Воздушные перевозки по своему правовому статусу подразделяются на регулярные и нерегулярные перевозки.
Регулярные перевозки над или на территории государства, согласно Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 года (160 стран-участниц, РФ участвует с 1970 года), допускаются только по специальному разрешению государства.
Нерегулярные перевозки подразделяются на:
а) перевозки с осуществлением коммерческих прав; такие перевозки также требуют обязательного разрешения соответствующего государства;
б) перевозки без осуществления коммерческих прав; такие перевозки осуществляются на основе упрощенной процедуры (по диспетчерскому разрешению и т.п.).
Облегченный порядок разрешений на нерегулярные перевозки применяется участниками Парижского многостороннего Соглашения о коммерческих правах при нерегулярных воздушных сообщениях в Европе 1956 года.
В 1978 году в США был принят Закон о дерегулировании деятельности авиапредприятий на внутренних авиалиниях, а в 1979 году — Закон о конкуренции на международном воздушном транспорте, распространивший действие Закона 1978 года на международные воздушные перевозки.
Суть «дерегулирования» — либерализация чартерных перевозок, свободный доступ к рынкам, свободные цены на этом рынке услуг. Этой правовой политикой государство обеспечивает свободу действий для своих авиапредприятий с тем, чтобы содействовать установлению их господства на рынке авиауслуг.
В качестве санкций за отказ от принципов «дерегулирования» предусматривается возможность «прекращения, приостановления или изменения разрешения иностранному перевозчику выполнять полеты в США».
С этой же целью обеспечения приоритета американских авиапредприятий на рынке услуг со стороны США осуществляется линия на увеличение пределов ответственности авиаперевозчика вне зависимости от его вины.
Монреальским соглашением ряда авиакомпаний 1966 года этот предел установлен в размере 75 тыс. долларов на человека. Гватемальский протокол 1971 года (не вступивший в силу) увеличил его до 100 тыс. долларов. Повышение пределов материальной ответственности объективно ведет к утверждению на международном рынке авиауслуг крупных авиакомпаний, прежде всего компаний США.
В своем воздушном пространстве государства вправе устанавливать воздушные коридоры, запретные зоны, производить досмотр воздушного судна, аэрофотосъемку, перевозку каких-либо определенных материалов (военное снаряжение и др.).
Помимо комплекса многосторонних соглашений, вопросы международных воздушных сообщений регулируются в двусторонних межправительственных соглашениях, а порядок использования коммерческих прав конкретизируется в соглашениях между авиапредприятиями.
49. Деятельность государств в космическом пространстве (свыше 100 км над уровнем моря) сопровождается возникновением и развитием рынка космических услуг: по телевещанию, связи, выводу объектов на орбиту, научным исследованиям, дистанционному зондированию земли, картографированию, метеорологии.
В настоящее время происходят процессы коммерциализации космической деятельности. Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 года предусмотрено, что космическая деятельность может осуществляться негосударственными предприятиями, однако с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства-участника Договора. Государства несут ответственность за такую деятельность национальных юридических лиц.
Международно-правовое регулирование космической деятельности осуществляется рядом многосторонних соглашений — Конвенцией о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1974 года; Конвенцией о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 года и др. Комитетом ООН по использованию космического пространства в мирных целях были разработаны и приняты в качестве резолюций ГА ООН, в частности: «Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания» 1982 года, «Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космического пространства» 1986 года и др.
Большая часть вопросов прикладного использования космоса решается между заинтересованными государствами в двустороннем порядке.
Согласно резолюции ГА ООН 1721 (XVI) от 20.12.61 г. связь с помощью спутников должна стать доступной всем государствам на всемирной основе, исключающей дискриминацию. Координация эксплуатации систем спутниковой связи осуществляется в рамках Международного союза электросвязи в соответствии с Международной конвенцией электросвязи 1982 года.
В соответствии с принципами международного космического права все государства имеют равное право на исследование и использование космоса; запрещается национальное присвоение космоса; на государствах лежит ответственность за национальную космическую деятельность; государства сохраняют свою юрисдикцию над запускаемыми космическими объектами и право собственности на них вне зависимости от их местонахождения.
