Смекни!
smekni.com

Федеральное Собрание Российской Федерации 3 (стр. 4 из 8)

Представляется верной правовая норма, запрещающая депутатам Государственной Думы находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью. Подобное ограничение понятно и объяснимо, поскольку направлено на недопущение зависимости депутатов от каких- либо государственных органов, предпринимательских организаций и частных интересов и лиц.

Запрет на совмещение должностей позволяет депутату сконцентрироваться на своей депутатской работе в парламенте и в избирательном округе, и, помимо этого, способствует реализации принципа разделения властей, суть которого состоит в запрете на совмещение функций законодательной и исполнительной власти одними и теми же органами и лицами.

Правда, в ч.9 раздела второго Конституции сделано исключение из правила о запрете на совмещение должностей. Предусмотрено, что «депутат Государственной Думы первого созыва может одновременно являться членом Правительства Российской Федерации». В целом такое исключение не вполне «вписывается» демократическую доктрину разделения властей, на которой базируется государственная власть в Российской Федерации. Появление этой нормы объясняется современной политической ситуацией в России, необходимостью обеспечить взаимодействие законодательной и исполнительной властей. Видимо, она имеет временный, а не общеконцептуальный характер.

В развитие положений Конституции 8 мая 1994 года был принят Федеральный Закон о статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Это единый закон, регулирующий статус депутатов каждой из палат российского парламента.

Рассмотрим вопрос о депутатской неприкосновенности (иммунитете). В науке конституционного права является аксиоматичным положение о том, что депутатский иммунитет – характерная черта статуса парламентариев, гарантия их деятельности и независимости парламента в целом. Сущность депутатской неприкосновенности многогранна, имеет различные проявления и формы. Ее нельзя, например, сводить к освобождению депутата от уголовного преследования в течение срока их полномочий. Неприкосновенность депутата – более широкое и объемное понятие. В соответствии с ч.1 ст.98 неприкосновенность депутатов начинается со времени официального признания в качестве депутатов и заканчивается с завершением срока их избрания (пребывания в Федеральном Собрании).

Депутатская неприкосновенность – это правовой защитный механизм, установленный Конституцией и другими законами, позволяющий оградить народного избранника от посягательств государственных органов и частных лиц на его депутатские интересы и права, от попыток помешать парламентариям эффективно работать. Депутаты не могут быть привлечены к уголовной ответственности без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания. Уголовно – процессуальное законодательство (ст.143 УПК) понимает привлечение к уголовной ответственности как вынесение следователем постановления о привлечении подозреваемого в качестве обвиняемого. Депутатская неприкосновенность не является основанием для отказа в возбуждении уголовного дела и производства определенных следственных действий.

Теперь о самом содержании и статусе понятия «депутатская неприкосновенность». По смыслу ч.1 ст. 98 Конституции РФ, данное понятие исключает такие уголовно – процессуальные меры, как задержание, арест, личный обыск, а также меру, как личный досмотр. Такие меры, как задержание, арест и личный обыск, не могут быть применены к депутату без согласия соответствующей палаты, кроме случаев задержания на месте преступления. Что касается личного досмотра, то эта мера может быть применена к депутатам в исключительных случаях, предусмотренных федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Согласно законодательству, личный досмотр имеют право производить должностные лица органов внутренних дел, Федеральные службы контрразведки, таможенной службы РФ.

Депутатская неприкосновенность распространяется и на жилище депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, их служебные помещения, личные и служебные транспортные средства, а также переписку, используемые средства и принадлежащие им документы.

Для привлечения члена парламента к уголовной ответственности либо применения к нему мер, упомянутых ч.1 ст. 98, требуется лишение его неприкосновенности. Согласно ч.2 ст.98, этот вопрос решается соответствующей палатой Федерального Собрания по представлению Генерального прокурора РФ. В ходе рассмотрения палатой представления Генерального прокурора от него могут быть истребованы дополнительные материалы, а депутат, в отношении которого внесено представление, вправе участвовать в рассмотрении этого вопроса.

