Признаками «таможенного союза», по определению Постоянной палаты международного правосудия (международный судебный орган периода Лиги Наций), являются: «...единообразие таможенных законов и таможенных тарифов; единство таможенных границ и таможенной территории по отношению к третьим государствам; освобождение от импортных и экспортных пошлин при обмене товаров между государствами-партнерами; распределение взимаемых пошлин в соответствии с установленной квотой».
55. Явления интеграции прослеживаются на глобальном и региональном уровнях.
На ГЛОБАЛЬНОМ уровне интеграция проявляется:
1. в создании международно-правовых связей между региональными интеграционными объединениями;
2. в создании, функционировании и развитии транснациональных рынков товаров и услуг (в рамках системы ВТО и за пределами этой системы).
В качестве метода международно-правового регулирования интеграционных процессов выступает не только координационный, присущий МП, но и субординационный метод (элементы наднационального регулирования в ЕС).
Однако наиболее комплексный и управляемый характер приобретает интеграция на РЕГИОНАЛЬНОМ уровне: в Европе, Северной и Южной Америке, Азии, Тихоокеанском регионе, на Среднем и Ближнем Востоке, в Африке.
56. Интеграционное объединение — это экономическое пространство со специальным (льготным) правовым режимом. С точки зрения МЭП, в связи с интеграционными процессами возникает проблема соотношения этого «внутриинтеграционного» режима и ПНБ. Подобные вопросы вставали в связи с созданием ЕЭС, ЕАСТ, ЛАСТ.
Если допустить, что в силу ПНБ третьи государства могут требовать «внутриинтеграционные» льготы, это будет означать невозможность интеграции, запрет на интеграцию.
Эта проблема рассматривалась в Комиссии международного права ООН при подготовке «проекта статей о клаузулах о наиболее благоприятствуемой нации», который мог бы стать международной конвенцией.
Следует отметить, что ст. XXIV текста ГАТТ предусматривает «таможенные союзы», «зоны свободной торговли» в качестве исключения из-под сферы действия ПНБ. Однако на практике ни одно из соглашений о таможенном союзе или зоне свободной торговле не отвечало полностью требованиям ГАТТ, и тем не менее за всеми этими объединениями было признано право на освобождение от обязательств, вытекающих из ПНБ.
С учетом этого можно утверждать, что льготы, предоставляемые государствами друг другу в рамках интеграционных объединений, не подпадают под сферу действия ПНБ либо на основании международного договора (ГАТТ, двусторонние торговые договоры, предусматривающие подобные исключения), либо на основании сложившегося международно-правового обычая.
В связи с установлением международно-правовых связей между интеграционными объединениями новые черты привносятся и в практику применения ПНБ: происходит своего рода «перемещение» применения этого принципа с межгосударственного уровня на уровень «интеграционное объединение — интеграционному объединению».
Так, например, в 1983 году было заключено Соглашение об экономическом сотрудничестве между ЕЭС и Андским пактом, предусматривающее (ст.4) взаимное предоставление РНБ.
Аналогичное положение содержалось в соглашении между ЕЭС и странами— членами АСЕАН, а также в проекте рамочного соглашения между ЕЭС и СЭВ.
57. Среди региональных интеграционных объединений наибольший интерес представляет Европейский Союз, в рамках которого процесс интеграции происходит в наиболее управляемой форме.
Создание европейского экономического пространства берет начало с образования самостоятельных, но взаимосвязанных организаций — ЕОУС (1951 г.), Евратома и ЕЭС (1957г.).
Впоследствии развитие организационно-правовой структуры ЕС основывалось на следующих актах: Брюссельский договор 1965 года, Люксембургский договор 1971 года, Единый Европейский Акт 1986 года, Шёнгенское соглашение 1990 года, Маастрихтские соглашения 1992 года, Амстердамский договор.
В настоящее время состояние и уровень интеграции в регионе характеризуются следующими результатами:
— ликвидированы ограничения во взаимной торговле стран-участниц (полностью остаточные таможенные барьеры были отменены в 1994 году); создан общий рынок товаров и услуг, в том числе общий рынок для применяемых в ядерной области материалов и оборудования (Евратом) и общий рынок угля и стали (ЕОУС);
— установлен Единый таможенный тариф (ЕТТ) в отношении третьих стран (уровень таможенного союза);
— достигнута свобода передвижения капиталов, рабочей силы;
— обеспечено проведение единой торговой политики;
— осуществляется единая политика субсидирования и протекционизма в отношении аграрного сектора на базе единой системы цен с помощью компенсационных сборов и финансирования через сельскохозяйственный фонд, а также единая политика в области транспорта;
— ускорен процесс превращения национальных монополий в ТНК;
— создана валютно-финансовая система и единая денежная единица — «евро»;
— осуществлено сближение и унификация внутренних систем права по целому ряду направлений;
— создана, функционирует и развивается особая система права — ПРАВО ЕС; создается однородная юридическая среда для предпринимательской деятельности;
— количество членов ЕС возросло с 6 до 15 государств; сложилась система прикрепления к ЕС большой группы PC — свыше 60 государств — участников Ломейских конвенций.
