Смекни!
smekni.com

Социальная ценность норм права (стр. 5 из 7)

Таким образом, право является уникальной социальной ценностью, поскольку оно воплощает цельный сплав фундаментальных устоев цивилизованной жизни обществ, их нормативных требований, причем таких, которые, казалось бы, отличаются известной несовместимостью или во всяком случае разнородностью, отдаленностью друг от друга.[29]

Именно в социальной ценности права выражается его глубинное правовое содержание. Даже тогда, когда право «работает» не на полную определяемую историческими условиями «мощность», и, более того, даже при авторитарных политических режимах, когда оно приобретает этатический характер, выступает в качестве права сильного или права власти., когда его содержание по основным своим характеристикам часто не соответствует нуждам прогресса, оно все же представляет собой социально ценное, хотя и крайне ограниченное, явление по сравнению с тем, что ему противостоит- с произволом, со своеволием, с субъективизмом индивидуумов и групп.

Ведь социальная свобода и активность людей могут иметь различный характер. Не связанные правом, вне права они без преград могут перерасти в произвол. В праве же социальная свобода и активность в той или иной мере отражают единство свободы и упорядоченности общественных отношений, ответственности, заложены в субъективных правах , существуют в очерченных законом рамках, в сочетании с юридическими обязанностями, в соединении с гарантиями, юридическими процедурами. Таким путем они сдерживаются до той грани, за которой свобода и активность могут обернутся неконтролируемым действованием, произволом, ничем не ограниченной вольницей, хаосом.[30]

Положение о том что право обладает собственной ценностью, имеет важное научное и практическое значение : сама постановка вопроса таким образом предупреждает против недооценки права, против сведения его роли к функции только инструмента. Это положение, в частности, ориентирует на то, что бы в условиях социально-политического строя, все более утверждающегося гражданского общества и другие социально-политические институты (прежде всего государство, его органы), в свою очередь, «настраивались» на правовые начала, на олицетворяемую правом упорядоченную социальную свободу.

Собственная ценность права выражается в том, что может быть названо правовыми началами или духом права.

Формулирование правовых начал – одна из первоочередных задач юридической науки, хотя многие из них достаточно очевидны и, как правило, фиксируются в уже отмеченных ранее основополагающих демократических правовых принципах (ответственность за вину, презумпция невиновности др.).

Вместе с тем важно обратить внимание на то , что правовые начала как выражение собственной ценности права нельзя свести к какому-либо перечню, исчерпывающему списку формулировок. Суть дела состоит в том, что правовые начала, как и «дух права», - это своего рода господство в жизни общества правовых идеалов и ценностей, их высокий непререкаемый статус в общественном бытии. Именно здесь, кстати говоря, следует искать самое к конструкции «правовое государство», которое представляет собой не одну лишь реализацию в сфере государства требований законности, а воплощение правовых начал в политической области, в организации и деятельности всех политических институтов.[31]

Помимо всего прочего господство в обществе правовых идеалов и ценностей заключается в том, что та или иная жизненная проблема, социальная ситуация получает решение при помощи правовых средств (именно правовых), причем таких, которые, действуя в сочетании, во взаимосвязанном комплексе, сориентированы на субъективные права, на то исконно правовое, что открывает простор для свободы и активности в поведении – главных показателей и проявлений прогресса в области общественных отношений

Подчеркивая социальную ценность права необходимо отметить именно те юридические средства и правовые механизмы , которые выражают собственную ценность права т.е. те качества и особенности, характеризующие его как воплощение упорядоченной социальной свободы на базе высокой организованности, в соответствии с принципами гуманизма и справедливости. Именно с этой точки зрения оказывается возможным говорить не только о ценностях права вообще, но и о правовых ценностях. Это значит , что ценность права выражается как в общих характеристиках , раскрывающих его значение , место в жизни общества, так и в том, что существуют отдельные правовые ценности.

Правовые ценности – это конкретные социально-правовые явления, правовые средства и механизмы. К нм относятся:

- конкретное выражение ценности права в практической жизни людей – безопасность человека в конфликтных ситуациях, определенность и гарантированность прав, обеспечение истины, правды при решении юридических вопросов;

- фундаментальные прирожденные права человека, основополагающие демократические правовые принципы;

- особые правовые средства и юридические механизмы, обеспечивающие ценность права, гарантированность прав, институты, выражающие оптимальное соотношение нормативного и индивидуального регулирования, и т. д.

