Смекни!
smekni.com

Международное публичное экономическое право (стр. 16 из 52)

Признаками «таможенного союза», по определению По­стоянной палаты международного правосудия (международ­ный судебный орган периода Лиги Наций), являются: «...еди­нообразие таможенных законов и таможенных тарифов; единство таможенных границ и таможенной территории по отношению к третьим государствам; освобождение от им­портных и экспортных пошлин при обмене товаров между государствами-партнерами; распределение взимаемых пош­лин в соответствии с установленной квотой».

55. Явления интеграции прослеживаются на глобальном и региональном уровнях.

На ГЛОБАЛЬНОМ уровне интеграция проявляется:

1. в создании международно-правовых связей между регио­нальными интеграционными объединениями;

2. в создании, функционировании и развитии транснацио­нальных рынков товаров и услуг (в рамках системы ВТО и за пределами этой системы).

В качестве метода международно-правового регулирова­ния интеграционных процессов выступает не только коорди­национный, присущий МП, но и субординационный метод (элементы наднационального регулирования в ЕС).

Однако наиболее комплексный и управляемый характер приобретает интеграция на РЕГИОНАЛЬНОМ уровне: в Европе, Северной и Южной Америке, Азии, Тихоокеанском регионе, на Среднем и Ближнем Востоке, в Африке.

56. Интеграционное объединение — это экономическое пространство со специальным (льготным) правовым режи­мом. С точки зрения МЭП, в связи с интеграционными про­цессами возникает проблема соотношения этого «внутриинтеграционного» режима и ПНБ. Подобные вопросы вставали в связи с созданием ЕЭС, ЕАСТ, ЛАСТ.

Если допустить, что в силу ПНБ третьи государства могут требовать «внутриинтеграционные» льготы, это будет означать невозможность интеграции, запрет на интеграцию.

Эта проблема рассматривалась в Комиссии международ­ного права ООН при подготовке «проекта статей о клаузулах о наиболее благоприятствуемой нации», который мог бы стать международной конвенцией.

Следует отметить, что ст. XXIV текста ГАТТ предусмат­ривает «таможенные союзы», «зоны свободной торговли» в качестве исключения из-под сферы действия ПНБ. Однако на практике ни одно из соглашений о таможенном союзе или зоне свободной торговле не отвечало полностью требовани­ям ГАТТ, и тем не менее за всеми этими объединениями было признано право на освобождение от обязательств, выте­кающих из ПНБ.

С учетом этого можно утверждать, что льготы, предостав­ляемые государствами друг другу в рамках интеграционных объединений, не подпадают под сферу действия ПНБ либо на основании международного договора (ГАТТ, двусторон­ние торговые договоры, предусматривающие подобные ис­ключения), либо на основании сложившегося международ­но-правового обычая.

В связи с установлением международно-правовых связей между интеграционными объединениями новые черты при­вносятся и в практику применения ПНБ: происходит своего рода «перемещение» применения этого принципа с межгосу­дарственного уровня на уровень «интеграционное объедине­ние — интеграционному объединению».

Так, например, в 1983 году было заключено Соглашение об экономическом сотрудничестве между ЕЭС и Андским пактом, предусматривающее (ст.4) взаимное предоставление РНБ.

Аналогичное положение содержалось в соглашении меж­ду ЕЭС и странами— членами АСЕАН, а также в проекте ра­мочного соглашения между ЕЭС и СЭВ.

57. Среди региональных интеграционных объединений наибольший интерес представляет Европейский Союз, в рам­ках которого процесс интеграции происходит в наиболее уп­равляемой форме.

Создание европейского экономического пространства берет начало с образования самостоятельных, но взаимосвя­занных организаций — ЕОУС (1951 г.), Евратома и ЕЭС (1957г.).

Впоследствии развитие организационно-правовой струк­туры ЕС основывалось на следующих актах: Брюссельский договор 1965 года, Люксембургский договор 1971 года, Еди­ный Европейский Акт 1986 года, Шёнгенское соглашение 1990 года, Маастрихтские соглашения 1992 года, Амстердам­ский договор.

В настоящее время состояние и уровень интеграции в ре­гионе характеризуются следующими результатами:

— ликвидированы ограничения во взаимной торговле стран-участниц (полностью остаточные таможенные барье­ры были отменены в 1994 году); создан общий рынок товаров и услуг, в том числе общий рынок для применяемых в ядер­ной области материалов и оборудования (Евратом) и общий рынок угля и стали (ЕОУС);

— установлен Единый таможенный тариф (ЕТТ) в отно­шении третьих стран (уровень таможенного союза);

— достигнута свобода передвижения капиталов, рабочей силы;

— обеспечено проведение единой торговой политики;

— осуществляется единая политика субсидирования и протекционизма в отношении аграрного сектора на базе еди­ной системы цен с помощью компенсационных сборов и фи­нансирования через сельскохозяйственный фонд, а также единая политика в области транспорта;

— ускорен процесс превращения национальных монопо­лий в ТНК;

— создана валютно-финансовая система и единая денеж­ная единица — «евро»;

— осуществлено сближение и унификация внутренних систем права по целому ряду направлений;

— создана, функционирует и развивается особая система права — ПРАВО ЕС; создается однородная юридическая среда для предпринимательской деятельности;

— количество членов ЕС возросло с 6 до 15 государств; сло­жилась система прикрепления к ЕС большой группы PC — свыше 60 государств — участников Ломейских конвенций.

