Проще всего дело обстоит в случае объединения государств, когда архивы государств-предшественников переходят к государству-преемнику (ст.20).
В других категориях правопреемства, действует ряд положений, применимых во всех случаях:
* государство-предшественник передает государству-преемнику часть своих архивов, которые: а). необходимы для нормального управления территорией, являющейся объектом правопреемства государств (“административные архивы”), и б). имеют отношение исключительно или главным образом к территории, являющейся объектом правопреемства государств (“исторические архивы”);
* государство-предшественник предоставляет государству-преемнику имеющиеся в его государственных архивах достоверные сведения, которые касаются титулов на переданную территорию или ее границ или которые необходимы для выяснения смысла передаваемых документов;
*государство-предшественник и государство-преемник предоставляют друг другу и за счет заинтересованной стороны надлежащее воспроизведение архивов, связанных с интересами переданной территории;
* соглашения, заключенные между государством-предшественником и государством-преемником, в том числе и с новым независимым государством, в отношении государственных архивов государства-предшественника, не должны наносить ущерба праву этих народов на развитие, информацию об их истории и на их культурное достояние (п.7 ст.28, п.3 ст.30, п.4 ст.31).
При образовании новых независимых государств бывшая метрополия обязана была возвратить ему архивы, которые принадлежали зависимой территории, а затем стали государственными архивами метрополии. Кроме того государство-предшественник должно сотрудничать с государством-преемником в усилиях по возвращению любых архивов, принадлежащих территории, являющейся объектом правопреемства государств, и рассеявшихся в период зависимости.
Одна из наиболее сложных проблем правопреемства - проблема перехода долгов
При объединении государств, государственный долг государств-предшественников переходит к государству-преемнику (ст.39).
При переходе части территории государства переход государственного долга государства-предшественника к государству-преемнику регулируется соглашением между ними. В случае отсутствия такого соглашения государственный долг государства-предшественника переходит к государству-преемнику в справедливой доле с учетом, в частности имущества, прав и интересов, которые переходят к государству-преемнику в связи с данным государственным долгом (ст.37).
Когда часть или части территории государства отделяются от него и образуют государство и государство-предшественник и государство-преемник не условились иначе, государственный долг государства-предшественника переходит к государству-преемнику в справедливой доле с учетом, в частности, имущества, прав и интересов, которые переходят к государству-преемнику в связи с данным государственным долгом (ст.40).
Когда государство-предшественник разделяется и прекращает свое существование и части его территории образуют одно или несколько государст-преемников (если государства-преемники не условились иначе), государственный долг государства-предшественника переходит к государствам-преемникам в справедливых долях с учетом, в частности, имущества, прав и интересов, которые переходят к государству-преемнику в связи с данным государственным долгом (ст.41).
Статья 38 Венской конвенции регулирует правопреемство в отношении долгов при образовании нового независимого государства. В этом случае в качестве основного принципа принят принцип неперехода государственного долга государства-предшественника государству-преемнику. Однако не исключается возможность соглашения о правопреемстве в отношении государственных долгов, причем определяется условие, при кортом в таком соглашении может быть предусмотрена возможность перехода долга. при этом должен соблюдаться принцип неотъемлемого суверенитета каждого народа над его богатствами и природными ресурсами.
Вопрос о правопреемстве в отношении государственного долга бывшего СССР регулируется Меморандумом о взаимопонимании относительно внешнего долга иностранным кредиторам Союза ССР и его правопреемства от 28 октября 1991 г. между Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызтаном, Молдовой, Россией, Таджикистаном, Туркменистаном, Союзом ССР и западными державами из “большой семерки”; Договором о правопреемстве в отношении внешнего долга от 4 декабря 1991 г., а также Соглашением о дополнениях к этому договору от 13 марта 1992 г. В январе 1992 г. Россия взяла на себя общую ответственность за внешний долг бывшего СССР.
|
Международная правосубъектность наций и народов, международных организаций. Постоянно нейтральные государства.
Другие субъекты международного права (помимо государства) в целом ощутимыми отличиями обладают ощутимыми отличительными чертами в правосубъектности.
В отношении всех народов и наций применим принцип свободного самоопределения. Однако не каждый народ является субъектом международно-правовых отношений. Большинство народов организовано в национальные государства, которые выступают в качестве формы представительства интересов данного народа на внешней арене и выполняют роль субъекта МП.
Субъектом международного права может быть только тот народ (или более узкое понятие - нация), который борется за свое освобождение и, соответственно, - новую форму государственной организации. Именно поэтому важное значение имеет также факт наличия у данного борющегося народа определенных властных структур, объединенных общим центром, способным выступать от имени нации и народа в межгосударственных отношениях. Практически такими структурами обычно являются вооруженные отряды, но не разрозненные, а имеющие единое командование, которое одновременно выступает и как политическое руководство.
В то же время существует и другая точка зрения, согласно которой основным носителем суверенитета является народ, который соответственно выступает в качестве субъекта международного права. Из этого выводится утверждение о том, что “все народы и нации могут быть... субъектами международных правоотношений самоопределения”.