В некоторых случаях мотивы совершения хулиганских действий могут представлять сочетание "чисто хулиганских", личных и иных мотивов. Поэтому в целях более четкого выяснения направленности преступного умысла, а так же установления причин и условий, способствующих совершению преступлений, следует в каждом случае с наибольшей точностью выяснять все мотивы, входившие в данную совокупность и обстоятельства их формирования.
Месть, ревность и другие низменные мотивы могут выступать в качестве отдельных первоначальных побудительных стимулов к действию, впоследствии перерастая в хулиганские мотивы, могут даже в известной степени сопутствовать им, но никогда при совершении хулиганства не становятся доминирующими.
Субъект, таким образом, может начать действовать на почве различных побуждений, но к ним при совершении хулиганских действий присоединяются хулиганские мотивы, побуждающие действовать определенным образом - грубо нарушать общественный порядок и проявлять явное неуважение к обществу. При совершении хулиганских поступков иные низменные побуждения играют роль побочных, второстепенных мотивов, а основными, преобладающими, наиболее глубокими являются все же хулиганские побуждения.
Специфическими чертами хулиганских мотивов являются скоротечность их формирования и действия, их "ничтожность" (явная недостаточность повода или несоразмерность его с совершенным действием), легковесность мотивации хулиганских действий. Этим они отличаются от других мотивов преступной деятельности.
Следует также учитывать, что хулиганский мотив признан в УК РФ 1996 г. квалифицирующим признаком ряда преступлений (ч. 2 ст. 105, ч. 2 ст. 111, ч. 2 ст. 112, ч. 2 ст. 115, ч. 2 ст. 116 УК РФ и т.п.). По мнению автора, такой шаг со стороны законодателя является вполне обоснованным, ибо по своей сути названный мотив является низменным, свидетельствует о ярко выраженной антиобщественной направленности виновного. По этой причине совершение преступления из хулиганских побуждений, вне всякого сомнения, свидетельствует о повышенной общественной опасности субъекта хулиганства, повышает степень общественной опасности преступления. Указанные обстоятельства явились основанием для выделения хулиганского мотива в качестве квалифицирующего признака и, соответственно, установления повышенной ответственности в указанных случаях.
Так, ошибочной была квалификация деяния, совершенного Н., который был привлечен к ответственности по п. д. ч. 2 ст. 112 УК РФ за то, что ночью, находясь в кафе, произвел три выстрела из огнестрельного оружия в охранника, причинив средней тяжести вред здоровью. Из материалов дела было установлено, что К начал стрельбу не из хулиганских побуждений, а в связи с произошедшим ранее конфликтом с потерпевшим; поэтому действия следует квалифицировать по ч. 1 ст. 112 УК РФ.
Детальный анализ психологической структуры хулиганского побуждения показывает, что его составляют два самостоятельных элемента, которые в своей совокупности либо по от дельности в конечном итоге образуют хулиганский мотив.
Первым и наиболее распространенным элементом является пренебрежительное отношение к общественным устоям и традициям, нормам морали, к интересам других людей и намерение проявить себя таким образом, чтобы выразить демонстративное неуважение к общепризнанным правилам поведения в общественных местах. Данный признак представляет собой, в сущности, презрение норм социального общежития, противопоставление себя всякому обществу, оскорбительное и унизительное отношение к окружающим.
Вторым составляющим элементом хулиганского мотива следует признать стремление субъекта выразить собственное гипертрофированное самомнение, повысить свой "авторитет" в глазах окружающих. Причем в качестве способа осуществления обозначенных побуждений виновный выбирает именно нарушение общественного порядка. В пони мании субъекта хулиганства указанный путь является наиболее простым и наглядным (действенным) для окружающих. Собственные потребности ставятся хулиганом превыше общепринятых правил, интересов иных лиц. Попирая постулаты общественного бытия, он своим поведением желает продемонстрировать окружающим личное отрицательное отношение к обществу и, таким образом, поднять собственное мнение в своих глазах.
Характерным примером является деяние Л., который был осужден по ч. 1 ст. 213 и по ч. 1 ст. 116 УК РФ. Он, находясь в состоянии алкогольного опьянения, зашел со своей собакой в подъезд многоэтажного дома. Увидев подростков, курящих в подъезде, Л. начал выражаться нецензурной бранью, стал натравливать на них собаку. В дальнейшем Л., используя в качестве оружия палку для тренировки собаки, причинил вред здоровью К.
