123. Соглашение по техническим барьерам в торговле распространяется как на товары — промышленные и сельскохозяйственные, так и на процессы их производства и обработки.
Согласно Соглашению, каждое государство вправе принимать и использовать технические регламенты и стандарты с целью обеспечить качество экспорта, защиту жизни и здоровья людей, животных, растений, требования производства и производственных процессов, а также отклоняться от международных стандартов, если этого требуют фундаментальные географические, климатические факторы, технологические проблемы.
Каждое государство обязано:
— формулировать и применять стандарты таким образом, чтобы не создавать препятствий МТ;
— применять к импортируемым товарам те же стандарты, ставки сборов за сертификацию поставщиков, что и к аналогичным национальным товарам (национальный режим);
— использовать стандарты в отношении одинаковых товаров разных стран происхождения, а также процедуры определения соответствия стандартам на основе принципа наибольшего благоприятствования;
— обосновывать стандарты достижениями науки и техники;
— извещать другие страны о принимаемых стандартах, учитывать их реакцию по формулированию стандартов.
Соглашение предусматривает обмен информацией о технических барьерах, публикацию норм, правил, стандартов, участие всех членов ВТО в работе МОС, МЭК, других организаций. Соглашение, по сути, может служить прецедентом того, как могут регулироваться некоторые другие проблемные вопросы, существующие в международной торговой системе.
124. САНИТАРНЫЕ И ФИТОСАНИТАРНЫЕ НОРМЫ также используются в МТ как нетарифные барьеры. Их основное предназначение — охрана здоровья населения, защита животного мира, сельского хозяйства от рисков, возникающих в связи с распространением болезней, их переносчиков, загрязняющих веществ, токсинов, болезней, переносимых животными, растениями или продукцией из них.
Устанавливаются эти нормы санитарно-ветеринарными властями, органами здравоохранения в отношении сельскохозяйственных продуктов, пищевых товаров, медикаментов, предметов парфюмерии, химикатов и т.п.
Внешне санитарные и фитосанитарные требования, как правило, одинаковы к национальным и иностранным товарам. На практике же применение этих норм превращает их в средство ограничения доступа на национальный рынок.
Наиболее частый пример — запреты импорта мяса под предлогом болезни скота. В 1997 году президентом США был отменен запрет на ввоз в США мексиканских авокадо, действовавший с 1914 года по фитосанитарным соображениям. Очевидно, что данный запрет был мерой торговой политики, так как он был введен под давлением калифорнийских производителей авокадо, а Мексика, ведущий производитель этой культуры (46% мирового оборота), экспортирует авокадо в крупные европейские страны без каких-либо нареканий со стороны их служб фитосанитарного контроля.
Обычно провести разграничение между функциями санитарных норм как протекционистских барьеров и как собственно санитарных бывает нелегко. Критерий должен быть таков: если применение этих норм нарушает принцип недискриминации, вступает в противоречие с принципом национального режима, то соответствующие нормы и практика их применения могут рассматриваться как инструменты конкурентной борьбы и протекционизма.
В ст. XX ГАТТ «Общие исключения» говорится, что Генеральное соглашение «не должно толковаться страной-участницей как препятствие к принятию и осуществлению мер, необходимых для охраны жизни и здоровья человека, животных, растений». Возможно, вследствие этого применение санитарных и фитосанитарных норм на долгое время оказалось вне международно-правового надзора.
В пакет документов ВТО вошло Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер, фактически дополняющее Соглашение по сельскому хозяйству. Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер признает за всеми странами право вводить эти меры, но требует, чтобы они основывались на научно обоснованных международных стандартах.
Вместе с этим разрешается устанавливать более высокий уровень защиты по сравнению с международными стандартами при условии достаточного обоснования, а также временные меры без достаточного обоснования.
125. Дополнительным барьером в МТ зачастую являются ТАМОЖЕННЫЕ ФОРМАЛЬНОСТИ и УСЛОЖНЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТОВАРОСОПРОВОДИТЕЛЬНЫМ ДОКУМЕНТАМ.
Современную международную торговлю обслуживает более 600 типов различных документов. Многие страны активно используют несовпадение национальных требований к внешнеторговым документам. В связи с этим набирает силу тенденция унификации как самих документов, так и требований к ним. Генеральное соглашение о тарифах и торговле содержит ряд положений, касающихся упрощения формальностей и документов. Так, статья V ГАТТ провозглашает свободу транзита; Соглашение о применении статьи VII ГАТТ («Кодекс по таможенной оценке товаров») упрощает процедуру таможенной оценки товаров; статья VIII ГАТТ прямо указывает на необходимость сокращения экспортно-импортных формальностей и упрощения документации; статья Х требует обязательной публикации полной информации о внешнеторговых формальностях.
