Смекни!
smekni.com

Прикладная юридическая психология (стр. 29 из 187)

Примерно то же значение имеютжесты и действия, выражающие претензию на территориальные права: человеккладет ногу на ручку кресла, стол, ставит багаж на свободные места в транспорте,зале ожидания. Могут быть и другие способы захватывания пространства. Вторжениев пространство другого человека всегда вызывает напряжение и чревато конфликтом.

Психологическая дистанция.Понятие дистанции,расстояния между людьми имеет не только физический, но и глубокий социально-психологическийсмысл. Знание и понимание его прямо связано с личной безопасностью человека.

Психологическая дистанцияопределяется многими факторами, но главные - это представления людейо себе, с позиций которых они и взаимодействуют друг с другом. Определениедистанции, на которой целесообразно оставаться, входя в общение с конкретнымлицом, требует определенного времени и навыков. В любом случае лучшей тактикойдля этого является внешне доброжелательное, но внутренне нейтральное отношениек любому человеку. При этих условиях другой человек быстрее проявит признакитого социально-психологического статуса, к которому он себя причисляет,и тем самым даст возможность определить дистанцию, на которой целесообразнодержаться в общении с ним.

Существует определенный предел,барьер, за которым начинается личное пространство человека и в котороеон не хотел бы пускать никого. Это пространство строго охраняется каждымчеловеком как от обнаружения его другими людьми, так и от вторжения в него.Бесцеремонность, отсутствие чувства такта - это и есть нарушение дистанциии системы внутренних, личных ценностей человека.

Современная массовая культура,насаждаемая средствами информации, предпринимает все усилия не только длясокращения дистанции между людьми, но и для ее уничтожения. Исключениеиз речевого общения отчеств людей и обращение со всеми только по именам,навязывание формы обращения на "ты", независимо от возраста и положения,обнародование подробностей личной жизни людей, навязывание нецензурнойлексики и т.п. - все это способы снятия дистанции, нивелирования людей"под одну гребенку", пренебрежительного отношения к такой психологическойреальности, как чувство собственного достоинства.

Например, люди, отбывавшиенаказание в виде лишения свободы, в обыденном общении очень конфликтны,они сами привыкли управлять ситуацией и решать, кого пустить в свое личноепространство, а кого не пускать. Сложность взаимоотношений с ними состоитв том, что они очень чувствительны к малейшим признакам нарушения дистанциии реагируют на это очень остро. Другой человек "по простоте своей" и вмыслях не имел что-то нарушить, но когда его решительно "отодвигают" физическиили психологически, то вполне может быть, что он преступил дозволеннуюграницу сближения.

Сформулированные правилахорошего тона требуют: не приближайтесь к человеку слишком близко. Хотяусловия жизни, в которые поставлено большинство людей, ежедневно сталкиваютих друг с другом и притупляют чувство дистанции, они не уничтожают егополностью. Большинство людей стремятся по возможности занять в пространствепозицию вне непосредственного соприкосновения с другими.

2.10. Психология уголовной ответственности

Понятие. Психологияуголовной ответственности - особое направление юридической психологии(частная теория), обслуживающее потребности уголовного законодательства(в том числе в разработке точных дефиниций) и формирование практики егоприменения, комплекс научных положений о механизмах включения психологическихзнаний в процесс правотворчества и правоприменения.

Цель включения психологическихзнаний в процессы уголовно-правового регулирования - обеспечение максимальнодетализированного учета особенностей и состояний личности для определенияусловий и предпосылок уголовной ответственности, ее индивидуализации. Этоважнейшая гарантия от необъективного вменения и несправедливости наказаниявследствие игнорирования или неполного учета личностных свойств, влияющихна содержание деяния, предшествующее и последующее поведение субъекта.

Адекватное отражение в понятиях,нормах, институтах уголовного права "действительного содержания" субъективногомира личности - необходимое условие социальной эффективности уголовногозаконодательства. Еще в начале века Л.И. Петражицкий писал о том, что именнопсихология, ее теория мотивации способна дать научно обоснованное решениевопросов регулирования и оценки индивидуального и массового поведения.1

В послереволюционные годыиспользование психологических знаний в уголовно-правовом регулированиидлительное время критиковалось, произошел "отрыв" юристов от психологии.И если в 70-е годы быстро стало продвигаться вперед развитие теории судебно-психологическойэкспертизы как одной из частных теорий юридической психологии, то констатацияна более глобальном уровне значимости общей и юридической психологии длязаконодательства и правоприменения задержалась.