Таким образом, хулиганское действие не направлено на достижение какой-либо вне его находящейся цели, а заключает свою цель в самом себе. Можно сказать, что при совершении хулиганских действий цель заключается в том, чтобы нарушить общественный порядок. Достижение этой цели удовлетворяет чувство неуважения к обществу у виновного, его потребность в самоутверждении.
В силу этого, цель хулиганских действий проявляется в стремлении продемонстрировать обществу явное неуважение посредством грубого нарушения общественного порядка, либо самоутвердиться в результате совершенных действий, возвысив себя над окружающими.
Хулиганские действия, как и любое другое преступление, совершаются конкретным лицом, которое обладает набором определенных свойств, имеющих юридическую значимость. Наличие этих признаков позволяет признать лицо субъектом состава хулиганства и является необходимой предпосылкой для возникновения и реализации уголовной ответственности.
Субъект хулиганства - это вменяемое физическое лицо, достигшее установленного законом возраста, виновное в совершении общественно опасного деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного ст. 213 УК РФ.
Необходимыми признаками субъекта любого состава преступления теорией и практикой уголовного права традиционно признаются: физическое лицо; достижение определенного законом возраста; вменяемость, то есть наличие у лица способности сознавать характер совершаемых действий и руководить ими.
На основании ст. 20 УК РФ уголовной ответственности по части первой ст. 213 УК РФ подлежит лицо, достигшее к моменту совершения этого преступления шестнадцатилетнего возраста. За совершение квалифицированного хулиганства (ч. 2 ст. 213 УК РФ) возраст уголовной ответственности установлен с четырнадцати лет.
Объективная сторона хулиганства включает в себя довольно широкий круг общественно опасных деяний, посредством совершения которых грубо нарушается общественный порядок. Вместе с тем, существует ряд обстоятельств, относящихся к раз личным элементам состава преступления, наличие которых в значительной степени увеличивает вред, причиняемый хулиганскими действиями общественному порядку. Общественная опасность таких действий выходит за рамки простого хулиганства, требует отдельной квалификации и, соответственно, применения к лицу более строгих мер наказания. Указанные признаки были учтены законодателем и нашли свое отражение в квалифицированном составе хулиганства.
В качестве обстоятельств, характеризующих квалифицированный состав хулиганства, предусмотренный ч. 2 ст. 213 УК РФ, выступают следующие признаки:
- совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, организованной группой;
- сопротивление в процессе хулиганских действий представителю власти или иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка.
По своей природе квалифицирующие признаки хулиганства относятся:
- к объекту (связанное с сопротивлением представителю власти или иному лицу);
- к объективной стороне (группой лиц по предварительному сговору или организованной группой).
Для квалификации содеянного как группового хулиганства необходимо, в соответствии со ст. 35 УК РФ, совместное непосредственное участие в выполнении объективной стороны данного преступления двух и более исполнителей. По этой причине, в случае соучастия, в тесном смысле слова, когда объективную сторону выполняет лишь один исполнитель, содеянное, при отсутствии иных квалифицирующих признаков, надлежит квалифицировать по ч. 1 ст. 213 УК РФ. Иные соучастники, как нам представляется, несут ответственность по ч. 1 ст. 213 УК РФ с применением ст. 33 УК РФ. Непосредственным участием следует признавать совершение взаимообусловленных и взаимодополняющих действий, направленных на грубое нарушение общественного порядка.
Хулиганство признается совершенным группой лиц по предварительному сговору в тех случаях, когда ее участники заранее договариваются о совместном осуществлении хулиганских действий, распределяя при этом функции и намечая возможные объекты посягательства. В этом случае, в соответствии с ч. 2 ст. 34 УК РФ, ссылка на ст. 33 УК РФ не требуется.
В своей практике по делу Т. и других Верховный Суд РФ указал: " Преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, за ранее договорившиеся о совместном его совершении, независимо от того, что некоторые из участвовавших не были привлечены к уголовной ответственности в силу недостижения возраста уголовной ответственности или ввиду невменяемости"'.