Смекни!
smekni.com

Суверенитет как важнейших конституционно-правовой принцип государственности (на примере стран-членов СНГ) (стр. 1 из 2)

СУВЕРЕНИТЕТ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ПРИНЦИП ГОСУДАРСТВЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ СТРАН – ЧЛЕНОВ СНГ)


В современный исторический период идет трудный процесс формирования новой правовой системы стран СНГ в новых условиях их независимого развития. И это происходит на фоне трансформации советской правовой системы и сложения новых интеграционных процессов в области права.

Перед национальными юридическими науками государств-членов Содружества стоит задача исследования интеграционных процессов в рамках СНГ, практики государственного строительства и тенденций развития конституционного законодательства этих государств. В рамках нашего исследования мы решили остановиться на анализе конституционного закрепления в странах СНГ такого важнейшего принципа государственности, как суверенитет. Несмотря на многовековую разработку юристами категории «суверенитет», теория суверенитета продолжает нуждаться в осмыслении и конкретизации. Это связано с тем, что каждая эпоха ставит перед государствоведами новые вопросы, от ответа на которые иногда зависит судьба государства, само его существование.

Все страны СНГ, основываясь на неотъемлемом праве на самоопределение, провозглашают себя суверенными государствами. Так ст. 1 Конституции Российской Федерации гласит: «Российская Федерация – есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления», а ст.4 гласит: «Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию». Статья 1 Конституции Республики Молдова провозглашает, что «Республика Молдова – это суверенное и независимое, единое и неделимое государство». Конституция Кыргызской Республики закрепляет: «суверенитет Кыргызской Республики не ограничен и распространяется на всю ее территорию. Защита суверенитета и независимости возлагается на Президента Республики и Вооруженные Силы государства». Конституция Туркменистана гарантирует верховенство и полноту государственной власти на своей территории. «Государственный суверенитет и территория Туркменистана едины и неделимы» (ст. 1). На государство возлагается защита независимости и территориальной целостности страны, охрана конституционного строя, обеспечение законности и правопорядка [1].

Государственный суверенитет получает выражение как в сфере внутриполитических, так и внешнеполитических отношений. Конституции стран СНГ закрепляют за республиками статус полноправного субъекта международных отношений. Внешняя политика стран СНГ исходит из принципов суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела других государств и иных общепризнанных принципов и норм международного права.

Каждая республика может заключать союзы, входить в содружества и другие межгосударственные образования, а также свободно выходить из них, руководствуясь высшими интересами государства, народа, его благосостояния и безопасности.

В конституциях стран СНГ закрепляется форма их государственного устройства. Большинство стран СНГ являются унитарными государствами с автономными включениями (Азербайджан, Грузия, Таджикистан, Узбекистан, Украина), либо без таковых (Армения, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Туркменистан). Так, согласно Конституции Азербайджанской Республики «Народ Азербайджана образует независимое светское демократическое унитарное государство, суверенная власть которого во внутренних вопросах ограничена лишь правом, а во внешних – только положениями, вытекающими из договоров и соглашений, на которые народ Азербайджана свободно изъявил свое согласие. Суверенитет Азербайджанской Республики неделим и распространяется на всю ее территорию» (ст. 72). Конституция определяет статус Нахичеванской Автономной Республики в составе Азербайджана как его неотъемлемой части (ст. 79). Конституция Казахстана объявляет Республику демократическим, светским и унитарным государством. Кыргызстан провозглашает себя суверенной унитарной демократической Республикой, построенной на началах правового светского государства (ст. 1) [2].

Только Россия сохраняет федеративную форму государственного устройства. Федерализм как принцип политико-территориального устройства, форма территориальной демократии, самоопределения и самоуправления народов в составе России является неизменной основой ее конституционного строя. Россия – это единое, но сложное по своей внутренней структуре государство. Важной чертой нового российского федерализма является признание равноправия субъектов федерации, что обусловлено равноправием народов, исторически объединившихся на земле России. Федеративное устройство России имеет задачей сохранение государственной целостности, единства системы государственной власти, рациональное разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерации и ее субъектов.

