Правило обоснованноготемпа произнесения слов. Очень медленный темп (да еще в сочетании сневыразительностью) снижает активность, люди начинают отвлекаться, думатьо своем. А состояние напряженности, в котором часто находится гражданинпри встрече с представителем органа правоохра-ны, нередко повышается идоходит до нервной вспышки. В других случаях, при допросах, бывает целесообразнозадать высокий темп, хотя надо иметь в виду, что такой темп затрудняетвосприятие и понимание, быстро утомляет. Оправданно менять темп, используя,например, замедление для выделения важных слов, фраз, трудных для пониманиямест. Иногда от плавного, размеренного темпа бывает полезно почти сразупереходить к очень быстрому темпу, требуя быстрых ответов. Темп связанс паузами, которые нужны не для того, чтобы отдышаться, а с целью датьобдумать ответ собеседнику или повысить его напряжение или волнение.
Прием выразительности.Грамотно поставленное речевое сообщение должно отличаться выразительнойпартитурой, призванной повысить эффективность его восприятия. Оно зависитот общей культуры и образованности юриста, особенностей его личности, отношенияк жизни и делу. Правильно писал К. Чуковский, известный русский писательи лингвист: "Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качествосвоего сердца, своего интеллекта".2 Кроме того, чтобы быть выразительными убедительным, отмечал А.Ф. Кони, "Нужно знать предмет, о котором говоришь;нужно знать свой родной язык и уметь пользоваться его гибкостью, богатствоми своеобразными оборотами; нужно не лгать, ложь отнимает у публичной речиее силу и убедительность".3
Вместе с тем полезно применятьи ряд правил:
1 МатвиенкоЕ.А. Судебная речь. Минск, 1972. - С. 236.
2 ЧуковскийК.И. Собр. соч. Т. 3. - М., 1966. - С. 236.
3 Кони А.Ф.Собр. соч. Т. 4. - С. 142-143.
• эмоциональной выразительности(экспрессивности). В словах, произносимых юристом, должны звучать егоотношение к ним, вкладываемый смысл, адресность. Интонация слов правильна,когда она адекватна содержанию и значению слова в контексте фраз. Это непростая артистичность. Интонация обогащает смысл слова, обеспечивает еголучшее восприятие и понимание собеседником, производит впечатление. Поданным некоторых исследователей, понимание слова на 40% зависит от интонации,с которой оно произносится. Необходимо разнообразие, интонационное богатствопроизнесения слов. Монотонность, невыразительность произнесения слов наноситзаметный ущерб эффективности разговора, и резервы его повышения остаютсянеиспользованными. Речь на одной ноте (какой она часто бывает на судебныхзаседаниях при зачитывании приговора) утомительна для слушающих и дажедля самого говорящего (работают одни и те же мышцы речевого аппарата).Следует варьировать громкость, эмоциональность, тембр, но исключать форсированияголоса;
• лексической выразительности- использование точных, ярких, нестандартных, образных слов и словесныхоборотов, синонимов, омонимов, терминов;
• фонетической выразительности- отчетливое, ясное произношение, изменение ритмики, громкости, ударений- дикция;
• грамматической выразительности- использование разнообразных словесных оборотов, ярко сформулированныхвыражений, применение уменьшительных и ласкательных слов, идиом, афоризмов,пословиц, дидактических повторов, подытоживаний и др.;
• недопустимости срываголоса. Нельзя переходить на крик, а тем более на визг. Старая восточнаямудрость гласит: "Если ты кричишь, значит, ты не прав и слаб". Это производитнехорошее впечатление на собеседника, утомляет, грозит появлением сиплостии потерей голоса, что не украшает представителя власти.
Неречевые (невербальные)средства. Слово действует не только своим содержанием и смыслом, нои всем комплексом обрамляющих его неречевых i средств. Психотехникаиспользования невербальных средств сопровождения речи | связана с ихиспользованием при разговоре, что существенно усиливает силу слов, а игнорированиеее может ослаблять и даже сводить действие слова на нет. Общее правилотаково: говорить не только ушам, но и глазам слушающих.
Использование возможностеймимики. В широком смысле под мимикой понимаются выразительные движениямышц лица. В ней отражаются психическое состояние человека, отношение кокружающему, собственным высказываниям и действиям. В профессиональнойпсихотехнике мимика используется для усиления речевого высказывания, воздействияна собеседника, установления психологического контакта, формирования впечатленияо себе и своей позиции в разговоре, маскировки собственного психическогосостояния и отнршения'к происходящему и даже для улучшения самочувствия.В ходе контактов с гражданами при решении важных для них задач у них непроизвольноусиливается наблюдение за мимикой представителя власти. Они пытаются нередкопонять не только текст, но и подтекст, за словами угадать скрытый, действительныйсмысл их, уловить его отношение к информации, событию, к ним самим, какбы "читают лицо". Умение контролировать свою мимику, владеть ею для решениястоящей задачи - важное профессиональное умение работника органов правоохраны.
