В конце XVII - начале XVIII века, как отмечает Г.Б. Абдуллаев, Азербайджан оказался в центре внимания Российского государства. Значительно усилившаяся в период царствования Петра I, она нуждалась в источниках сырья, имевших в изобилии в Южных областях Кавказа и особенно в Азербайджане. Овладение, поэтому, Каспийским побережьем, как важнейшего шага на пути к продвижению на Кавказ, а затем и в Среднюю Азию, стало главной стратегической задачей российского императора. Таким образом, последнее важное событие, которое случилось с империей Сефевидов - Прикаспийский поход Петра Великого. Россия рассчитывала выйти к Индии и Персидскому заливу именно через Азербайджан и Иран. Поводом для похода Петра послужило то, что в Ширване были убиты русские купцы. В то время здесь ширилось движение против сефевидской власти. Возглавляли его местные лидеры, в том числе, Гаджи Давуд, люди которого и убили русских купцов. Заявляя всем о том, что Петр хочет помочь сефевидскому шаху расправиться с «бандитами», сам Петр хотел добиться следующих результатов:
· превратить Каспий во внутреннее море России;
· ближе подойти к Персидскому заливу и Индии;
· превратить Иран в зависимое от России государство;
· помешать планам европейцев выйти к Индии;
· не позволить азербайджанским повстанцам получить поддержку от Османской Турции.[3]
Это событие повлекло за собой не только усиление Российской Империи и расширение границ, но и фактическое подчинение части Азербайджана. Однако после смерти Петра Великого влияние на эти территории ослабло. Таким образом, это событие можно охарактеризовать, как первую попытку Российской Империи включить в свой состав территории Азербайджана.
Весной 1722 года Петр I с большим войском двинулся к Астрахани, а в июле 1722 года, русская флотилия под его же командованием взяла курс на юг. В начале лета 1723 года без всякого сопротивления русские войска заняли Дербент, а 17 июля русские военные корабли вошли в Бакинскую бухту. Несколько месяцев спустя войска Петра I заняли Сальян. До 1724 года почти все западное и юго-западное побережье Каспийского моря было занято русскими войсками. Обеспокоенная успехами Российского государства в прикаспийских областях Османская империя весной 1723 году направила свои войска в Закавказье. Однако, как указывает Т. Юзефович, в дело вмешалось дипломатия, и в 1724 году в Стамбуле был заключен договор между этими государствами, по условиям которого Закавказье фактически было разделено между Турцией и Россией. Турция признала за Российским государством право на прикаспийские провинции. Россия обязалось в свою очередь не противодействовать влиянию Турции в остальной части Закавказья. Исключение составляла лишь центральная часть Ширвана с городом Шемахой. Стамбульский договор предоставлял Ширвану определенную автономию во внутренних делах. Турция не имела права держать в пределах Ширвана войска. К началу 30-х годов XVIII века обстановка в Азербайджане резко изменилась: его территория превратилась в арену военных действий между Турцией и Ираном. В Иране Надир Гули-хан Афшар (позже именовавшийся Надир-шахом) вел войны за восстановление прежних границ Иранского государства.[4] События 1722 – 1724 годов положили начало последующему, многолетнему противостоянию двух империй Российской и Османской в борьбе за территории Закавказья.
Итак, после смерти Аббас шаха Сефеви ибн Мухаммада Азербайджанское государство Сефевидов постепенно приходит в упадок. Опустошение казны, ослабление армии, раздоры в государственном аппарате - все это ускорило падение империи Сефевидов. С освобождением из-под власти Ирана в истории Азербайджана с середины XVIII века открывается период государственного функционирования независимых и полузависимых ханств.
1.2 Положение Азербайджана в экономике и международной торговле во второй половине XVIII века
Географическое расположение Азербайджана таково, что еще в древние времена здесь пролегал «Великий шелковый путь» - одна из наиболее важных артерий торговли древнего мира. Как уже было отмечено выше, это стало одной из основных предпосылок для включения азербайджанских территорий в состав Российской Империи. Рассмотрим и проанализируем основные факты экономического развития региона и торговых связей как основу интересов Российской Империи.
