Смекни!
smekni.com

Международное публичное экономическое право (стр. 22 из 52)

Государственная торговля трактовалась в Уставе как некое исключение, а государственные внешнеторговые пред­приятия стран с планово-централизованной экономикой приравнивались к картельным монополиям, в отношении ко­торых также предусматривались определенные ограничи­тельные меры.

Еще в ходе работы в Женеве по подготовке гаванской кон­ференции группа из 23 государств провела переговоры о та­рифных уступках и 30 октября 1947 года подписала Заклю­чительный акт первой тарифной конференции, который включал в себя текст Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ).

Обязывающий характер положений ГАТТ проистекал для государств—учредителей из Протокола о временном приме­нении ГАТТ от 30.10.47 г., а для присоединившихся впослед­ствии государств — из соответствующих протоколов о присо­единении.

Страны-участницы обязывались соблюдать общие прин­ципы I—IV и IX глав Гаванской хартии. В соответствии с Протоколом о временном применении ГАТТ положения части II (ст. III-XXIII) ГАТТ подлежали применению в мак­симальной степени, совместимой с национальным законода­тельством.

С 1 января 1948 года Протокол о временном применении ГАТТ вступил в силу. В дальнейшем развитие международ­ной торговой системы осуществлялось в основном под влия­нием ГАТТ, к которому постепенно присоединилась преоб­ладающая часть государств. Развивалась и административ­ная, политическая, правовая инфраструктура ГАТТ.

По окончании Уругвайского раунда многосторонних тор­говых переговоров в рамках ГАТТ (сентябрь 1986 – декабрь 1993 гг.) была учреждена Всемирная торговая организация (ВТО). Соглашение об учреждении ВТО подписано в г. Марракеше, Марокко, 15 апреля 1994 года 104 государствами.

С 1 января 1995 года ВТО начала свою деятельность. В те­чение 1995—1996 гг. ГАТТ и ВТО существовали параллель­но. Затем страны— участницы ГАТТ вошли в ВТО, и ГАТТ окончательно стал составной частью ВТО. В настоящее время членами ВТО являются более 130 государств, еще около 30 государств, в том числе и Россия, находятся в про­цессе присоединения.

Соглашения, входящие в систему ВТО, регулируют прак­тически все важнейшие аспекты международной торговли: применение ПНБ и исключений из него, тарифных и нетариф­ных мер регулирования, защитных мер, преференций и др.

В рамках ВТО функционируют: Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС), Соглашение по торговым ас­пектам защиты прав интеллектуальной собственности (ТРИП, или ТРИПС), Соглашение по текстилю и одежде, Соглашение по сельскому хозяйству, Соглашение о прави­тельственных закупках, Соглашение о гражданской авиатех­нике, Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМ, или ТРИМС) и другие.

С принятием тем или иным государством на себя обяза­тельств по ГАТТ (ВТО) отпадает необходимость регулиро­вать ту же сферу взаимоотношений с другими государства­ми-участниками двусторонними торговыми договорами. Поэтому действие многих таких договоров было либо приос­тановлено полностью или частично, либо прекращено.

Если в системе ГАТТ преобладающая часть норм Гене­рального соглашения подлежала применению «в максималь­ной степени, совместимой с национальным законодательст­вом» (т. е. как бы закреплялся приоритет внутреннего права по сравнению с правилами ГАТТ), в системе ВТО произошло усиление международно-правового режима и обеспечивается приоритет международно-правовых норм.

Кроме того, в системе ВТО в результате заключения ряда соглашений произошла своего рода дифференциация суще­ствовавшего правопорядка. Так, в соответствии с Соглаше­нием о торговле гражданской авиатехникой страны-участни­цы отменили все таможенные пошлины, другие виды обло­жений, а также количественные ограничения импорта граж­данской авиатехники, несовместимые с положениями ГАТТ.

В рамках Соглашения образовалась зона особых условий торговли гражданской авиатехникой — фактически мировая зона свободной торговли одной группой товаров. ПНБ, дей­ствующий в ВТО, не гарантирует получения участниками ВТО тех преимуществ, которые вытекают из Соглашения о торговле гражданской авиатехникой. Условием получения этих преимуществ является обязательное присоединение к нему.

Таким образом, наряду с режимом ГАТТ, появился меж­дународно-правовой режим Соглашения о торговле граждан­ской авиатехникой (по его образцу могут возникнуть и дру­гие соглашения). Впрочем, все эти «режимы» являются со­ставной частью системы ВТО.

87. В ряде случаев многостороннее регулирование в меж­дународной торговой системе и вне системы ВТО охватывает лишь отдельные товарные рынки, как, например, это имеет место с международными товарными соглашениями: по саха­ру, пшенице, какао, кофе, олову, каучуку, оливковому маслу, хлопку, джуту, свинцу, цинку.

Цель этих соглашений — регулировать транснациональ­ные рынки товаров, обеспечить их устойчивость, согласовать интересы стран-экспортеров и стран-импортеров, установив надлежащее соотношение между спросом и предложением путем применения системы квот, стабилизационных запасов, гарантированных обязательств на покупку и продажу. На ос­нове ряда товарных соглашений (по сахару, кофе, какао, кау­чуку) созданы соответствующие международные органы.

