Смекни!
smekni.com

Право в системе социальных норм 3 (стр. 3 из 6)

В своей структуре мораль имеет внутренний и внешний аспекты, тесно переплетённые между собой. Внутренний – это некое «внутреннее законодательство», осознание каждым отдельным человеком своих личностных качеств, меры ответственности, духовности, общественного долга, обязанности. Немаловажным в первой составляющей морали имеет понятие совести, т.е. способности человека к самооценке и самоконтролю. «Закон, живущий внутри нас, - писал Кант, - называется совестью; совесть есть, собственно, соотношение наших поступков с этим законом». Цицерон видел в совести главное украшение человека. Внешним аспектом морали является конкретная форма внешнего проявления морали, т.е. поступки человека.

Соотношение права и морали представляет особенный интерес для юридической науки. Изучением сходств и различий этих двух социальных норм занимались такие древние философы, как Аристотель, Платон, Демокрит, Цицерон.

Для оценки поведения субъектов правовых отношений юристы обращаются к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль. Русские правоведы (В.С. Соловьёв, И.А. Ильин и другие) неизменно подчёркивали, что право есть лишь минимум нравственности или юридически оформленная мораль. Право – средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества. Без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо. В.С. Соловьёв, например, определял право как «принудительное требование осуществления минимального добра и порядка, не допускающего известного проявления зла».[6]

Нравственные основы права признавались основополагающим большинством русских мыслителей второй половины XIX – начала XX вв. Это известные правоведы, философы и социологи права Н.А. Бердяев, Н.Н. Алексеев, Б.П, Вышеславцев, С.И. Гессен, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, И.А. Ильин, Л.И. Петражицкий, П.Б. Струве, Е.Н. Трубецкой. Можно утверждать, что русские мыслители считали право и нравственность взаимосвязанными понятиями.[7]

Характеризуя соотношение между правом и моралью, необходимо заметить, что они имеют общие черты и отличительные особенности. Единство и различия этих двух социальных норм отражены в Таблице 1:

Таблица 1

Единство и различия права и морали

Право (нормы права) Мораль (нормы морали)
№ п/п Единство
1. Представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования, имеют единую основу.
2. Едины цели и задачи – упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в неё организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма и справедливости.
3. Один и тот же объект регулирования – общественные отношения (различен только объём). Они адресуются одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам. Их требования во многом совпадают.
4. В качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов.
5. В философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные прежде всего экономическими, а также политическими, культурными и иными детерминирующими факторами, что делает их социально однотипными в данном обществе или в данной формации.
6. Выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих начал.
№ п/п Критерий Различия
1. Способ установления, формирования Создаются государством или с его согласия общественными организациями. Им же отменяются, дополняются, изменяются. Правотворчество – исключительная прерогатива государства. Возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей. Носит неофициальный (негосударственный) характер
2. Методы обеспечения Обеспечивается, охраняется, защищается государством. Норма носит обязательный, непререкаемый характер. За правом стоит аппарат принуждения. Опирается на силу общественного мнения. Нарушение нравственных норм не влечёт за собой государственного вмешательства.
3. Форма выражения, фиксации Закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях), группируются по отраслям и институтам, систематизируются для удобства в соответствующие кодексы, сборники, уставы, составляющие в целом обширное и разветвлённое законодательство. Не имеют чётких форм выражения, не учитываются и не обрабатываются, возникают и существуют в сознании людей – участников общественной жизни. Могут включаться в статьи законов.
4. Характер и способ воздействия на сознание и поведение людей Содержат в себе более подробные описания запрещаемого или разрешаемого действия, точно указывают нужный вариант поведения, отличаются чёткостью, формальной определённостью, властностью. Заранее устанавливают санкцию за нарушение предписаний. Не имеют большой степени детализации. Не предусматривают заблаговременно известный вариант наказания.
5. Характер и порядок ответственности за нарушение Противоправные действия влекут за собой юридическую ответственность. Порядок её возложения носит процессуальный характер. Человек наказывается от лица государства. Чёткой процедуры наказания не существует. Нарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию. К нему применяются меры общественного воздействия (выговор, замечание, исключение из организации и т.п.). Это ответственность перед обществом, коллективом, семьёй, окружающими людьми.
6. Уровень требований, предъявляемых к человеку Пресекает лишь наиболее крайние и опасные проявления нечестности, лжи, клеветы и обмана. Наказывает наиболее злостные случаи антиобщественного поведения. Значительно выше, так как требует соблюдение гораздо большего количества догматов. Не терпит антиобщественного поведения. Заставляет считаться с мнением окружающих людей. Важны совесть, порядочность, честность, отзывчивость, благородство и т.д..
7. Сферы действия Регулирует наиболее важные сферы общественной жизни – собственность, власть, труд, управление, правосудие. Моральное пространство шире, включает в себя нерегулируемые правом сферы деятельности - любовь, дружба, товарищество, взаимопомощь, вкусы, моду и т.д.
8. Исторические судьбы Право возникло на определённой ступени социальной эволюции. Старше по возрасту. Всегда существовала и будет существовать в обществе.