Во второй половине XVIII века, как и на всем феодальном Востоке, на территории Азербайджана господствовала феодальная раздробленность. В отличие от европейских государств, где феодальная раздробленность юридически закрепилась в рамках национальных территорий, в Азербайджане этот процесс получил оформление в системе Сефевидской империи. В период феодальной раздробленности само феодальное государство не исчезает, но в государственном устройстве страны происходит смена централизованной монархии феодально-раздробленными монархиями. Характерной особенностью такого государственного развития является то, что в стране не было ни общего законодательства, ни общего суда, ни общих финансов и т.д. Однако, сама централизация, как один из атрибутов государственности, сохранялась, но не в масштабе страны, а юридически закреплялась в масштабе отдельных ее территорий.[5] Итак, ситуация феодальной раздробленности, наблюдавшаяся на этом историческом этапе стала предпосылкой ослабления позиций азербайджанских территорий с точки зрения обороны государственных границ от посягательств соседей.
Обособлению феодально-раздробленного Азербайджана наряду с политическими тенденциями способствовали и экономические отношения. Основным стержнем, стимулирующим государственную самостоятельность азербайджанских ханств, были торговля и торговые отношения. Во второй половине XVIII века основная торговая магистраль Запада и Востока сосредотачивалась в Каспийском регионе, центром которого была территория Азербайджана. Это усилило конкуренцию между основными участниками торговли с Ираном – Англией, Францией, Турцией, Россией. Они стремились использовать независимую от Ирана внутреннюю и внешнюю политику и торговлю азербайджанских ханов в своих интересах. Внутри страны развивались социально-экономические отношения, сельское хозяйство, различные отрасли ремесла. Территориальное разделение труда и лежащие в его основе природные богатства, которые в основном обеспечивали сырьем местное и ремесленное производство, а также являлись одной из замечательных статей вывоза в соседние и дальние страны способствовали постепенному хозяйственно-экономическому подъему ханств.[6] Экономические отношения азербайджанских территорий в данном периоде стали катализатором развития и, в тоже время, привели к росту имперских интересов России, хотя к тому моменту удовлетворение этих интересов было затруднено.
По мнению М.Я. Геллер, в XVIII веке продолжался процесс хозяйственной специализации отдельных районов страны. Наиболее развитыми земледельческими областями с посевами зерновых культур были карабахская низменность, Гянджа, Казах, Шемахинский, Кубинский районы и Шеки. Талыш и Баргушат славились культурой риса, на Апшероне культивизировался шафран, виноградарство и шелководство. Зерновое хозяйство, как в нагорной так и в низменной части Азербайджана занимало преобладающее место. В ряде районов Азербайджана развивалось товарное земледелие. Важными скотоводческими районами были Карабах, Ардебиль, Шемаха, Дербент. Сальяны, Джавад, Муганская и Ширванская степи, Карабахская низменность служили лучшими зимними пастбищами для стад кочевников. Рыболовный промысел был характерен для северо-восточного Азербайджана, а также для Шекинского и Гянджинского ханств. Железо добывалось в Дашкесане, а медь в Кедабеке. Важное место занимала нефть и соль. Нахичеванская минеральная соль вывозилась во все районы Закавказья. Специализация отдельных областей Азербайджана способствовала консолидации азербайджанских территорий, появились относительно крупные шелководческие хозяйства ширванского и шекинского ханов, оживленную деятельность в области сельского хозяйства проявили ханы иреванские.[7] Богатые природные ресурсы позволили азербайджанским ханствам вести равную торговлю с другими странами. С другой стороны заинтересованность в природных богатствах Азербайджана заставила признать независимость некоторых азербайджанских ханств. Этот факт способствовал политике мирного подчинения территорий Азербайджана.
Хозяйственно-экономическому подъему Азербайджана во второй половине XVIII века немало способствовало также дальнейшее развитие старых и становления новых городов. Расположенные в основном на известных караванных путях, азербайджанские города издавна были связующим звеном в транзитной торговле по сухопутным дорогам через страны Передней Азии. В период ханств сухопутная караванная дорога утратила свое былое значение, и основным торговым пунктом являлось Каспийское море. Через него велась «Каспийская торговля» со всеми странами: Англией, Францией, Турцией, Ираном, Россией, Хивой, Бухарой, Туркменией, Индией, Китаем.[8] Активная международная торговля, на территориях ханств, способствовала возникновению самостоятельного азербайджанского рынка, экономический базис которого, создавал основы для образования единого централизованного азербайджанского государства. Однако наличие внешне и внутриполитических факторов способствовало обратным процессам и, в конечном итоге, привело к разделу территории Азербайджана.