Следует взять за правиловсегда держать в поле внимания свою мимику: продумывать, какая онадолжна быть, какая она есть, соответствует ли она ситуации, когда ее следуетизменить и почему и пр. Многие работники не задумываются над тем, какоеу них выражение лица, не знают, не отдают себе отчета в этом. Полезно начатьс того, чтобы несколько раз посмотреть в зеркало со специальной целью -узнать, каким ваше лицо чаще всего бывает. У некоторых оно всегда угрюмое,озабоченное, недоброжелательное, отталкивающее, даже злое.
Правило продуманного выражениялица выражает целесообразность намеренно управлять своей мимикой, придаватьс ее помощью то выражение лицу, которое будет способствовать желательномувосприятию вас, ваших мыслей и поступков собеседником, другими людьми.Чаще всего в действиях работников органов правоохраны оно должно демонстрироватьспокойствие, самообладание, уверенность, доброжелательность.
Необходимо использоватьвсе мимические средства для нужной выразительности своего лица. Этопрежде всего выражение глаз, направление взгляда, особый рисунок носогубныхскладок, складок лба, общее положение головы (обычное, прямое положение,высокомерно поднятый подбородок, наклон вперед с взглядом исподлобья идр.), движения мышц лица (в том числе мышц век глаз и окружающих, которыев первую очередь и определяют их выражение). Мимика многообразна и динамичнаи может отражать отношение говорящего к произносимым словам (их значимостьдля говорящего, вера в то, что он говорит, как понимает то, что говорит,как понимает слушающего и др.), психические состояния говорящего (радость,удовлетворение, внимательность, скуку, досаду, усталость, удивление, волнение,напряжение, гнев, растерянность и пр.), отношение к собеседнику (безразличие,уважение, сочувствие, доброжелательность, пренебрежение, разочарованиеи др.), отношение к самому себе и своим действиям (волевую собранность,решимость, непреклонность, неуверенность в себе, недовольство собой, самодовольство,чванливость, подготовку к какому-то действию и пр.), некоторые качества(интеллигентность, ум, малообразованность, глупость, самообладание, волюи др.).
Правило выражения глазотражает важнейшее значение выражения глаз при разговоре. Глаза справедливоназывают зеркалом души. В пьесе "Сонет Петрарки" советского драматургаН. Погодина есть такая сцена: в квартире двое ведут речь об одном хорошознакомом им партийном работнике. Один дает такую оценку ему: "Он всегдапроизносит красивые партийные слова, но глаза у него при этом беспартийные".Работнику правоохранительных органов надо разговаривать со своим визави,как говорят, глаз в глаз, иметь контакт глазами и даже в уместных случаяхпросить его тоже смотреть в глаза и не отводить их. В большинстве профессийне должно быть раздвоения между содержанием речи и выражением глаз, мимикой,ибо одни и те же слова при разном выражении лица и глаз могут приобрестипротивоположный смысл. Можно говорить с серьезным лицом и смеяться толькоглазами. В профессии юриста бывают обстоятельства, когда глаза и вся мимикапризваны маскировать его действительные состояния и отношения. Это требуетартистизма и умения управлять собой.
Жестикуляция. Можноподелить все жесты, используемые в деятельности работников правоохраны,на группы:1
• иллюстраторы, подкрепляющиеречевое сообщение, в том числе: указатели (палец, движение руки), пиктографы- картинное изображение формы и размеров предмета, идеографы - движениярук, моделирующие динамику какого-то события (например, движения руки сножом при ударе по телу), отмашки - движения, как бы отбивающие темп речи;
• жесты-омонимы - заменителислов "подойдите", "садитесь", "привет", "уходите", "уберите", "до свидания","ура!", "подождите", "плохо", "не верю", "ужас!" и др.;
• жесты-команды. Эта разновидностьжестов предусмотрена, например, для работы инспекторов дорожно-патрульнойслужбы, при строевых построениях ("В шеренгу становись!", "В колонну становись!"и др.);
• аффекгоры - движения, отражающиеотношение к действиям и словам собеседника и возникшие эмоции: согласие,несогласие, протест, сопереживание, осуждение, предупреждение (движениеуказательным пальцем), внимание и др.;
• регуляторы - кивок головой,направление взгляда, целенаправленное движение руками, демонстрирующеенамерения говорящего: предложение собеседнику помолчать, подождать, прерватьсвою речь, что-то дать или передать и др. Есть ряд я/ювил-рекомендацийпо использованию жестов:
• активно использоватьвозможности жестов при разговоре;
• не допускать бессмысленнойжестикуляции - размахивания руками;
• избегать стереотипнойжестикуляции - использования только одного-двух постоянно повторяющихсяжестов (например, "рубки воздуха", "указующего перста").