Субъективную сторону убийства характеризуют также мотив, цель (равно как и особое эмоциональное состояние). Ряд мотивов, целей выделены в 4.2 ст. 105 УК РФ как квалифицирующие признаки. Особое эмоциональное (психологическое) состояние может расцениваться как аффект. И в последнем случае убийство квалифицируется по отдельно предусмотренной в УК РФ статье (ст. 107), с заметно пониженной по сравнению с ч,1, 2 ст. 105 УК РФ ответственностью за содеянное. В ч.1 ст. 105 УК РФ не названы мотивы, цели, которые могут присутствовать при совершении убийства. Возможные мотивы, цели при совершении убийства, квалифицируемого по ч.1 ст. 105 УК РФ, фактически определяются посредством исключения тех, которые названы в ч.2 ст. 105 УК РФ. Наличие аффекта у лица, совершающего убийство, не позволяет в любом случае квалифицировать деяние ни по ч.1 ст. 105 УК РФ, ни по ч.2 ст. 105 УК РФ. Содеянное подпадает под квалификацию по ст. 107 УК РФ, в том числе при определенных вариантах мотивов, целей. В судебной практике, с учетом мотивации действий, в частности, выделяются такие виды убийства, квалифицируемого по ч.1 ст. 105 УК РФ: из ревности; из мести на почве личных отношений; в ссоре или драке. Возможно убийство по мотивам зависти; неприязни; ненависти. К видам убийства, предусмотренного ч.1 ст. 105 УК РФ, можно также причислить умышленное причинение смерти в результате неправомерного применения оружия представителем власти либо лицом, выполняющим охранные функции, при неисполнении потерпевшим законных требований; из сострадания по просьбе тяжело больного потерпевшего (эвтаназия); при ошибочном восприятии определенных действий как нападения, когда отсутствуют признаки необходимой обороны.
Убийство из мести на почве личных отношений может быть совершено как по поводу правомерного, так и неправомерного поступка потерпевшего. Между поступком потерпевшего и убийством бывает и значительный временной интервал, и крайне малый.
Убийство может быть признано совершенным в ссоре или драке, во-первых, только при действительном наличии указанного рода тактов. Конфликт должен быть в определенной мере значительным, ненадуманным, во-вторых, само убийство в таких случаях, по сути, произрастает из событий ссоры, драки и соответственно отсутствует разрыв во времени между конфликтом и лишением жизни. В-третьих, ссора, драка подразумевают все-таки свободное участие, хотя степень активности сторон может быть и далеко неравной. Нельзя расценивать убийство как совершенное в ссоре, когда в действительности претензии, ругань, оскорбления исходят лишь от одной стороны. Также и убийство в драке совершается только тогда, когда будущие потерпевший, убийца обоюдно наносят друг другу удары или пытаются их нанести. Фактически совершаемое лицом нападение на потерпевшего с нанесение ему первоначально ударов, которые не влекут телесных повреждений, опасных для жизни, а затем причинение смерти могут свидетельствовать о мотиве мести, хулиганских побуждениях и других. И соответственно такое деяние не расценивается как убийство, совершенное в драке.
Вывод об установлении мотива или цели убийства при оценке содеянного обязательно должен быть сделан, поскольку мотив, цель способны непосредственно влиять на квалификацию. Соответственно ошибка в определении мотива, цели может повлечь неверную квалификацию.
Имеет весьма существенное значение проблема отграничения убийства от умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего. При убийстве умысел виновного направлен на лишение потерпевшего жизни, а при совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст. 111 УК РФ, виновность по отношению к причинению смерти потерпевшего выражается в форме неосторожности. При решении вопроса о направленности умысла виновного следует исходить из совокупности всех обстоятельств содеянного и учитывать, в частности, способ и оружие преступления, количество, характер и локализацию телесных повреждений. Должны приниматься во внимание причины и время наступления смерти, возможность (невозможность) сохранения жизни при условии оказания своевременной квалифицированной медицинской помощи.
При избиении потерпевшего руками, ногами, с использованием твердых тупых предметов, нанесении колотых, резаных, колото-резаных ранений в отличие от убийства для умышленного причинения тяжкоговреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего, не присуща направленность причинения порядочный характер. При совершении убийства такого рода такого рода способами удары чаще всего наносятся прицельно в область расположения жизненно важных органов, со значительной силой.
Исчерпывающий перечень оснований для квалификации убийств, как совершенных, по традиционно ранее употребляемой терминологии, при отягчающих обстоятельствах, содержится в ч.2 ст. 105 УК РФ. При формулировании в этой норме уголовного закона квалифицирующих признаков учтен ряд различных факторов, предполагающих повышенную опасность деяний, направленных на умышленное лишение жизни человека.