Особый пласт правовых ценностей относится к частному праву. Цивильные институты собственности, сделок, разнообразных договорных обязательств – все эти и аналогичные институты обеспечивают высокий правовой статус личности, приоритетную значимость индивидуальной воли. [32]

Развитее ценностей права выражается в правовом прогрессе , т. е. в прогрессе самого права.

С социально-политической, гуманитарной стороны правовой прогресс состоит в таком развитии права в мировой истории , при котором с его помощью утверждаются общечеловеческие, общедемократические ценности, начала законности, противостоящие произволу и беззаконию, формируется демократическое гражданское общество, неотъемлемым элементом которого становится право, сильное и эффективное. Решающим показателем прогресса в этом отношении является развитие гуманитарного содержания права, его многоступенчатое движение от права сильного к праву гражданского общества. С социально-юридической стороны происходит постепенное накопление правовых ценностей , прогрессивных элементов юридической культуры. Здесь обнаруживается ряд объективных закономерностей раскрывающих предназначение права как явление цивилизации и культуры. Наиболее существенной из них, прослеживаемой в качестве общей тенденции на протяжении всей многовековой его истории , является движение от запретительно-дозволительного к преимущественно дозволительному регулированию, к прочному утверждению статуса личности и соответственно повышение удельного веса в правовой действительности субъективных прав, в частности перенос в правовом регулировании центра тяжести на юридические механизмы, действие которых связано с доминирующим значением юридических дозволений, выражающих степень гарантированности свободы поведения личности, упрочение ценности частного права.[33]

И все же особенности права сопряжены в основном с выражением и юридическим обеспечением социальной свободы, активности, ответственности участников общественных отношений. Эти и некоторые другие факторы обуславливают такое развитие всего комплекса правовых явлений, при котором право все больше становится правом в том высоком философско-этическом значении этого слова. Определяющее значение здесь имеет гуманитарное содержание права , и с этой точки зрения – особенности и достоинства права гражданского общества, среди которых приоритетная роль принадлежит таким гуманитарно-правовым ценностям правового прогресса, как фундаментальные права человека, обретающие непосредственное действие, частное право, независимое правосудие.


Глава3. Пути повышения социальной ценности норм права в Российском государстве

3.1. Понимание права в России

Российская политико-правовая мысль прошла нелегкий путь к пониманию сущности права. На этом пути было немало свершений отечественной юридической науки, много трудностей и заблуждений.

Как известно, российская правовая система входит в Романо-германскую правовую семью. « Категории русского права,- это категории романской системы. Концепцией права, принятой в университетах и юристами, была романская концепция. Русское право отошло от казуистического типа права; русский юрист не считал право продуктом судебной практики ; норму права он, так же, как немецкий и французский юристы, рассматривал как норму поведения, предписываемого индивидам, формулировать которую надлежит доктрине или законодателю, а не судье».[34] Вряд ли это удивительно. Россия всегда была частью Европы, поэтому многие европейские проблемы и крутые повороты неизменно касались и России.

Однако уже на заре становления отечественного права были заметны ряд особенностей развития славянского этноса, существенно сказавшихся на правовой системе. К ним следует отнести отсутствие в мифологии богов правосудия и справедливости. Славянские правда, кривда, суд - это символ доли – непостижимой силы, а не воплощение справедливости, что говорит о большей подчиненности славянских племен внешним факторам и слабом осознании ими своей социальной деятельности.

В Киевской Руси для системы социального регулирования было характерно сохранение во многих сферах общественной жизни мононормативного регулирования через традиции, обычаи, мифы, религию.

Крутые перемены в правовой системе произошли в результате реформ Петра 1. Эти реформы привели к новому обоснованию государственности, утверждению ее самостоятельности независимости от народа, к разрушению институтов государственного представительства территорий и замене их полицейским государством, что проявилось в уничтожении порядка законодательного формирования власти. Петр 1 ввел завещательный принцип передачи власти, полностью ликвидировав ее социальную обоснованность.