Смекни!
smekni.com

Социальная ценность норм права (стр. 1 из 7)

Введение

Что бы ответить на вопрос, какова социальная роль права в обществе, надо понять какие отношения и как регулирует право. Прежде всего, несомненно, что право выражает собой правило поведения. В каком смысле мы, не употребляли ли бы слово право, мы всегда подразумеваем под ним что-то такое, на что не следует посягать, чего не должно нарушать. Всякому праву соответствует чья – либо обязанность, требование, обращенное к какому – либо лицу или лицам. Если всякое право непременно выражает собой притязания одних лиц и обязанности других, то ясно, что всякое право предполагает общество и без общества представляется невозможным, с другой стороны не предполагается и общества без права.[1]

Единого правопонимания в теории нет. Общее во всех теориях права то, что они рассматривают право, во-первых, как социальный институт, как элемент структуры общества, а во-вторых, право рассматривается как средство регулирования поведения , как институт фиксирующий порядок в обществе , порядок в отношениях между людьми. [2]

Право- это система общеобязательных, формально-определенных норм, установленных или санкционированных государством, выражающих меру свободы и ответственности в обществе, являющихся регуляторами общественных отношений и поддерживаемых силой государственного принуждения.

Специфика современного правопонимания состоит в том, что в центре права стоит человек с его интересами и потребностями, его свобода, только через право свобода доводится до каждого человека, до каждой организации. Право предъявляет определенные требования ко всем членам общества , направляет их деятельность в интересах всего общества.

Как известно, одним из признаков права является его нормативность. Нормативность права означает , что право в , в своей значительной части состоит из норм , из общих правил поведения . Нормативность показывает, что право вбирает в себя , фиксирует отношения нормальные для данного общества, принятые в нем. Нормы права – это общеобязательные правила поведения .

Нормативная система – это не простая механическая сумма отдельных видов нормативного регулирования, а именно система. Сложившееся в этой системе соотношение общего и отдельного, целого и частей придает ей новое качество отличное от простой совокупности признаков свойственных различным видам нормативного регулирования.

Общественный прогресс во многом определяется устойчивым характером, стабильностью связей и отношений, внедрением определяемых эталонов в поведение людей, их повторяемостью, и приданием им обязательного характера. Ни одно общество не смогло бы существовать без этих общеобязательных правил поведения людей.[3] Основой этого воздействия выступает социальная нормативность. Она выражает объективно необходимые требования взаимодействия явлений и событий как результата предметно практической деятельности людей. [4]

Таким образом, понятие норм права является одной из основных категорий теории государства и права. Именно от правильного понимания норм права , взаимного влияния норм права на иные социальные нормы , зависит нормотворчество и правовое регулирование поведения людей в целом.

На протяжении веков общество стремилось реализовать в праве свои представления о справедливости. На первых стадиях государственного развития моральные и правовые нормы как бы сливались воедино. Так было в Древних Египте, Индии, Китае, позднее в Древней Греции. Корень «прав» в основе слов «справедливый», «правый», «правда». При феодализме источники права назывались – правдами: Русская правда, Салическая правда франков, Польская правда и др.

В современных конституциях многих стран так же записано стремление воплотить в праве справедливость. Разумеется, понятие справедливости зависит от многих факторов: традиций общества, господствующей религии, типа государства, целей господствующих слоев и т.д. Однако важнейшей целью права всегда была защита интересов всего общества. Таким оно было в Древнем мире, в Средние века, в Новое время. Эта цель составляет стержень права и в настоящее время. При этом всегда право выражало господствующие представления о справедливости . Другое дело каким представлялся источник этой справедливости, а следовательно и права.

