В исламской концепции государства, как уже отмечалось ранее, существуют различные доктрины в отношении формирования и функционирования исламского государства. Сторонники одной призывают к установлению светского государства, другие стоят на традиционных позициях исламской концепции государства.
Но даже приверженцы светского пути развития исламских государств признают факт того, что неизбежно использование исламского права как личного закона мусульман в сфере конституционных прав и прав человека. Т.е. несмотря на признание светского пути признания государства исламское право будет оставаться важнейшим фактором в формировании правового менталитета, правового сознания и правового поведения мусульман, несмотря на то, что роль исламского права ослабевает в сфере публичного права.
Выводы
исламский право коран мусульманский
Несмотря на то, что в основополагающих источниках исламского права не содержатся нормы и положения, которые бы непосредственно касались исламской концепции государства, однако именно в них содержатся те принципы, на которых основывается формирование исламской концепции государства.
Сама динамика развития, сам процесс развития и становления исламской цивилизации поставили вопрос о формировании исламского государства, основные теоретические положения которых содержались в исламской доктрине права и государства.
Современная концепция государства по-прежнему не является единой, она слагается из разных подходов: как сторонников секуляризма, так и его противников, т. е. тех, кто поддерживает светский путь развития, и тех, кто ратует за теократический путь построения исламского государства.
Несмотря на плюрализм различных теорий в рамках исламской концепции государства, краеугольным камнем данной концепции остается то, что основное назначение исламского государства рассматривается в связанности всех его органов исламским правом и ориентации их деятельности на осуществление его предписаний.
Литература
1. Луис Бернард. Ислам и Запад / Пер. с анг. С. Кулланда. - М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2003. - 320 с.
2. Коран / Пер. с араб. акад. И. Ю. Крачковского. - М.: Раритет, 1990. - 528 с.
3. Арсанукаева М. С. Арабский халифат. Шариат (мусульманское право): Лекция по учебной дисциплине "История государства и права зарубежных Стран". - М., 2002. – C. 5.
4. Rahman, Fazlur. Islam. - Chicago: University of Chicago Press, 1979.
5. Босворт К. Э. Мусульманские династии. Справочник по хронологии и генеалогии; пер. с англ. П. А. Грязневича. - М.: Наука, 1971. - 324 с.
6. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): Учебник / Под ред. В.А.Туманова. – М., 2000. – 448 с.
7. История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение / Отв. ред. В. С. Нерсесянц. - М.: Наука, 1986. - 346 с.
8. Ибн Таймийа. Правила борьбы с неверными. - Катар, 1983. - Текст на араб. яз.
9. Али Абдель Разек. Исламские основы государства. - Бейрут, 1966. - Текст на араб. яз.
10. Іналджик Г. Османська імперія. Класична доба 1300-1600; Пер. з англ. О. Галенко. - К.: Критика,1998. - 286 с.
11. История религии: В 2 т. - Т. 2: Ученик / Ф. М. Ацамба, Н. Н. Бектимирова, И. П. Давыдова и др.; Под общ. ред. И. Н. Яблокова. - М., 2004. - 676 с.
12. Хачим Ф. И. Вопросы государства и права в идеологии исламского фундаментализма // Известия высших учебных заведений. Правоведение. – 2000. - №1. – С.20-27.
13. Донцов В. Е. Дипломатический ежегодник. - М., 1997. , с.62-89
14. Абдуллахи Ахмед Ан-Наим На пути к исламское реформации. Гражданские свободы, права человека и международное право. - М.: Музей и общественный центр им. А. Сахарова, 1999.
15. Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. - М.: Наука, 1986. - 256 с.
16. Сапронова М.А. Государственный строй и конституции арабских республик. – М., 2003. – 216 с.
17. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. – М., 1998.– 400 с.