88. В регулировании транснациональных товарных рынков участвуют также и международные организации. В 60-е гг. XX в. появились первые организации стран-производителей сырьевых товаров. Так, в сентябре 1960 года на Багдадской кон­ференции была создана Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), задачи которой состояли в координации торговой и ценовой политики на мировом нефтяном рынке. В 1962 году был создан Альянс стран — производителей какао; в 1968 году был образован Межправительственный совет стран — экспортеров меди; в 1970 году возникла Ассоциация стран — производителей каучука; в 1974 году — Международная ас­социация по бокситам и Союз стран — экспортеров бананов; в 1975 году — Ассоциация по вольфраму; в 1979 году — Меж­дународная ассоциация по чаю и др. Существует также боль­шое число региональных объединений: Организация стран Латинской Америки и Антильских островов — производите­лей сахара (1974 г.), Организация африканских стран-произ­водителей нефти (1987 г.), Организация стран СНГ по углю и стали (1993 г.) и др.

89. Заметное воздействие на правовой режим междуна­родной торговой системы оказала Конференция ООН по торговле и развитию. В условиях биполярной структуры международных отношений, фактически в противовес Гене­ральному соглашению о тарифах и торговле, исполнявшему под эгидой США и вне рамок ООН функции международной торговой организации, блок социалистических стран в союзе с развивающимися странами добивался решения вопроса о создании в ООН единого организационного аппарата по международной торговле.

Эта работа началась с резолюции ГА ООН 1707 (XVI) от 19.12.61 г. «Международная торговля как важнейший ин­струмент экономического развития» и завершилась резолю­цией 1785 (XVII) от 8.12.62 г. с соответствующей рекоменда­цией в адрес ЭКОСОС и Подготовительного комитета Кон­ференции.

Первая Конференция ООН по торговле и развитию состо­ялась с 23.3. по 16.6.64 г. в Женеве. В ней приняли участие пред­ставители 119 стран. На Конференции был принят основопо­лагающий документ под названием «Принципы международ­ных торговых отношений и торговой политики, способствую­щие развитию» и около 60 рекомендаций по вопросам торгов­ли сырьевыми товарами, готовыми изделиями, финансирова­ния, расширения МТ, торговли развивающихся стран и др.

На Женевской Конференции ООН по торговле и разви­тию 1964 года развивающиеся страны, осознав свои специ­фические интересы, впервые выступили как организованное целое в рамках образованного ими самостоятельного блока — так называемой «Группы 77». Тем самым в мировой торговой политике фактически состоялось оформление нового «цент­ра интересов» на оси «Север — Юг» (по аналогии с противо­стоявшими блоками «Восток — Запад»).

На основании резолюции ГА ООН 1995 (XIX) от 30.12.64 г. Конференция ООН по торговле и развитию была учреждена в качестве постоянного органа ГА ООН. На вто­рой сессии ЮНКТАД в Дели в 1968 году были приняты резо­люции: 15 (II) о торговых отношениях между странами с раз­личными социально-экономическими системами; 11 (II) «Особые проблемы стран, не имеющих выхода к морю»; 2—7, 12, 14 (II) по вопросам морских перевозок и международного морского права; 21 (II) по вопросам Общей системы префе­ренций для развивающихся стран.

На последующих сессиях ЮНКТАД были приняты резо­люции о разработке Хартии экономических прав и обязан­ностей государств, Декларации об установлении нового меж­дународного экономического порядка, об отказе от мер эко­номического принуждения. В рамках или под эгидой ЮНК­ТАД принята интегрированная программа для сырьевых то­варов, создан Общий фонд для сырьевых товаров, разработа­ны правила контроля за ограничительной деловой практикой ТНК, кодекс в области передачи технологии и т.д.

На сложившийся правопорядок в области МТ существен­ное влияние оказывают интеграционные процессы, а также введенная по решению ЮНКТАД Общая система преферен­ций для развивающихся стран, поскольку в обоих случаях речь идет об особых, преференциальных отношениях.

90. Можно считать сложившимся и общепризнанным международно-правовым обычаем исключение из РНБ для льгот и преимуществ, которые предоставляются в рамках зон свободной торговли, таможенных союзов и других форм ин­теграционных объединений государств.

Это означает, что в общем режиме наибольшего благопри­ятствования, основанном на положениях ВТО, других многосторонних и двусторонних договоров, имеет место большое число исключений, охватывающих значительную часть экономического пространства (по оценке Всемирного банка, свыше 40% мировой торговли). Однако следует иметь в виду, что:

1. основным объектом регулирования клаузулами (дого­ворными положениями) о предоставлении РНБ является таможенно-тарифная сфера, а поскольку в МТ ведется линия на снижение уровня тарифных ставок и устранение в после­дующем тарифных барьеров, то соответственно снижается и роль ПНБ как регулятора данной сферы (что не умаляет его значения для других сфер применения);