О чем свидетельствует многообразие подходов к сущности права? Прежде всего о динамизме жизни , ее многообразии и многовариантности. Роль права существенно меняется в различных обществах и различные исторические периоды. \оно обслуживает разные общества, имеющие разные цели, различные социальные структуры, разные типы цивилизаций, и не удивительно, что конкретно-историческое содержание права является бесконечно разнообразным , не теряя при этом своих главных социальных характеристик. [5]

Право по своим свойствам – такой социальный феномен, который вызван потребностью внести в социальную жизнь нормативные начала, организованность и порядок , основанные на началах социальной свободы, активности, ответственности по этому по своей природе оно сопротивляется произволу и беззаконию. И вовсе не случайно во все исторические эпохи реакционные политические режимы на деле неизменно выступали в качестве противников права и законности. Именно как явление противостоящее произволу и беззаконию и в то же время обеспечивающее простор для для упорядоченной социальной свободы и активности, право само по себе занимает высокозначимое место в социальной жизни, выступает как фактор социального прогресса. При этом понятно, собственная ценность права прямо обусловлена его социальной природой и весьма существенно зависит от этапа развития общества, стадии цивилизации, характера политического режима и соответственно от стадии его «гуманитарного восхождения» - движения от права сильного к праву гражданского общества.[6]

В повседневной жизни каждого человека нередко возникает вопрос как правильно поступить в различных ситуациях на работе, в общественных местах , дома, в семье, или иначе говоря как согласовать свои поступки с интересами общества, государства, других людей. Ответить на это и вопросы помогают социальные нормы, среди них моральные, правовые, политические, эстетические , корпоративные, религиозные обычаи, традиции привычки и т д

Итак, действуя в системе социальных норм регулирования , юридические нормы являются только одним из элементов системы норм. В условиях правового общества, демократического государства гармоничное взаимодействие права с иными социальными нормами – необходимое условие

Его эффективности.[7]

Сказанное выше свидетельствует об актуальности выбранной темы.

Понятиям нормы права, социальных норм, формам их взаимодействия и влияния друг на друга посвящается данная работа.


Глава 1. Социальные нормы: понятие, виды

1.1. Понятие и признаки социальных норм

Социальные нормы – это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях.

Потребность в социальных нормах возникла на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи с необходимостью урегулировать поведение людей общими правилами. При помощи социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей, решаются задачи, которые не под силу отдельному человеку.[8]

Социальные нормы в разной степени отражают закономерности общественного развития , но сами таковыми не являются. Объективные законы по которым развивается история, не есть нормы. Последние привносятся в жизнь общества людьми, социальной практикой. Одни из них со временем отпадают, другие – возникают, видоизменяются, третьи навязываются определенными классами, группами или властью. Иначе говоря, процесс становления, формирования социальных норм фактор субъективный. Вырабатываются они людьми. Другое дело, что нужда в них диктуется объективной необходимостью[9]

Социальные нормы представляют собой правила поведения, образец, масштаб, модель поведения которыми руководствуются люди в общественных отношениях. Где есть общество - там должны быть и правила общежития, или социальные нормы. Социальные нормы определяют поведение человека в обществе, а следовательно , отношение человека к другим людям. Право является одной из разновидностей социальных норм [10]

Но в обществе кроме социальных существует множество других норм, так какие же из них считать социальными?

Признаки социальных норм таковы:

1. Социальные нормы действуют в сфере общественных отношений, т.е. регулируют отношения между индивидами, их коллективами и общностями.

2. Социальные нормы являются правилами поведения, определяющими социальную практику людей.

3. Социальные нормы носят общий характер (являются общими правилами поведения), т. е рассчитаны на множество заранее не фиксированных случаев.

4. Социальные нормы носят сознательно-волевой характер. Это означает, что они адресованы именно к сознательному, осознанному поведению, при котором люди четко представляют себе границы возможного и должного поведения . При этом социальные нормы устанавливаются в определенной мере по воле людей , отражают коллективное волеизъявление.

5. Социальные нормы объективно обусловлены экономическими и социальными условиями жизни общества. В содержании понятия нормы, помимо нормированности поведения, входит элемент нормальности, который означает, что в норме фиксируется естественное, нормальное, социально приемлемое состояние общественных отношений. Отсюда -еще одно свойство социальных норм напрямую связанное с предыдущим.

6. Реализованность социальной нормы, ее воплощенность в социальную практику. Неприменяемая норма не является такой по определению. «Нормальность» нормативного предписания предполагает типичность определенных социальных связей, их распространенность, массовидность. При отсутствии этого качества никакое «внешнее», навязанное предписание не станет нормой. По большей части общественные институты фиксируют фактически сложившиеся типичные нормы.