Соотношение права и морали включает в себя ещё два важных компонента – их взаимодействие и противоречия.

Часто требования морали и права совпадают, т.е. действия субъектов, поощряемые правом, поощряются и моралью. Совершение правонарушений и, в особенности, преступлений мораль осуждает. «Мораль требует, чтобы прежде всего было соблюдено право, и, лишь после того как оно исчерпано, вступают в действие нравственные определения». (Гегель) По абсолютному большинству правонарушений право и мораль занимают единую позицию. Во многих нормативно-правовых актах право и мораль сливаются в одно предписание, что говорит о взаимодействии права и морали, выражающемся в прямом тождестве их требований, обращённых к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств. Ещё Цицерон указывал, что законы призваны искоренять пороки и насаждать добродетели.

Взаимодействие права и морали наблюдается в деятельности органов правопорядка, юстиции. Это выражается в различных формах: при разрешении конкретных дел, анализе всевозможных жизненных ситуаций, противоправных действий и личности правонарушителя. Обстоятельства многих дел оцениваются с привлечением как юридических, так и нравственных критериев. Это дела о выселении за невозможностью совместного проживания, о расторжении брака и решении вопросов о детях, трудовых споров и т.д.

Те законы считаются эффективными, которые опираются на мораль. Мораль имеет огромное влияние в формировании правовых норм.

Во всех правовых системах сложной задачей является оптимальное совмещение этической и юридической составляющих общественной деятельности. Право и мораль не всегда взаимодействуют друг с другом. Между ними могут возникать противоречия. Причины таких противоречий заключаются в их специфике, вытекают из рассмотренных ранее различий. Право по своей природе более консервативно, отстаёт во многом от течения времени, мораль более динамична, активнее реагирует на происходящие изменения. Разное правовое и моральное состояние любого общества объясняются неравномерностью развития правовых и моральных норм.

Многие факты правом и моралью оцениваются по-разному. Гегель по этому поводу писал: «Нечто позволительное с точки зрения права может быть чем-то таким, что моралью осуждается» (например, ст. 229 ГК РФ предусматривает вознаграждение в размере двадцати процентов стоимости найденной вещи, но из моральных соображений многие люди отказываются от этого вознаграждения).

Сегодня моральные основы нашего бытия подорваны, процветает не только правовой, но и нравственный нигилизм. Преодоление этих явлений – важнейшая предпосылка социального и духовного возрождения России.[8]

§ 2. Право и религия

Важный компонент культуры древних и современных народов – религия. Религия входит в состав социальных норм, следовательно, регулирует общественные отношения. Под религией понимают систему идей, ценностей и норм, основывающихся на вере в сверхъестественное.