Вопросы внешнеторгового делопроизводства являются предметом регулирования целого ряда международных многосторонних договоров:
— Международная конвенция по упрощению и согласованию таможенных процедур (Конвенция Киото);
— Международная конвенция о согласовании условий проведения контроля грузов на границах;
— Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров;
— Таможенная конвенция международной перевозки грузов с применением книжки TIR;
— Правила ООН для электронного обмена данными в управлении торговли и на транспорте (ООН/Эдифакт);
— Таможенная конвенция по контейнерным перевозкам;
— Конвенция по содействию международным морским перевозкам и др.
126. ЗАЩИТНЫЕ МЕРЫ
Постепенное управляемое снижение эффективности средств таможенно-тарифного регулирования компенсируется не только более интенсивным использованием нетарифных мер, но и регламентированным применением защитных мер.
Защитные меры (safeguards) — это разрешенное или заранее согласованное временное ограничение ввоза какого-либо товара в случае ущерба от его импорта национальному производству. Допустимость применения защитных мер проистекает из ст. XIX ГАТТ. При этом такие меры должны применяться в соответствии с ПНБ.
Запрещено избирательное, селективное применение защитных мер (ст. IX ГАТТ). Из-за несовершенства положений ГАТТ имело и имеет место злоупотребление защитными мерами. Учитывая эту практику, еще в ходе Токио-раунда МТП началась работа над Соглашением по защитным мерам.
Соглашение было окончательно согласовано во время Уругвайского раунда и вошло в пакет документов ВТО. В Соглашении определены основные условия применения защитных мер, критерии понятия «серьезного ущерба», пределы срока применения мер; запрещаются меры «серой зоны»; предусматривается учреждение Комитета по защитным мерам для наблюдения за выполнением Соглашения, а также процедуры контроля.
Формой защитной меры может быть только временное повышение пошлины или введение квоты. Максимальный срок её использования — 4 года (с возможным неавтоматическим продлением на такой же срок). Соглашение не распространяется на защитные меры, установленные в рамках Соглашения по текстильным изделиям и одежде и Соглашения по сельскому хозяйству.
Введение защитных мер осуществляется только по результатам специального «расследования» компетентными органами импортирующей страны с обязательным взаимодействием с Комитетом по защитным мерам, публичным уведомлением всех сторон и т.п.
127. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА ИЗ РОССИИ
В течение продолжительного периода (до 1995 года) в России существовал институт спецэкспортеров: экспорт стратегически сажных сырьевых товаров осуществлялся только организациями, зарегистрированными МВЭС РФ. Функции регулирования внешнеэкономической деятельности с 1998 года осуществлялись Министерством промышленности и торговли РФ, с 1999 года — Министерством торговли РФ, с мая 2000 года — Министерством экономического развития и торговли.
После отмены института спецэкспортеров сохранился порядок (ПП №758 от 1.7.94 г.), в соответствии с которым для вывоза большинства стратегически важных сырьевых товаров, кроме нефти, требуется обязательная регистрация контракта уполномоченными Министерства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность. В середине 1996 года был ликвидирован последний вид экспортных пошлин — на нефть, введенный вновь в 1999 году.
Только по некоторым категориям продукции право экспорта закрепляется государством за определенными организациями. Речь идет о вооружениях, боеприпасах, взрывчатых веществах, военной и ракетно-космической технике, спецматериалах и спецоборудовании, ядах, наркотических веществах, алмазах и т. п.
Россией приняты обязательства о добровольных ограничениях экспорта урана, алюминия, минеральных удобрений. В 1992—1994 гг. экспорт ряда товаров — энергоносителей, цветных металлов, пшеницы — квотировался в целях сохранения равновесия внутреннего рынка.
В настоящее время квотирование экспорта осуществляется в тех случаях, когда это необходимо для выполнения международных обязательств России (Указ Президента № 1007 от 23.5.94 г.). В 1994 году были введены квоты на экспорт: карбида кремния, текстильных изделий, необработанного алюминия (квотирование прекращено в феврале 1996 года), изделий из стали (по Соглашению с ЕОУС).