Вопрос № 2 Квалифицированные виды убийства
Убийство двух или более лиц (п. «а» ч.2 ст. 105 УК РФ). Отнесение этого признака убийства к отягчающим обстоятельствам объясняется тяжестью наступивших последствий и опасностью личности виновного, лишающего жизни нескольких человек.
Вполне возможны убийства одного лица за другим по разным мотивам, например одного потерпевшего - из хулиганских побуждений, а другого - в связи с выполнением им общественного долга или с целью сокрытия первого убийства.
Убийство одного человека и покушение на жизнь другого не может рассматриваться как оконченное преступление - убийство двух или более лиц. Поскольку преступное намерение убить двух лиц не было осуществлено по причинам, не зависящим от воли виновного, содеянное, следует квалифицировать как убийство по соответствующей статье УК и как покушение на убийство двух и более лиц.[7]
Убийство лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга (п.»б» ч.2 ст. 105 УК РФ). Повышенная общественная опасность такого убийства объясняется тем, что виновный действует по мотиву мести за выполнение потерпевшим обязанностей по службе или за общественную деятельность.
Близкими могут быть не только родственники, но и любые другие лица, которых любит, ценит, уважает, которыми дорожит это лицо. Пленум Верховного Суда РФ в п.6 постановления 27 декабря 1999г. разъяснил, что под служебной деятельностью следует понимать действия лица, входившие в круг его служебных обязанностей, вытекающих из трудового договора с государственными, муниципальными, частными и иными зарегистрированными в установленном порядке предприятиями и организациями независимо от формы собственности, с предпринимателями, деятельность которых не противоречит действующему законодательству, а под выполнением общественного долга осуществление гражданином как специально возложенных на него обязанностей в интересах общества или законных интересах отдельных лиц, так и совершение других общественно полезных действий.
Для признания убийства совершенным на почве мести за выполнение потерпевшим своих служебных обязанностей или общественного долга не имеет значения, совершено ли оно при исполнении потерпевшим служебных обязанностей или общественного долга либо в другое время; в момент, когда потерпевший выполнял действия, вызвавшие месть виновного, либо спустя какой-то промежуток времени.[8]
По п.«б» ч.2 ст. 105 УК РФ подлежит квалифицировать убийство и с целью воспрепятствовать служебной деятельности потерпевшего или выполнению им служебного долга, т.е. совершенное до того, как потерпевший совершил действия, которые виновный считал для себя нежелательными. В тех же случаях, когда убийство связано с незаконной служебной деятельностью (злоупотребление служебным положением, превышение власти и т.п.), такая квалификация убийства не применяется.
Указание на убийство лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, а равно сопряженное с похищением человека либо захватом заложника (п. «в» ч.2 ст. 105 УК РФ), является новым квалифицирующим обстоятельством для убийства. В УК РСФСР его не было.
К беспомощным потерпевшим следует отнести прежде всего престарелых, больных и малолетних. Состояние беспомощности характеризуется неспособностью жертвы оказать убийце сопротивление или уклониться от встречи с ним. Представляется, что по п.«в» ч.2 ст. 105 УК РФ следует квалифицировать также убийство потерпевшего, находящегося в бессознательном состоянии, в обмороке, сильном опьянении или во время сна.
Потерпевший должен находится заведомо для виновного в беспомощном состоянии, т.е. виновный должен осознавать, что совершая убийство, он использует беспомощность своей жертвы. При похищении людей или захвате заложников, когда в связи с этим совершено умышленное лишение жизни потерпевшего, действия виновного должны квалифицироваться не только по п. «в» ч.2 ст. 105 УК РФ, но и по совокупности соответственно по ст. 126 или 206 УК РФ.
Убийство женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности (п. «г» ч.2 ст. 105 УК РФ), отягчается тем, что жизни лишается и плод человека. Обязательным условием для применения этой нормы является заведомая осведомленность виновного о беременности потерпевшей (наличие внешних признаков беременности или доказательств, свидетельствующих о том, что виновный знал о беременности потерпевшей).
Для применения п. «г» ч.2 ст. 105 УК РФ не имеют значения сроки беременности и жизнеспособности плода.
Убийство, совершенное с особой жестокостью (п. «д» ч.2 ст. 105 УК РФ). Каждое убийство является жестоким преступлением, поэтому в данном случае необходимо установить его особую жестокость. Пленум ВС РФ в п.8 постановления от 22.12.92г. подчеркнул, что понятие особой жестокости связывается как со способом убийства, так и с другими обстоятельствами, свидетельствующими о проявлении особой жестокости.