Смекни!
smekni.com

Прикладная юридическая психология (стр. 181 из 187)

Воспитывающая функциярежима состоит в том, что строгая организованность жизни и быта осужденных(наличие распорядка дня, регламентированность условий отбывания наказанияи пр.) со временем накладывает отпечаток на поведение и в целом на их характер,постепенно приучая к дисциплинированности, аккуратности, исполнительности.

Обеспечивающая функциярежима проявляется в создании благоприятных условий для организации труда,обучения, воспитательной работы, исправительной деятельности персоналаи самодеятельных организаций осужденных, а также для подключения различныхвнешних общественных объединений к работе в колониях.

Исправление осужденных вусловиях отбывания наказания основывается на способности человеческой психикипретерпевать изменения под воздействием специально организованной внешнейсреды. Если целенаправленность последней эффективно задействует исправительныйпотенциал таких средств, как режим, творческий и производительный труд,разнообразные формы общего и профессионального обучения, многоплановыевиды воспитательной работы и общественных воздействий, то можно вести речьо реальной возможности исправления осужденных. При этом актуальность примененияименно психолого-педагогических методов в воспитательной работе впервыеопределена в новом (1996 г.) Уголовно-исполнительном кодексе РоссийскойФедерации.

В периодических изданияхи в научных публикациях порой ставится под сомнение правомочность отнесениязаконодателем (ст. 9 УИК РФ) режима к одному из основных средств исправленияосужденных (наряду с трудом, воспитательной работой, обучением и общественнымвоздействием). Но опыт и исследования показывают, что режим является такимсредством, когда все его функции согласованы между собой и проявляютсяв полном объеме, базируясь на психологически обоснованных требованиях организациижизни и деятельности осужденных. Если же между функциями имеются противоречияили дисбаланс в реализации (например, преобладание карательной функциинад воспитательной и как результат - применение преимущественно одноговида санкций - водворение осужденного в штрафной изолятор или в помещениекамерного типа при любых нарушениях, невзирая на тяжесть проступка и личностьпоследнего), то режим не выступает действенным средством исправления. Последнее,к сожалению, порой встречается на практике, несмотря на то, что в основунового уголовно-исполнительного законодательства положены принципы законности,гуманизма, рационального применения мер принуждения (ст. 8 УИК РФ). Объяснитьподобное положение дел можно лишь наличием у сотрудников пенитенциарныхучреждений профессиональной деформации личности ("репрессивный уклон")либо отсутствием у них должной психологической компетентности.

Дифференциация и индивидуализацияисполнения наказаний также выступают основными принципами УИК РФ. Однаков практике исправительных учреждений без участия психологов зачастую происходитлишь их декларирование, но не создание целостной воспитательной системы,базирующейся на психолого-педагогических методах. Это не позволяет персоналууспешно решать задачи по целенаправленному изменению личности и коллективаосужденных.

В связи с изучением зарубежногопенитенциарного опыта сегодня все более настойчиво стали звучать призывыактивно внедрять в практику исправительных учреждений психологически обоснованныетехнологии ресоциали-зации осужденных. Подобные призывы останутся лишьлозунгами идеологов современной пенитенциарной реформы, если в ближайшиегоды не изменится организационная и штатная структура, если не будет привлеченозначительное число специалистов из числа психологов, психиатров, социальныхпедагогов и социальных работников. Актуальна и проблема решительного

улучшения психолого-педагогическойподготовки других типов специалистов, работающих в пенитенциарных учреждениях,так как в число основных направлений ресоциализующей деятельностивходят:

• психологическая диагностикаличностных особенностей каждого осужденного, выявление дефектов общей иправовой социализации личности, а также дефектов в психической регуляциии наличия пограничных нервно-психических расстройств;

• разработка долгосрочныхпрограмм индивидуально-личностной и групповой психолого-педагогическойкоррекции осужденных и поэтапная их реализация;

• осуществление в специальносозданных центрах необходимых мер психотерапии для осужденных, страдающихневротизацией и психопатическими проявлениями, неадекватными методами психологическойзащиты и личностными акцентуациями;

• разработка и внедрениеновых моделей и принципов исполнения и отбывания наказаний, базирующихсяна психологически обоснованных критериях исправления и предоставляющихвозможности для личностного роста;

• всемерное восстановлениенарушенных у осужденных лишением свободы социальных и других связей, мобилизацияих психической активности на выработку социально положительных ценностныхориентации и норм поведения, психологической готовности к правопослушномуповедению после освобождения.

