Смекни!
smekni.com

Международное публичное экономическое право (стр. 12 из 52)

39. Важным стимулом для роста числа российских ТНК должно стать «Положение о финансово-промышленных группах и порядке их создания, утвержденное Указом Прези­дента РФ от 5.12.93 г. Расширение инвестиционной деятель­ности этих групп за границы России автоматически превра­щает ФПГ в средние и крупные ТНК.

Задача создания и развития системы ТНК ставится также и в рамках СНГ.

40. В практике МЭО существует также понятие «между­народного юридического лица». К международным юридическим лицам относятся юридические лица, созданные либо непосредственно в силу международного договора (МБРР), либо на основании внутреннего закона одного или более го­сударств в соответствии с международным договором (Банк международных расчетов — БМР).

41. Свою юрисдикцию в международных экономических отношениях государство осуществляет посредством государ­ственных органов.

Прерогатива осуществлять внешнеэкономические отноше­ния принадлежит высшим (центральным) органам исполни­тельной власти и зарубежным органам внешних сношений.

Внутригосударственными органами внешних сношений являются: глава государства (единоличный или коллегиаль­ный), правительство, глава правительства, министерство иностранных дел и министр иностранных дел, другие минис­терства и ведомства, имеющие соответствующую компетен­цию, например Министерство внешней торговли в Италии или Министерство торговли в России:

Зарубежными органами внешних сношений являются, в частности, дипломатические и консульские представительства.

В функции дипломатических представительств, согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., входит, в частности, развитие отношений с государством пре­бывания в области экономики.

В функции консульских представительств, согласно Вен­ской конвенции о консульских сношениях 1963 г., входит, в частности: охрана и защита интересов своего государства, фи­зических и юридических лиц; поощрение торговли и содейст­вие развитию экономических связей; наблюдение за экономи­ческой жизнью своего округа; консульская легализация доку­ментов; представительство в судебных или иных учреждениях государства пребывания; выполнение поручений следственных или судебных органов представляемого государства.

42. В России в качестве зарубежных органов внешнеэко­номических связей заметную роль играют торговые предста­вительства РФ (торгпредства). В функции торгпредств в стране пребывания входит:

— представлять и защищать государственные интересы по всем вопросам внешнеэкономической деятельности (ВЭД);

— проводить внешнеэкономическую политику государства;

— содействовать развитию экономических связей России со страной пребывания и улучшению структуры взаимной торговли;

— осуществлять контроль за соблюдением государствен­ных интересов всеми российскими участниками ВЭД, коор­динировать их деятельность в стране пребывания;

— защищать в стране пребывания интересы предприятий и организаций России.

В странах, где нет торгпредств, соответствующие функции выполняют непосредственно работники российских по­сольств. Прослеживается тенденция на постепенную замену института торгпредств и торговых представителей аппарата­ми экономсоветников и торговых советников посольств.

Институт торгпредств был впервые введен Советским го­сударством и получил международно-правовое признание. Все торгпредства учреждены на основе международных дого­воров.

Торгпредства являются органами государства. Они вхо­дят в состав посольств РФ и пользуются соответствующими иммунитетами. Штатный состав торгпредств определяется Министерством торговли РФ по согласованию с МИД РФ и другими ведомствами.

Торгпредства не вправе осуществлять коммерческую дея­тельность в стране пребывания. Торгпредство работает под общим руководством посла.

На практике в странах пребывания за торгпредствами иногда отказывались признавать статус органа государства, предоставлять им судебный иммунитет. Были случаи, когда иностранные суды представляли торгпредства в качестве лица, несущего универсальную ответственность за действия всех российских организаций, осуществлявших ВЭД. К торг­предствам предъявлялись иски бывшими собственниками национализированного в России имущества. В 1927 году имел место полицейский налет на торгпредство СССР в Лон­доне, в 1940 году — в Париже.

Зачастую высказываются предложения превратить торг­предства РФ в подобие государственных торговых домов за границей с правом осуществления коммерческой деятель­ности и соответствующим изменением их правового статуса.

Как известно, государство не несет имущественной ответ­ственности по хозяйственным договорам своих юридических лиц.

43. Россия как субъект международного экономического права имеет свои особенности. Эти особенности определяют­ся в основном двумя обстоятельствами:

1. тем, что экономика РФ представляет собой экономику переходного типа (от государственно-монополистической к рыночно-регулируемой);

2. тем, что РФ является федеративным государством.