58. В 1960 году по инициативе Великобритании, после вступления в силу Стокгольмской Конвенции 1959 года, была образована Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) с Секретариатом в Женеве.
В 1966 году в рамках ЕАСТ сложилась зона свободной торговли промышленными товарами при сохранении национальных таможенных тарифов для торговли с третьими странами. В настоящее время в ЕАСТ участвуют Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швейцария.
В 1977 году было заключено Соглашение между ЕАСТ и ЕЭС о создании зоны свободной беспошлинной торговли (для промышленных товаров), а в 1992 году — Соглашение о создании Европейского экономического пространства (ЕЭП).
В ЕЭП обеспечивается свободное перемещение людей, товаров, услуг, капиталов, людей. Созданы органы ЕЭП: Совет ЕЭП, Совместный комитет, Консультативный комитет и др.
Между государствами ЕАСТ и ЕС подписаны также двусторонние соглашения об импорте некоторых сельскохозяйственных товаров, а между ЕС и Норвегией, Исландией — двусторонние соглашения о свободной торговле рыбой.
59. Главными органами ЕС являются Европейский совет (Совет ЕС), Комиссия ЕС, Европейский парламент, Европейский суд.
«Наднациональный» характер правопорядка ЕС усматривается в праве его органов издавать обязательные для государств-членов и их граждан властные акты прямого применения, обладающие приоритетом перед внутригосударственным правом, принимать решения большинством голосов. При этом функционеры выступают в личном качестве, а не находятся на службе у государства своего гражданства.
Источником «наднациональной» компетенции является Римский договор 1957 года. Право ЕС включает в себя учредительные международные договоры, договоры о присоединении, правовые акты, изданные органами ЕЭС / ЕС (постановления, директивы, решения).
60. В праве ЕС большое место уделяется регулированию таких комплексов правоотношений, как применение таможенных барьеров, нетарифных (технических) барьеров, защитных мер.
В ходе строительства общего рынка товаров в ЕС фактически изначально создавался дифференцированный режим импорта:
— режим импорта внутри общего рынка;
— режим импорта в Сообщество из третьей страны-участницы ГАТТ;
— режим импорта в Сообщество из третьего государства с монополией внешней торговли, являющегося членом ГАТТ;
— режим импорта в Сообщество из третьего государства с монополией внешней торговли, не являющегося членом ГАТТ;
— режим импорта из PC.
Все эти режимы различались охватом товаров и некоторыми условиями, например правилами определения происхождения товаров, констатации «ущерба производству» и применения защитных мер, введения количественных ограничений, антидемпинговых процедур и др.
В целом в ЕС вопросы экспорта-импорта товаров, услуг решались и решаются в соответствии с правилами ГАТТ/ВТО.
61. Что касается тарифного регулирования, то члены Сообщества в течение многих лет составляли «совместные списки либерализованных товаров» и завершили эту работу принятием Единого таможенного тарифа (ЕТТ).
Римский договор (ст.ст. 32, 33) запретил устанавливать контингента в торговле между государствами — членами ЕС. Запрещается субсидирование экспорта. Предпринимателям запрещается (ст.ст. 85, 86) «осуществлять любую координирующую деятельность, которая имеет целью или результатом воспрепятствовать, ограничить или нарушить свободу конкуренции внутри Общего рынка», злоупотреблять «своим доминирующим положением в Общем рынке или в существенной его части».
Что касается нетарифных барьеров, то в ЕС все годы шла и продолжается работа по их выявлению и скоординированному устранению. В ЕС действует принцип взаимного признания технических норм и стандартов стран-участниц, позволяющий товару свободно обращаться на территории ЕС.
Были приняты директивы по сближению технических предписаний о проведении испытаний и контроля по товарным группам: транспортные средства, химическая продукция, моющие средства, измерительные и электроприборы, станки, медицинские товары, пищевые продукты, текстиль и др. — во всех важнейших сферах промышленной деятельности.
Что касается защитных мер, то их применение допускается, когда « какой-либо товар импортируется в таких увеличенных количествах и при таких условиях, что они причиняют или угрожают причинить серьезный ущерб отечественным производителям...» (ст. XIX ГАТТ).