1 ПетражицкийЛ.И. Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология.- СПб., 1905. - С. 193.

Даже в 80-е годы ставилисьвопросы психологического "обеспечения" по преимуществу криминологии, уголовно-процессуальнойдеятельности и исполнения наказаний, но не участия в развитии уголовногозаконодательства и практики его применения. Лишь правовая реформа 90-хгодов дала толчок развитию новой частной теории юридической психологии- психологии уголовной ответственности.

Основания психологии уголовнойответственности. Необходимостьиспользования психологических знаний в регулировании уголовно-правовойборьбы с преступностью на законодательном и правоприменительном уровняхобусловлена самим содержанием понятия преступление как деяния -активной и сознательной деятельности определенного субъекта. Поэтому требуетсяне просто формально-логическое соотнесение внешних признаков конкретногоакта деятельности с признаками, указанными в уголовном законе, но:

• такое формулирование последних,чтобы их совокупность для ведущих понятий, институтов, норм Общей и Особеннойчастей УК отражала (поскольку речь идет о поведении) психологически адекватныехарактеристики, достаточные для "узнавания" этого типа поведения в конкретномакте;

• обеспечение установленияи оценки индивидуально значимых свойств конкретного поведенческого актаи личности для справедливого решения вопросов ответственности и наказания.

Без использования на профессиональномуровне психологических знаний, относящихся к механизмам осознанного произвольногоповедения и влиянию на него особенностей личности, невозможно реализоватьэти требования. Необходимой опорой уголовно-правовой трактовки ответственностиявляется поэтому психологическая теория - раскрытие содержания уголовнонаказуемого поведения, закономерностей, которые дают возможность определитьего в качестве такого, вне исключительной компетенции правовой теории.Тем более, что решение вопросов ответственности и наказания в конкретномслучае включает и своего рода следственный и судебный прогнозы относительновлияния принятого решения на будущее поведение субъекта. Закон, опирающийсяна положения психологии, в состоянии создать для этого необходимые предпосылки.

Нельзя противопоставлятьпотребность использования психологических знаний требованию социальнойобоснованности уголовно-правового регулирования: психологическое - однаиз сторон социального. В частности, социальная обоснованность правовогорегулирования предполагает отражение в правовых понятиях, нормах и институтахмеханизма акта деятельности (деяния) с учетом многообразия проявлений человеческойпсихики. Деятельность, независимо от видов и формы, входит в предмет психологическойнауки, хотя, разумеется, совершенно иначе, чем она входит в предмет другихнаук.

Понятийные формулировки,используемые в уголовно-правовых нормах, должны ориентироваться на типичноев конкретном поведении конкретных людей (деяние), а не на некое явление(преступность), и закладывать базу для формирования общественного мненияв случаях, когда вводимые запреты (или дозволения) ломают старые традиции.Это связано с полнотой учета в соответствующей норме психологического механизмадеяния.

Одно из условий эффективностиуголовно-правового регулирования - точность и понятность языка закона:тем, кто закон применяет; тем, кого закон информирует о должном поведении;и тем, в отношении кого он при-

меняется. С позиций психологииможно оценить, как будет воспринят и понят тот или иной термин, используемыйзаконодателем, тот или иной вводимый институт, запрет или его отмена. Игнорируядефиниции общей и юридической психологии, характеризующие личность и деятельностьв их интерпретации относительно преступления и преступника, этого результатадостичь невозможно. Психологические знания о системе "личность-преступноеповедение-ответственность" необходимы прежде всего при разработке иприменении понятий, институтов и норм уголовного права, связанных с:

• типовой моделью управляемогоповедения в уголовно-релевангаых ситуациях;

• основанными на ней условиямии предпосылками уголовной ответственности (возраст, вменяемость);

• границами уголовной ответственностив силу определенных свойств и состояний личности либо сложности ситуации(особые эмоциональные состояния, алкогольное или наркотическое опьянение,управление источником повышенной опасности в экстремальных условиях и пр.);

• институтами, отсутствовавшимидо последнего времени в уголовном законе, но настоятельно требуемыми практикойдля обеспечения субъективного вменения (ответственность лиц с психическимианомалиями в рамках вменяемости, обоснованный риск);