Государственно-монополистический характер экономики СССР, некоторых других стран, а также государственная мо­нополия на ВЭД имели результатом выделение этой группы государств в МЭО как государств «с нерыночной экономи­кой», государств, «ведущих государственную торговлю», «торгующих государств».

Общего международно-правового закрепления это выде­ление не получило, однако де-факто активно использовалось во внешнеэкономической политике и практике ряда госу­дарств.

В настоящее время в России тотальный государственный контроль за экспортно-импортными операциями сменился системой государственного регулирования с помощью ры­ночных инструментов — мер тарифного и нетарифного регу­лирования. В 1992 году все российские предприятия получи­ли право на ВЭД без специального разрешения.

В организационную систему регулирования ВЭД РФ се­годня включены следующие, в частности, государственные органы: Президент РФ, Федеральное Собрание, Правитель­ство, МИД РФ, Министерство торговли, Министерство эко­номики, Государственный таможенный комитет РФ, Минис­терство финансов, ЦБ РФ, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, Министерство науки и технологий РФ, — а также различные правительственные и межведомственные комиссии (например, Комиссия Прави­тельства РФ по защитным мерам во внешней торговле и др.)

В той или иной степени к решению вопросов и проблем МЭО имеют отношение и другие министерства, ведомства и структуры: Министерство по атомной энергии, Министерст­во государственного имущества, Министерство по делам СНГ, Министерство по налогам и сборам, Министерство здравоохранения, Министерство культуры, Министерство природных ресурсов, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство транспорта, Министерство юстиции, Госкомитет по рыболовству, Госкомитет по стан­дартизации и метрологии, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Федеральная миграционная служба, Россий­ское авиационно-космическое агентство и другие.

В настоящее время образованы и действуют около 70 дву­сторонних межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству. Рабочие аппараты этих комис­сий находятся в своем большинстве в Министерстве торгов­ли РФ.

44. Россия — сложное, федеративное государство. Консти­туция РФ (ст.71 «к») относит внешнюю политику, междуна­родные отношения, международные договоры к исключи­тельной компетенции «центра».

К совместному ведению Федерации и ее субъектов (ст. 72, ч. 1 «о») относится координация международных, внешнеэко­номических связей субъектов.

Закон «О государственном регулировании внешнеторго­вой деятельности» 1995 года (ст. 8) разрешает субъектам Фе­дерации «заключать соглашения в области внешнеторговых связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями ино­странных государств». Так, между Нижегородской областью РФ и Землей Северный Рейн — Вестфалия, ФРГ, подписано и действует соглашение о торгово-экономическом и культур­ном сотрудничестве.

Такие соглашения являются не международно-правовы­ми, а административными или гражданско-правовыми и под­чинены внутреннему праву соответствующих государств.

На практике некоторые субъекты РФ заключили согла­шения с иностранными государствами о торгово-экономическом сотрудничестве. Башкортостан — с Болгарией и Ру­мынией; Республика Коми — с Чехией и Словакией; Удмур­тия, Марий Эл и Мордовия — с Венгрией.

В целом практика РФ пока идет в основном по пути регу­лирования международных связей субъектов на общефеде­ральном уровне (Соглашения России с Польшей о сотрудни­честве Санкт-Петербурга, Калининградской области с регио­нами /воеводствами Польши).

Не всегда вопрос об участии субъектов Федерации во внешних связях решается одинаково. Конституция Татарста­на 1992 года (ст.61) определила статус республики как «суве­ренного государства, субъекта международного права». Кон­ституционный Суд РФ заключил, что положения о государ­ственном суверенитете Татарстана противоречит его статусу как субъекта Федерации.

В договоре 1994 года о разграничении предметов ведения между Федерацией и Татарстаном было согласовано, что Татарстан может устанавливать отношения с иностранными государствами, заключать с ними соглашения, не противоре­чащие Конституции и международным обязательствам РФ. Если же исходить из Конституции РФ, то такие отношения и соглашения не относятся к области МП.

Субъекты Федерации и уполномоченные ими органы от­вечают по своим внешнеэкономическим обязательствам на­ходящимися в их собственности средствами, не закреплен­ными за юридическими лицами в полное хозяйственное ве­дение или оперативное управление.