По Соглашению о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 года природные ресурсы Луны являются «общим наследием человечества». Международный режим их эксплуатации будет выработан, когда такая эксплуатация станет возможной.
50. Особый международно-правовой режим установлен в Антарктике. Договор об Антарктике (38 государств-участников) был принят в 1959 году.
В соответствии с Договором в Антарктике провозглашена свобода научных исследований. В этой зоне сохраняется юрисдикция государства в отношении физических лиц, а также «свободы открытого моря» — судоходства, рыболовства, прокладки кабелей и трубопроводов.
С точки зрения МЭО, интерес представляет вопрос о международно-правовом регулировании использования природных ресурсов Антарктики.
Что касается живых ресурсов, то государства жестко регламентируют их промысел. Так, по Конвенции о сохранении тюленей Антарктики 1972 года разрешен отлов только трех из шести видов тюленей в рамках установленных лимитов.
Согласно Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 года устанавливаются квоты вылова и меры по сохранению всех популяций рыб, моллюсков, ракообразных, птиц, тюленей, китов.
Что касается промышленной разработки минеральных ресурсов, то она, на основании Протокола 1991 года к Договору об Антарктике, запрещается до тех пор, пока не вступит в силу юридически обязательный режим в отношении освоения минеральных ресурсов Антарктики. Не исключено, что ресурсы Антарктики также будут объявлены «общим наследием человечества».
Любая деятельность в Антарктике, включая туризм, прежде чем она будет допущена, должна пройти на национальном и, в случае необходимости, на международном уровнях процедуру предварительной оценки её воздействия на окружающую среду Антарктики.
Поскольку Антарктика рассматривается также как резерв пресной воды, важно, что использование антарктических ледников «не является деятельностью по освоению минеральных ресурсов», и, следовательно, запрет на разработку минеральных ресурсов не распространяется на использование льда Антарктики.
51. Важное значение в международной хозяйственной деятельности приобретают так называемые «свободные экономические зоны». Рассмотрим основные виды и правовой статус таких зон.
Под «свободной экономической зоной» (СЭЗ) понимается часть национального экономического пространства (зачастую географически обособленная), на которой используются специальные льготы и стимулы, не применяемые на остальной части территории, — особый таможенный, налоговый, инвестиционный режим. В СЭЗ государство сокращает масштабы своего вмешательства в экономические процессы.
Первые зоны свободной торговли, свободные таможенные зоны (территории), — часто их называют «зоны франко» — появились, в основном при портах — в Гамбурге, Бремене, Копенгагене, еще в прошлых веках. В этих зонах ввоз и вывоз товаров не облагается таможенными пошлинами.
Промышленно-производственные зоны относятся к зонам второго поколения, поскольку связаны с обслуживанием не только товара, но и капитала. Они пользуются существенными налоговыми и финансовыми льготами.
Технологические зоны — зоны третьего поколения (70— 80-е гг. XX в.), создаваемые вокруг крупных научных центров. В них концентрируются национальные и иностранные исследовательские, проектные и научно-производственные предприятия, пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот. Крупнейший в США технопарк «Силикон Вэлли» дает 20% мирового производства вычислительной техники и компьютеров. В нем занято 20 тыс. работников. Всего в США более 80 технологических зон.
Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для организаций, оказывающих финансово-экономические, страховые, и иные услуги.
Наиболее распространенными сервисными зонами являются оффшорные зоны и налоговые (вольные) гавани. В них создается благоприятный валютно-финансовый, фискальный режим. Чтобы пользоваться этим режимом, существует два условия: не быть резидентом государства оффшорной зоны и не извлекать прибыли на её территории.
Оффшорный бизнес концентрируется, как правило, в банковском, страховом деле, морском судоходстве, операциях с недвижимостью, в трастовой (доверительной) деятельности, в экспортно-импортных операциях, консалтинге. В настоящее время в мире насчитывается более 300 оффшорных зон и «налоговых гаваней» — в Лихтенштейне, Панаме, острове Мэн (Великобритания), Антильских островах, Гонконге, Либерии, Ирландии, Швейцарии, Маврикии, Израиле, Малайзии и др. Капитал, задействованный в сфере оффшорного бизнеса, достигает 500 млрд. долларов.