Меры превенции, реализуемыев местах лишения свободы, базируются на создании в процессе исполнениянаказаний таких условий и такого "психологического климата", которые должныисключать или в значительной мере затруднять совершение осужденными новыхпреступлений. Это достигается не только мероприятиями, которые проводятсясотрудниками службы безопасности, и оперативно-режимной работой исправительныхучреждений, но и путем целенаправленного управления двумя типами факторов:1) теми, что непосредственно воздействуют на осужденных (воспитательныйпроцесс и его методы, личность воспитателя и организация отношений с осужденными,режим и возможности "прогрессивного отбывания наказания", труд и наличиев нем элементов творчества и социальной полезности, возможности системыобщего и профессионального развития) и 2) факторами факультативного характера(поддержание тесной связи с семьей, увлечение самодеятельным творчествоми самообразованием для повышения культурного уровня, активное участие вмероприятиях общественных и религиозных организаций и др.).

Антирецидивный эффектдеятельностиисправительных учреждений может быть невысок не только из-за низкой действенностимер профилактической работы с осужденными в местах лишения свободы (обеспечениеобщей и специальной превенции преступлений, правовое воспитание осужденныхи пр.), но и при отсутствии целенаправленной, в общегосударственном масштабе,системы постпенитенциарной реабилитации лиц, возвращающихся из исправительныхучреждений.

Психология личности исреды осужденных. Изучение индивидуально-психологических особенностейосужденных, акцентуаций и других черт их характера показывает, что по этимпараметрам они существенно не отличаются от правопослушных граждан. Различияобнаруживаются в особенностях

проявления ценностных ориентации,психических состоянии и статусно-групповой принадлежности осужденных. Именноэти параметры, по мнению специалистов, определяют "тюремный синдром" поведенияосужденного. Ведь сам факт совершения преступления, арест, помещение подстражу в процессе предварительного расследования и судебного разбирательства,отбывание наказания в пенитенциарном учреждении оказывают существенноевлияние на психику и поведение человека. Проиллюстрируем сказанное результатамиодного из экспериментов, проведенного зарубежными психологами и получившегоназвание "эксперимент с моделированной тюрьмой".

На этапе подготовки к экспериментубыло отобрано 24 испытуемых - учащихся колледжа. Их разделили на две равныегруппы, которые по своим социально-демографическим и психологическим свойствамсущественно не отличались, но одна выполняла роль надзирателей, а вторая- заключенных. Под помещение "тюрьмы" был отведен подвал здания. Здесьбыли оборудованы три камеры с решетками, нарами и другими соответствующимиатрибутами, а также карцер. Униформу заключенных составлял халат с личнымномером на груди и спине. На лодыжке одной из ног был закреплен металлическийзапирающийся браслет с цепью. Все внешние атрибуты "надзирателей" (форма,дубинка и т.д.) также способствовали идентичности личности с выполняемойсоциальной ролью. "Надзиратели" работали посменно, а "заключенные" должныбыли провести в камерах две недели.

Видеозапись зафиксировала,что уже с первых часов общения между "заключенными" и "надзирателями" сталиустанавливаться отношения враждебности, агрессивности. У большинства "заключенных"наблюдались такие симптомы, как потеря личностной индивидуальности (всестали похожи друг на друга), снижение чувства собственного достоинства,подавленность, враждебность по отношению к "надзирателям". Ситуация оказаласьнастолько сложной, что пятерых "заключенных" пришлось освободить черезпять суток, так как они впали в состояние депрессии, часто кричали, сильноожесточились и проявляли крайнее беспокойство. Один "заключенный" был освобожденпосле того, как у него на коже появились пятна в результате психическогонапряжения. Эксперимент, рассчитанный на две недели, пришлось приостановитьспустя семь дней.

"Моделированная тюрьма" наглядноподтвердила, что социальная изоляция в виде лишения свободы оказывает существенноевлияние на психику человека, причем более сильное, чем представляют себемногие работники правоохранительных органов. Как отмечает американскийученый X. Зер, традиционная тюрьма и атмосфера в ней "лишает человека собственногодостоинства... По сути тюремные нормы предписывают постоянное послушание,умение следовать приказам. ...Покорность и послушание - вот тот урок, которыйпризвана преподать тюрьма, но меньше всего этот урок пригодится, чтобыосвоиться на свободе".1 Поэтому одна из важных проблем современнойпенитенциарной науки и практики - установление точного соответствия междутяжестью совершенного преступления и мерой наказания. Срок уголовного наказания,вид режима и его атрибуты, с одной стороны, должны вызывать у осужденногопереживания, способные удержать его от совершения новых преступлений, ас другой - не должны пагубно сказываться на его здоровье и состоянии психики.Не случайно в процессе современного реформирования уголовно-исполнительнойсистемы во всех странах существенное внимание обращается на гуманизациюусловий содержания осужденных.