Смекни!
smekni.com

Международное публичное экономическое право (стр. 3 из 52)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Международное экономическое право — это система правовых норм, регулирующих от­ношения между субъектами МП в связи с их деятель­ностью в области международных экономических отно­шений (в торговой, финансовой, инвестиционной, трудоресурсной сферах).

Таким образом, объектом регулирования в международ­ном экономическом праве являются международные экономи­ческие отношения — многосторонние и двусторонние, транс­граничное перемещение ресурсов (в самом широком понима­нии «ресурсов» — от материальных до интеллектуальных).

МЭП имеет свои отрасли (подотрасли МП):

— международное торговое право, в рамках которого регу­лируется движение товаров, включая торговлю услугами и правами;

— международное финансовое право, регулирующее фи­нансовые потоки, расчетные, валютные, кредитные отноше­ния;

— международное инвестиционное право, в рамках кото­рого регулируется движение инвестиций (капиталов);

— право международной экономической помощи как со­вокупность норм, регулирующих движение материальных и нематериальных ресурсов, не являющихся товаром в приня­том смысле;

— международное трудовое право, в рамках которого регу­лируется движение трудовых ресурсов, рабочей силы.

Часть норм, регулирующих МЭО, входит в международ­но-правовые институты, традиционно включаемые в состав других отраслей МП. Так, режим морских исключительных экономических зон и режим морского дна как «общего насле­дия человечества» устанавливаются международным мор­ским правом; режим рынка услуг в области авиаперевозок — международным воздушным правом и т.д.

3. МЭО (в широком смысле этого понятия) имеют, как из­вестно, два уровня отношений — в зависимости от наличия публичного и частного элементов:

а) отношения публично-правового характера между субъ­ектами МП: государствами, международными организация­ми. Именно эти отношения в сфере МЭО регулируются международным экономическим правом;

б) хозяйственные, гражданско-правовые (частно-право­вые) отношения между физическими и юридическими лица­ми разных стран. Эти отношения регулируются внутренним правом каждого государства, международным частным пра­вом.

В то же время публичные субъекты: государства, международные организации – вступают не только в МЕЖДУНАРОДНО-правовые, но зачастую и в ГРАЖДАНСКО-правовые отношения.

Очень часто, особенно если речь идет о разработке при­родных ресурсов, режим приема и защиты иностранных ин­вестиций определяется в соглашении между принимающим государством и частным иностранным инвестором. В согла­шениях государство-импортер, как правило, обязуется не предпринимать никаких мер по национализации или экспро­приации имущества инвестора. Такие соглашения называют­ся «диагональными», а в западной литературе — «государст­венными контрактами».

«Государственные контракты» («диагональные соглаше­ния») — это предмет, находящийся в сфере регулирования внутреннего права; это часть внутреннего права. Вместе с тем, многие западные юристы считают, что это — сфера так называемого «международного контрактного права».

4. Для международных хозяйственных связей всегда была актуальна проблема иммунитета государства. Как должен действовать принцип иммунитета государства, если государ­ство вступает в частно-правовые отношения, в «диагональ­ные» соглашения?

Международно-правовой принцип иммунитета государ­ства тесно связан с понятием суверенитета. Суверени­тет — это один из признаков государства, его неотъем­лемое свойство, заключающееся в полноте законодатель­ной, исполнительной и судебной власти на своей терри­тории; в неподчинении государства, его органов и долж­ностных лиц властям иностранных государств в сферах международного общения.

Иммунитет государства состоит в том, что оно неподсудно суду другого государства (равный над равным не имеет юрис­дикции). Иммунитетом пользуются: государство, органы го­сударства, имущество государства. Различают иммунитета:

– судебный: государство не может быть привлечено к суду другого государства в качестве ответчика, кроме случаев прямо выраженного им согласия на это;

— от предварительного обеспечения иска: имущество го­сударства не может быть подвергнуто мерам принудительно­го характера в целях обеспечения иска (например, на имуще­ство не может быть наложен арест и т. п.);

— от принудительного исполнения вынесенного судебно­го решения: государственное имущество не может быть под­вергнуто мерам принудительного исполнения судебного или арбитражного решения.

Западная правовая теория разработала доктрину «рас­щепления иммунитета» («функционального иммунитета»). Суть её в том, что государство, вступающее в гражданско-правовой договор с иностранным физическим/юридическим лицом для осуществления функций суверенитета (стро­ительство здания посольства, например), обладает указанны­ми иммунитетами.

