властей с системой сдержек и противовесов; наличие института конституционного контроля; невозможность приостановления или отмены действия конституции, ее жесткость и верховенство относительно иных правовых актов; гарантированность и защиту со стороны государства конституционных прав и свобод человека и гражданина и др. [11].

В отличие от американского конституционализма, во французском – наблюдается историческая вариабельность, т.к. в противоположность Америке, где с 1787 г. действует одна Конституция США, французской историей с момента принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г. накоплен богатый опыт. "Франции известно 17 конституционных систем… При этом последовательность конституций не должна, однако, скрывать элементов стабильности, которая поддерживается постоянством государственной административной структуры и организацией территориальных коллективов [12].

Типичную для немецкого конституционализма позицию Э. Кляйна достаточно подробно излагает С.В. Шевчук, акцентируя внимание на том, что основу немецкого конституционализма составляют: формирование воли большинства народа, которая не может сдерживаться и должна осуществляться свободно, а меньшинство должно иметь возможность создавать политическую оппозицию и потенциальный шанс стать большинством; конституционные средства для предупреждения централизации и злоупотребления властью, с этой целью Конституцией предусматриваются институциональные гарантии (разделение властей, федерализм, автономия муниципальных органов власти); нормы Основного закона должны иметь статус высшего права; осуществление судебного конституционного контроля; уважение прав человека и др. [13].

По мнению представителей современной российской науки конституционного права, конституционализм трактуется как сложное явление, которое содержит: а) конституционные идеи и категории, которые отображают первичные базовые ценности общества; б) массовое конституционное сознание граждан, населения в целом; в) конституционные нормы, акты и институты как нормативно структурированное выражение двух вышеупомянутых элементов; г) конституционный порядок как процесс и состояние реализации конституционных норм [14].

Энциклопедически закрепляется, что конституционализм следует понимать в широком и узком смыслах. Конституционализм в широком смысле – это теория конституции, история и практика конституционного строительства в той или иной стране, группе стран, мировом сообществе в целом. В узком смысле – целостная система знаний о базовых общечеловеческих политико-правовых ценностях, которые находят свое отображение в демократических конституциях и демократической конституционной теории, их содержании, формах, методах и степени реализации [15].

В украинской конституционно-правовой науке конституционализм не получил единого определения и интерпретируется по-разному. Обзор различных его характеристик позволяет сделать вывод, что в науке сложилось три основных подхода к его определению: политический, философско-исторический и юридический.

В политическом аспекте конституционализм раскрывается как особый характер отношений между государством и обществом на основе консенсуса, как идейно-политическая доктрина и движение. По мнению Ю.Н. Тодыки и В.С. Журавского "конституционализм в политическом понимании – это особый характер отношений между государством и обществом. Он является оформлением общественного согласия относительно соответствующих ценностей, принципов и механизмов" [16]. В.Н. Шаповал также считает, что "конституционализм – это, прежде всего, политико-правовая идеология, интеллектуальные обобщения, присущие определенному этапу исторического развития". Указывая, что вместе с тем конституционализм "нередко воспринимают как общественно-политическое движение, направленное на реализацию соответствующих идей" [17].

В философско-историческом – как учение о конституции, включая предконституционные идеи божественного, естественного права, договорного происхождения государства, учения о плутократии, тирании, деспотии, демократии и т.д. При этом конституционализм как "учение о конституции" рассматривается с двух позиций – широкой и узкой. "В широком плане он (конституционализм – Авт.) эволюционирует, начиная от мифологических форм миропонимания – параполитологии IV – III тыс. до н.э… до рационально-логичных форм мышления, т.е. до признаков теоретического знания, возникновения политико-правовой науки". В узком понимании конституционализм трактуется как комплекс политико-правовых идей и практики государственного строительства буржуазии XVII – XVIII ст., которая ориентировалась на создание институционально-правовых условий функционирования государств, в которых обеспечивалось бы "верховенство народа, исключительное правление законов, широкие права и свободы личности, демократическая избирательная система…" [18].