Смекни!
smekni.com

Уголовный закон (стр. 2 из 7)

Действующее российское уголовное законодательство полностью кодифицировано. Единственным уголовным законом является Уголовный кодекс, который был принят Государственной Думой 24 мая 1996 года, одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года, подписан Президентом Российской Федерации 13 июня 1996 года и вступил в действие с 1 января 1997 года, заменив действовавший прежде УК РСФСР 1960 года.

Нормы, определяющие преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия, могут содержаться и в других законодательных актах (комплексных межотраслевых или уголовных, принимаемых в целях совершенствования действующего уголовного законодательства). Однако в соответствии с ч.1 ст.1 УК новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в, а потому не могут применяться самостоятельно.[2]

Как нормативный правовой акт уголовный закон является формой выражения уголовного права и, кроме того, его единственным источником. Перечень преступных деяний, виды наказания и иные уголовно-правовые последствия (например, судимость) устанавливаются исключительно уголовным законом. Никакой правовой акт, кроме уголовного закона, не может определять преступность и наказуемость деяний. Приговоры, определения и постановления судов, принимаемые по конкретным уголовным делам, не являются источником уголовного права. Не создает норм права и Верховный Суд РФ, наделенный Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом РФ от 31 декабря 1996 года "О судебной системе Российской Федерации" правом дачи разъяснений по вопросам судебной практики. Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ толкуют содержание уголовно-правовых норм и оценивают судебную практику.[3]

Определяя преступность и наказуемость деяний, а также иные уголовно-правовые последствия, уголовный закон, как гласит ч.2 ст.1 УК, основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права. Это означает, что принимаемые в РФ уголовные законы не должны противоречить Конституции, которая имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 31 октября 1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", суд, разрешая дело (в том числе и уголовное), применяет непосредственно нормы Конституции в случае, когда придет к выводу, что федеральный закон (например, уголовный) находится в противоречии с ней[4].

Принимаемые в РФ уголовные законы должны соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права, являющимся согласно ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации составной частью ее правовой системы.[5] Однако, как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", "международные договоры, нормы которых предусматривают признаки составов уголовно наказуемых деяний, не могут применяться судами непосредственно, поскольку такими договорами прямо устанавливается обязанность государств обеспечить выполнение предусмотренных договором обязательств путем установления наказуемости определенных преступлений внутренним (национальным) законом (например, Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года, Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 года, Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года).

Исходя из пункта “о” статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также статьи 8 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовной ответственности в Российской Федерации подлежит лицо, совершившее деяние, содержащее все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации.

В связи с этим международно-правовые нормы, предусматривающие признаки составов преступлений, должны применяться судами Российской Федерации в тех случаях, когда норма Уголовным кодексом Российской Федерации прямо устанавливает необходимость применения международного договора Российской Федерации (например, Уголовного кодекса Российской Федерации)"[6].

Уголовный закон является юридической базой для осуществления правосудия по уголовным делам, реализации уголовной политики государства в сфере борьбы с преступностью. Деятельность органов предварительного расследования, а также суда по осуществлению правосудия основана на строгом и неукоснительном соблюдении уголовного законодательства. Никто не может быть привлечен к уголовной ответственности и осужден за деяния, которые не признаны в качестве преступлений уголовным законом.

Уголовный закон имеет также большое предупредительное и воспитательное значение. Уже самим фактом своего существования уголовный закон оказывает сдерживающее влияние на неустойчивых лиц (склонных к совершению преступлений), а также воспитательное воздействие на граждан, формируя у них отрицательное отношение к общественно опасным действиям, которые признаются преступлениями.

Вопрос №2 Система и структура норм уголовного закона

Поскольку действующее российское уголовное законодательство представляет, вопрос о структуре уголовного закона сводится к структуре.

является систематизированным законодательным актом, отличающимся внутренним единством и согласованностью составляющих его уголовно-правовых норм и институтов. состоит из двух частей - Общей и Особенной, которые являются наиболее крупными его структурными элементами. Общая часть включает нормы, устанавливающие принципы и общие положения уголовного права, а также определяющие его важнейшие институты: понятие преступления, неоконченного преступления, соучастия в преступлении и др.

