Хулиганские действия признаются совершенными организованной группой в тех случаях, когда они осуществляются группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений, предусмотренных ст. 213 УК РФ.
В ст. 213 УК РФ не содержится специальное указание на повышенную опасность более сложных форм соучастия (группа лиц по предварительному сговору, организованная группа). Однако такой вывод о более высокой степени их опасности можно сделать на основании ст. 35 УК РФ, а также систематического толкования норм Особенной части УК РФ. В силу этого обстоятельства суд при назначении наказания должен учитывать, в какой форме соучастия совершено хулиганство, назначая более строгое наказание при совершении хулиганства группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
Указанные действия, помимо общественного спокойствия, посягают на установленный порядок управления, неприкосновенность представителей власти и общественности, в силу чего существенно повышается степень общественной опасности хулиганских действий. К представителям власти судебная практика относит работников государственных органов и учреждений, наделенных правом в пределах своей компетенции предъявлять требования, а также принимать решения, обязательные для исполнения гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их ведомственной принадлежности2.
Определение понятия представителя власти дается в примечании к ст. 318 УК РФ. Данная норма разъясняет, что в уголовно-правовом смысле под представителем власти следует понимать должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
Полномочия представителя власти распространяются на широкий, неопределенный круг лиц вне зависимости от его служебной или ведомственной подчиненности. К представителям власти относятся лица, выполняющие функции на уровне федеральных органов исполнительной власти, субъектов федерации, а равно органов местного самоуправления. К ним же относятся контролеры уголовно-исполнительных учреждений, следственных изоляторов.
Ст. 213 УК РФ несколько ограничивает круг представите лей власти. Согласно указанию комментируемой нормы к ним относятся только те лица, которые выполняют обязанности по охране общественного порядка. К таким обязанностям следует отнести: обеспечение охраны общественного порядка на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, аэропортах и других общественных местах, а также пресечение совершаемых преступлений и иных антиобщественных деяний.
К иным лицам, исполняющим обязанности по охране общественного порядка, относятся, в частности, народные дружинники, военнослужащие, задействованные в охране общественно го порядка. Сопротивление, которое оказывается хулиганом гражданину, пресекающему хулиганские действия, также полностью охватываются признаками ч. 2 ст. 213 УК РФ.
Правильная квалификация такого рода действий требует, прежде всего, выяснения характера связи сопротивления с хулиганством. Схематически эта связь может быть изображена следующим образом: хулиганские действия - действия представителей власти, общественности, граждан, направленные на восстановление общественного порядка, пресечение хулиганства сопротивление этим действиям со стороны хулигана. При этом необходимо установление того, что сопротивление является непосредственным продолжением хулиганства, как бы его составной частью, и разрыв во времени между этими действиями отсутствует.
Надо иметь в виду, что далеко не всегда хулиганство выражается в совершении одного действия. Оно нередко продолжается в течение более или менее длительного времени и проявляется в совершении различных действий. Если же сопротивление не является непосредственным продолжением хулиганства, совершено после его прекращения, в связи с последующим задержанием преступника, хулиганство по этому признаку злостным не признается. В этом случае совершенное хулиганство должно квалифицироваться по ч. 1 ст. 213 УК РФ и по совокупности с соответствующими преступлениями против порядка управления (ст. 317, 318, 319 УК). Если же такое сопротивление оказывалось гражданином и было сопряжено с причинением вреда его здоровью (лишением его жизни), оно должно квалифицироваться как соответствующее преступление против личности.
Сопротивление, оказанное после прекращения хулиганских действий, например, в связи с последующим задержанием виновного, не должно рассматриваться как квалифицирующее обстоятельство хулиганства и подлежит самостоятельной оценке в зависимости от фактических обстоятельств.