Глава III. КОНСТИТУЦИОННО - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ.

Согласно Конституции, Федеральное Собрание является постоянно действующим органом, поэтому первостепенное значение приобретает правильная и четкая организация деятельности в парламенте в целом и каждой из палат в отдельности.

Вопросы организации деятельности Федерального Собрания и каждой из его палат рассматриваются в самой Конституции и детально конкретизируются в Регламентах палат Федерального Собрания.

В ч.2 ст.99 предусмотрено, что Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент РФ может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

Согласно своему Регламенту Государственная Дума проводит две сессии в год: весеннюю (с 12 января по 20 июля) и осеннюю (с 1 октября по 25 декабря). А период парламентских каникул могут быть созваны внеочередные заседания Государственной Думы, которые назначаются Советом палаты по требованию Президента РФ, а также по требованию фракции или группы депутатов, поддержанному не менее 1/5 от числа депутатов палаты, принявших участие в голосовании.

Совет Федерации проводит свои заседания в период с 15 сентября по 15 июля не реже одного раза в любые три следующие друг за другом недели. Внеочередные заседания Совета Федерации могут созываться по предложению Президента РФ, Председателя Совета Федерации, федерального Правительства, субъекта РФ в лице его законодательного органа государственной власти, комитетов Совета Федерации либо по требованию, поддержанному не менее 1/5 общего числа членов Совета Федерации.

Совет Федерации и Государственная Дума, хотя и составляют единое целое – парламент России, - однако вследствие разных полномочий, предметов ведения проводят раздельные заседания и принимают самостоятельные решения. Вопросы процедуры заседаний устанавливаются в Регламенте палат. Прежде всего важнейшим в этом плане является вопрос о кворуме, т.е. о количестве присутствующих депутатов, обеспечивающем законность заседаний палат, правомочном осуществлять свою деятельность: открывать заседания, утверждать повестку дня, обсуждать законопроекты.

Заседания Государственной Думы являются правомочными, если на них присутствует большинство от общего числа депутатов, избранных в палату. Случаи, когда для принятия решений требуется квалифицированное большинство, особо оговариваются в Конституции РФ (ч.5 ст. 105) и в Регламенте палаты.

Согласно Регламенту Совета Федерации первого созыва, заседания этой палаты считают правомочными, если на них присутствуют не менее двух третьей от числа избранных депутатов палаты.

Открытые заседания палат – проявление принципа гласности в деятельности представительного и законодательного органа России. Регламенты Совета Федерации и Государственной Думы предусматривают приглашение на заседания палат представителей государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, независимых экспертов, а также представителей средств массовой информации.

В соответствии с Регламентами определяется статус закрытых заседаний палат. Государственная Дума вправе проводить такие заседания по предложению Президента, Председателя Правительства РФ, а также по требованию не менее 1/5 от числа депутатов, принявших участие в голосовании. Государственная Дума вправе проводить заседания по специальному решению палаты. Такие заседания стенографируются.

Совет Федерации, согласно Регламенту, может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение внесено Президентом России, Председателем Правительства РФ, председательствующим на заседании Совета Федерации, комитетом палаты или не менее чем десятью депутатами палаты.

Часть 3 ст. 100 Конституции предусматривает проведение совместных заседаний палат; содержится перечень оснований для проведения таких заседаний. К числу этих оснований отнесены заслушивания: а) посланий Президента РФ; б) посланий Конституционного Суда РФ; в) выступлений руководителей иностранных государств.

Президент РФ в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики, и его послания по этим вопросам парламенту имеют большое значение – так же, как и послания по законодательным программам и предложениям.

Значительная роль Конституционного Суда в формировании и обеспечении конституционной законности в Российской Федерации. Поэтому послания Суда Федеральному Собранию призваны укреплять и совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность в стране.