В Особенной части помещены нормы, которые определяют, какие общественно опасные деяния являются преступлениями, и устанавливают наказания, подлежащие применению к лицам, совершившим преступления.

Несмотря на различие в вопросах, решаемых нормами Общей и Особенной частей, они тесно связаны между собой, образуя целостное единство. Общую и Особенную части объединяет единство принципов и задач уголовного права. Нормы обеих частей взаимодействуют в процессе правоприменительной деятельности, так как нельзя применить норму закона, содержащуюся в Особенной части УК, не обратившись к Общей части, и наоборот. Например, при квалификации содеянного как неоконченной кражи по УК возникает необходимость применения соответствующей части ст.30 УК, определяющей признаки приготовления к преступлению и покушения на преступление. С другой стороны, содержащиеся в Общей части нормы, характеризующие, к примеру, институт соучастия в преступлении, не могут быть применены самостоятельно, без упоминания норм Особенной части, в которых содержатся признаки конкретных преступлений, так как нет "соучастия в преступлении вообще" - соучастие возможно лишь в совершении конкретного преступления.[7]

Общая и Особенная части уголовного закона подразделяются на разделы, разделы - на главы, а последние, в свою очередь, - на статьи, содержащие уголовно-правовые нормы.

Общая часть состоит из шести разделов[8]: I - "Уголовный закон"; II - "Преступление"; III - "Наказание"; IV - "Освобождение от уголовной ответственности и наказания"; V - "Уголовная ответственность несовершеннолетних"; VI - "Принудительные меры медицинского характера" - и пятнадцати глав, которые объединяют нормы, определяющие задачи и принципы уголовного права, действие уголовного закона во времени и в пространстве, понятие преступления и категории преступлений, лиц, подлежащих уголовной ответственности, формы и виды вины, признаки неоконченного преступления и соучастия в преступлении, наказание и его виды, а также другие институты уголовного законодательства.

Особенная часть содержит в себе также шесть разделов: VII - "Преступления против личности"; VIII - "Преступления в сфере экономики"; IX - "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка"; Х - "Преступления против государственной власти"; XI - "Преступления против военной службы"; VII - "Преступления против мира и безопасности человечества" - и девятнадцать глав. В основе выделения разделов Особенной части лежат свойства родового объекта посягательства, а в основе выделения глав - свойства видового объекта преступления.

Составляющие Общую и Особенную части уголовного закона нормы содержатся в статьях, которые являются первичными элементами структуры #M12291 9017477УК. Количество содержащихся в уголовном законе норм может не совпадать с количеством его статей. Это связано с тем, что статья закона является формой (правовой оболочкой) уголовно-правовой нормы, а последняя выступает как ее содержание. С помощью статьи уголовно-правовая норма и содержащиеся в ней предписания приобретают реальное бытие в уголовном законе. Поэтому в одной статье уголовного закона могут быть выражены как одна уголовно-правовая норма, так и несколько уголовно-правовых норм.[9] Например, в ст.214 УК сформулирована одна уголовно-правовая норма, определяющая признаки вандализма, а в ст.213 УК - две уголовно-правовые нормы, характеризующие составы простого и квалифицированного хулиганства.

В действующем УК насчитывается 360 статей с основной нумерацией, из них в Общей части - 104, а в Особенной - 256. Нумерация статей УК осуществляется арабскими цифрами. После введения в действие УК в него были внесены изменения и дополнения, в результате которых в Общую часть включена новая, а в Особенную часть - 21 новая статья, которые по сложившейся практике помещены в соответствующие разделы и главы и обозначены номерами статей, наиболее близкими с ними по содержанию, но с дополнением к имеющемуся номеру цифрового показателя ст.127. Исключение той или иной статьи из УК также не меняет порядок нумерации статей в нем.