58. В 1960 году по инициативе Великобритании, после вступления в силу Стокгольмской Конвенции 1959 года, была образована Европейская ассоциация свободной торгов­ли (ЕАСТ) с Секретариатом в Женеве.

В 1966 году в рамках ЕАСТ сложилась зона свободной торговли промышленными товарами при сохранении нацио­нальных таможенных тарифов для торговли с третьими стра­нами. В настоящее время в ЕАСТ участвуют Исландия, Лих­тенштейн, Норвегия, Швейцария.

В 1977 году было заключено Соглашение между ЕАСТ и ЕЭС о создании зоны свободной беспошлинной торговли (для промышленных товаров), а в 1992 году — Соглашение о созда­нии Европейского экономического пространства (ЕЭП).

В ЕЭП обеспечивается свободное перемещение людей, то­варов, услуг, капиталов, людей. Созданы органы ЕЭП: Совет ЕЭП, Совместный комитет, Консультативный комитет и др.

Между государствами ЕАСТ и ЕС подписаны также дву­сторонние соглашения об импорте некоторых сельскохозяй­ственных товаров, а между ЕС и Норвегией, Исландией — двусторонние соглашения о свободной торговле рыбой.

59. Главными органами ЕС являются Европейский совет (Совет ЕС), Комиссия ЕС, Европейский парламент, Евро­пейский суд.

«Наднациональный» характер правопорядка ЕС усматри­вается в праве его органов издавать обязательные для госу­дарств-членов и их граждан властные акты прямого примене­ния, обладающие приоритетом перед внутригосударствен­ным правом, принимать решения большинством голосов. При этом функционеры выступают в личном качестве, а не находятся на службе у государства своего гражданства.

Источником «наднациональной» компетенции является Римский договор 1957 года. Право ЕС включает в себя учре­дительные международные договоры, договоры о присоеди­нении, правовые акты, изданные органами ЕЭС / ЕС (поста­новления, директивы, решения).

60. В праве ЕС большое место уделяется регулированию таких комплексов правоотношений, как применение тамо­женных барьеров, нетарифных (технических) барьеров, за­щитных мер.

В ходе строительства общего рынка товаров в ЕС факти­чески изначально создавался дифференцированный режим импорта:

— режим импорта внутри общего рынка;

— режим импорта в Сообщество из третьей страны-участ­ницы ГАТТ;

— режим импорта в Сообщество из третьего государства с монополией внешней торговли, являющегося членом ГАТТ;

— режим импорта в Сообщество из третьего государства с монополией внешней торговли, не являющегося членом ГАТТ;

— режим импорта из PC.

Все эти режимы различались охватом товаров и некото­рыми условиями, например правилами определения проис­хождения товаров, констатации «ущерба производству» и применения защитных мер, введения количественных огра­ничений, антидемпинговых процедур и др.

В целом в ЕС вопросы экспорта-импорта товаров, услуг решались и решаются в соответствии с правилами ГАТТ/ВТО.

61. Что касается тарифного регулирования, то члены Со­общества в течение многих лет составляли «совместные списки либерализованных товаров» и завершили эту работу принятием Единого таможенного тарифа (ЕТТ).

Римский договор (ст.ст. 32, 33) запретил устанавливать контингента в торговле между государствами — членами ЕС. Запрещается субсидирование экспорта. Предпринимателям запрещается (ст.ст. 85, 86) «осуществлять любую координи­рующую деятельность, которая имеет целью или результатом воспрепятствовать, ограничить или нарушить свободу кон­куренции внутри Общего рынка», злоупотреблять «своим доминирующим положением в Общем рынке или в сущест­венной его части».

Что касается нетарифных барьеров, то в ЕС все годы шла и продолжается работа по их выявлению и скоординированному устранению. В ЕС действует принцип взаимного при­знания технических норм и стандартов стран-участниц, по­зволяющий товару свободно обращаться на территории ЕС.

Были приняты директивы по сближению технических предписаний о проведении испытаний и контроля по товар­ным группам: транспортные средства, химическая продукция, моющие средства, измерительные и электроприборы, станки, медицинские товары, пищевые продукты, текстиль и др. — во всех важнейших сферах промышленной деятельности.

Что касается защитных мер, то их применение допускает­ся, когда « какой-либо товар импортируется в таких увели­ченных количествах и при таких условиях, что они причиня­ют или угрожают причинить серьезный ущерб отечествен­ным производителям...» (ст. XIX ГАТТ).