Следует отметить, это преимущественной формой национального самоопределения в странах СНГ по-прежнему выступает территориальная автономия, хотя во взаимоотношениях центра и автономных образований происходят весьма существенные изменения. Так Республика Азербайджан по-прежнему признает незыблемым статус Нагорно-Карабахской автономной области и Нахичеванской Автономной Республики, хотя Нагорный Карабах неоднократно поднимал вопрос о признании государственной независимости. Согласно Конституции Республики Таджикистан Горно-Бадахшанская автономная область в составе республики рассматривается не формой территориальной автономии, а административно-территориальной единицей (ч. 2 ст. 7). Украина признала статус автономной республики за Крымом. Статус Республики Крым определяется Конституцией Украины (гл. 7) и Конституцией Республики Крым. Украина рассматривает Крымскую Автономную Республику своей составной частью и предоставляет ей право самостоятельно решать вопросы, отнесенные к ее ведению. В свою очередь, Республика Крым провозглашает себя суверенным государством в составе Украины. В ее Конституции записано: «Носителем суверенитета и единственным источником государственной власти является народ, который составляют граждане Республики Крым всех национальностей» (ст. 2). Конституция Республики Крым предусматривает договорный характер связей с Украиной. Закрепляется норма о том, что «Республика Крым входит в государство Украина и определяет с ней свои отношения на основе Договора и соглашений» (ст. 9). Республика Крым, как записано в ее Конституции, самостоятельно вступает в отношения с другими государствами и организациями осуществляет с ними на основе договоров и соглашений взаимовыгодное сотрудничество в экономике, культуре, здравоохранении, образовании, науке и других сферах; строит свои взаимоотношения с ними на началах равенства, уважения суверенитета, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела, разрешения споров исключительно мирными средствами, добросовестного выполнения взаимных обязательств (ст. 10). Естественно, Украина не признает полной независимости Республики Крым [3].

Узбекистан признал суверенный характер государственной власти входящей в ее состав Республики Каракалпакстан. «Суверенитет Республики Каракалпакстан охраняется Республикой Узбекистан» (ст. 70 Конституции Республики Узбекистан). За Республикой Каракалпакстан закреплено право выхода из состава Узбекистана на основании всеобщего референдума народа Каракалпакстана (ст. 74). Однако это подлежит утверждению высшим органом государственной власти Республики Узбекистан Олий Мажлисом (п. 5 ст. 77 Конституции Республики Узбекистан) [4]. Предусматривается, что отношения Республики Узбекистан и Каракалпакстан регулируются договорами и соглашениями между ними в рамках конституции.

Статуса суверенной республики в составе Молдовы добивается юридически не признанная, но фактически существующая Гагаузская Республика. Самопровозглашенная Приднестровская Молдавская Республика требует не только юридического признания, но и установления конфедеративных отношений с Республикой Молдова. Молдова выступает против предоставления политического статуса Гагаузии и Приднестровью и требует, чтобы проблемы восточных регионов республики решались в рамках закона о местном самоуправлении. Эти вопросы получили отражение в Конституции Молдовы (ст. 111) [5]. Практически через все конституции стран СНГ проводится идея национальной государственности. Так Конституция Республики Казахстан подтверждает приверженность «идее национальной государственности», исходит из «незыблемости казахской государственности» (преамбула), рассматривает Казахстан «как форму государственности самоопределившейся казахской нации» (п. 1 раздела «Основы конституционного строя»). Одновременно с признанием приоритета так называемой «коренной» нации подтверждается, что Казахстан «обеспечивает равные права всем своим гражданам». Конституция Республики Узбекистан опирается на исторический опыт развития узбекской государственности [6].

Подчеркивая приоритет коренной нации, большинство стран СНГ в Декларациях о государственном суверенитете и конституциях используют широкую трактовку понятия «народ», отождествляя его с населением республики. Так Конституция (Основной закон) Азербайджанской Республики в ст. 1 трактует народ Азербайджана как «все граждане Азербайджанской Республики, проживающие в пределах территории Азербайджанской Республики и вне ее, рассматривающиеся как подвластные Азербайджанскому государству и его законам». Преамбула Конституции Кыргызской Республики гласит, что «народ Кыргызстана, стремясь обеспечить национальное возрождение кыргызов, защиту и развитие интересов представителей всех национальностей, образующих вместе с киргизами народ Кыргызстана», провозглашая приверженность «нравственным ценностям национальных традиций», принимает свою Конституцию. Очень четкую формулировку дает Конституция Республики Таджикистан: «Народ Таджикистана составляют граждане Республики Таджикистан независимо от их национальности» (ст. 6) [7].