В то же время, если государство вступает в такой договор с частным лицом с коммерческими целями, то оно должно приравниваться к юридическому лицу и, соответственно, не должно пользоваться иммунитетами.

Правовая доктрина СССР, социалистических стран, мно­гих развивающихся государств исходила из непризнания доктрины «расщепления иммунитета», имея в виду, что даже в экономическом обороте государство не отказывается от су­веренитета и не лишается его. Однако в современных услови­ях, в условиях рыночной или переходной экономики, проти­водействие функциональной теории иммунитета во многом лишается смысла, поскольку субъекты хозяйственной дея­тельности больше не «огосударствлены». Правовая политика и позиция России, стран СНГ должна принять (и фактичес­ки приняла) доктрину «расщепления иммунитета», что будет содействовать благоприятному правовому инвестиционному климату, вхождению этих стран в правовое поле регулирова­ния МЭО.

5. Государства, взаимодействуя в международных экономических отношениях, вступают в правоотношения, несут юри­дические права и обязанности. Из множества правоотношении образуется международный экономический правопорядок.

На международный экономический правопорядок оказы­вают существенное воздействие следующие обстоятельства:

а) в хозяйственных связях между национальными эконо­миками постоянно противоборствуют две тенденции — либе­рализация и протекционизм. Либерализация — это устране­ние ограничений в международных экономических отношени­ях. В настоящее время в рамках Всемирной торговой органи­зации (ВТО) осуществляется скоординированное на много­сторонней основе снижение таможенных тарифов с целью их полной ликвидации, а также устранение нетарифных мер ре­гулирования. Протекционизм — это применение мер ограж­дения национальной экономики от иностранной конкурен­ции, использование тарифных и нетарифных мер для защиты внутреннего рынка;

б) на правовое положение того или иного государства в системе МЭО влияет степень воздействия государства на экономику — экономическая функция государства. Такое воздействие может осуществляться в диапазоне от непосред­ственного участия в хозяйственной деятельности до разного уровня государственного регулирования экономики.

Так, в СССР вся экономика была государственной. Во внешнеэкономической сфере существовала государственная монополия на внешнеэкономическую деятельность: внешне­экономические функции осуществлялись через замкнутую систему уполномоченных внешнеторговых объединений. Такой рыночный инструмент регулирования импорта, как таможенный тариф, в плановой, государственной экономике не имел определяющего значения.

В странах с рыночной экономикой государство не вмеши­вается в экономику столь тотально, его вмешательство при­нимает формы государственного регулирования. Право осу­ществления внешнеэкономических связей имеют все субъек­ты хозяйственной деятельности. Основным инструментом регулирования внешнеэкономических связей выступает та­моженный тариф (наряду с нетарифными мерами).

Глубинной основой различных подходов государства к управлению сферой внешнеэкономической деятельности (ВЭД) являлись кардинально противоположные взгляды на сущность государства и его роль в обществе.

Современное мировое хозяйство основано на принципах рыночной экономики. Международный экономический пра­вопорядок, следовательно, рассчитан на взаимодействие между собой государств рыночного типа. Социалистические в прошлом государства (около 30 государств), осуществляю­щие переход от плановой, государственной, экономики к эко­номике рыночной, получили специальный статус «госу­дарств с переходной экономикой».

Баланс между рыночными механизмами международных хозяйственных связей и государственным регулированием экономики устанавливается в противоречиях между либера­лизацией и протекционизмом.

6. Все то, по поводу чего государства вступают в правоот­ношения, является предметом правоотношения. Предметом контрактных правоотношений частных лиц в сфере между­народных экономических отношений могут быть: товары, ус­луги, финансы (валюты), ценные бумаги, инвестиции, техно­логии, права собственности (в т.ч. интеллектуальной собст­венности), другие имущественные и неимущественные права, рабочая сила и т.п.

Предметом межгосударственных — публичных — правоот­ношений в сфере международных экономических отношений, являются, как правило, правовые режимы товарооборота, до­ступа товаров на внутренний рынок, защиты рынка, принципы расчетов по товарообороту, использование тарифных и нета­рифных мер регулирования внешней торговли, импорта/экс­порта, контроля за мировыми ценами на товарных рынках, ре­гулирования товаропотоков, транспортировки товаров, пра­вовой статус частных лиц, осуществляющих ВЭД и т. п.