мифология интерпретируется как неосознаваемая система базовых
социальных ориентиров, регламентирующих отношения между действующим
субъектом и окружающим миром и воспринимаемых как самоочевидная
реальность. Мифологические концепты могут выступать как вербально, в форме
безусловной их воспроизводимостью в каждом поколении.
словесного утверждения, ритуальных практик, культурных символов либо объективируясь в институтах, так и невербально, в виде неосознаваемых оснований повседневной деятельности, установок и пр. Определяемая таким образом, мифология понимается как явление универсальное, как неотъемлемый элемент культуры, обусловленный ее социальной природой;
миф как вербализованная форма мифологических представлений
характеризуется семантической целостностью и законченностью и выступает в
виде высказывания по поводу реальности, представляющегося в качестве
единственно возможного и самоочевидного. Являясь легитимным суждением,
миф представляет собой конгломерат неосознаваемых ценностно-смысловых
оснований и рациональных стратегий.
Особенности архаического мифа обусловлены особым культурно-историческим типом мышления, характеризующимся специфическими механизмами организации памяти, формирования иерархических классификаций, построения суждения и пр., определяемого как мифологическое мышление;
мифологический аспект картины мира, моделируя целостный образ
реальности, определяет субординации культурных смыслов, направленность
действий, типы социальной активности субъекта, границы возможных стратегий,
как обыденных, так и научных практик. В частности, современная
* образовательная система содержит в себе мифологическое ядро, невидимое для субъектов образовательной деятельности в силу своей очевидности, определяющее, в итоге, теоретические концепции и стратегии практического действия.
В сумме указанные положения расширяют и обновляют представления о
>) соотношении мифологического и рационального в культуре.
В ходе исследования были получены результаты, имеющие теоретическую значимость и практическое применение в философской антропологии и теории культуры, обусловленные, прежде всего, их важностью для понимания тенденций формирования механизмов ориентации личности в современной культурной среде. Разработанные в исследовании положения могут стать концептуальной
основой для проведения дальнейших философско-антропологических и культурологических исследований общественных форм сознания, а также быть использованы для эмпирических исследований феномена современного мифа, оценки и прогнозирования социальной ситуации в рамках социокультурных систем на основе предложенных и апробированных методологических оснований и техник исследования.
Предложенный подход к проблеме соотношения мифологического и рационального в человеческой культуре, а также отдельные положения настоящего исследования могут быть использованы при разработке общих и специальных курсов по философии культуры, истории философии, культурологии, социологии культуры. Использованные концепты могут быть адаптированы для решения исследовательских задач в области политического менеджмента, рекламного дела, маркетинговых процедур.