Прежде всего, отметим отсутствие каких-либо оснований для различного толкования термина "сопротивление" применительно к представителям власти, выполняющим обязанности по охране общественного порядка, и к иному лицу, в том числе к гражданину, выполняющему аналогичные обязанности или пресекающему хулиганские действия. Ч. 2 ст. 213 УК РФ не предусматривает здесь двух видов сопротивления, характеризующихся различными признаками. Наоборот, эта норма устанавливает, что одно и то же действие - сопротивление - наказуемо независимо от того, оказывается ли оно представителям власти или общественности, выполняющим обязанности по охране общественного порядка, или гражданам, пресекающим хулиганские действия. Закон установил для граждан, пресекающих хулиганские действия, такую же уголовно-правовую защиту, как и для представителей власти или общественности. Попытки сузить понятие "сопротивление", когда речь идет о сопротивлении гражданам, пресекающим хулиганские действия, противоречат со держанию ч. 2 ст. 213 УК РФ, оставляют, по существу, безнаказанными действия хулиганов и не способствуют повышению эффективности борьбы с хулиганством.
По нашему мнению, под сопротивлением лицам (как представителям власти, общественности, так и гражданам), исполняющим обязанности по охране общественного порядка, либо пресекающим хулиганские действия, необходимо понимать не просто проявление неповиновения указанным лицам, а оказание им активного противодействия, которое может выражаться в том, что лицо вырывается из рук задерживающих, хватается за различные предметы, чтобы помешать вывести его из помещения, угрожает применением насилия или фактически применяет физическое насилие, не опасное для жизни или здоровья.
Лицами, исполняющими обязанности по охране общественного порядка, являются участники народных дружин, вне штатные сотрудники милиции (участковые)1. Также к ним следует относить представителей различных общественных организаций, привлекаемых в определенных случаях к охране общественного порядка. Обязанности по охране общественного порядка возникают на основе соответствующего распоряжения (приказ о заступлении на службу сотрудникам ППС или начале дежурства членами НД). В то же время, на некоторых категориях представителей власти обязанности по охране общественного порядка лежат постоянно, вне зависимости от того, находятся они на службе или нет. Так, сопротивление сотруднику милиции в форме должно квалифицироваться по ч. 2 ст. 213 УК РФ несмотря на то, в рабочее или в свободное от службы время он пресекал хулиганские действия. Об этом говорится в разъяснении Верховного Суда РФ, где, в частности, отмечается, что согласно п. 1 ст. 10 Закона РФ "О милиции" милиция обязана предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения. При этом, как отмечает Верховный Суд РФ, не имеет значения, находится ли работник милиции на дежурстве или по своей инициативе предпринимает меры к пресечению преступления.
Так, С, проходя возле автомобиля, специально задел его, после чего сработала сигнализация. К нему подошел Е. и сделал замечание; в ответ на это С. из хулиганских побуждений, выражаясь нецензурной бранью, имевшимся ножом нанес два удара в область спины и удар головой в лицо. После этого Е. упал. Увидев происходящее, к ним подошел Ш. и попытался пресечь хулиганские действия. Однако С, оказывая сопротивление лицу, пресекающему нарушение общественного порядка, нанес удар ножом в грудь, а также не менее пяти ударов рука ми и ногами в разные части тела. Сопротивлением, в смысле ст. 213 УК РФ, признается не простое бездействие или пассивный отказ выполнить законное требование о прекращении хулиганства, но активные формы поведения, направленные на прямое противодействие правомерным действиям. Это может выражаться в отталкиваниях, ударах, вступлении в борьбу, связывании, лишении свободы лиц, препятствующих хулигану. Неподчинение законным требованиям, попытки скрыться, оскорбления и угрозы не относятся к перечисленным выше при знакам и не могут рассматриваться как сопротивление.
3.Спорные вопросы квалификации
Строгое соблюдение законности в сфере общественного порядка предполагает собой своевременное и эффективное осуществление оперативно-розыскных и следственных мероприятий, правильную квалификацию хулиганства и его четкое разграничение с иными составами преступлений. Данный вопрос на сегодняшний день остается весьма актуальным. Не случайно Пленум Верховного Суда РФ обратил внимание на тот факт, что свыше половины изменений в уголовных делах по фактам хулиганства связано с неправильной квалификацией.
Законодательная конструкция хулиганства такова, что рассматриваемый состав во многих случаях тесно переплетается с иными видами преступлений. Это обусловлено тем, что способы грубого нарушения общественного порядка нередко предполагают собой посягательство на объекты иных составов преступлений. Кроме того, в ряде составов, смежных с хулиганством, имеются общие признаки субъективной стороны, что еще более затрудняет квалификацию.