Смекни!
smekni.com

Международное публичное экономическое право (стр. 9 из 52)

Можно сделать вывод, что сложившаяся система междуна­родно-правового регулирования МЭО ориентирована на сосу­ществование на основе принципа равенства государств только с рыночной экономикой. Получается, что современный между­народный экономический правопорядок де-факто исходит из определенной дискриминации нерыночных экономик.

29. Принцип экономической недискриминации означает, в частности: право государства на предоставление ему, его физическим и юридическим лицам либо товарам со стороны иностранного партнера общих условий, которые не хуже ус­ловий, предоставляемых любому третьему государству и/или физическим, юридическим лицам, товарам третьего государства; обязанность государства не ухудшать для дру­гой страны условия, общие для всех стран; не устанавливать условия, ставящие иностранное государство, его физических, юридических лиц либо товары в худшее положение с други­ми государствами, лицами, товарами.

Существует достаточно много легализованных исключе­ний из сферы действия данного принципа. Не считается, на­пример, дискриминацией развитых стран предоставление общих невзаимных преференций развивающимся странам. Не являются дискриминацией развитых стран преимущест­ва, которые предоставляют развивающиеся страны друг другу. Принцип преференций для развивающихся стран юри­дически обособил группу развивающихся стран в МЭО.

Не являются дискриминацией также:

— меры по защите внутреннего рынка и национальной экономики (ограничения, запрещения импорта, экспорта и т.п.), если они применяются ко всем государствам в одинако­вом положении;

— ответные меры (реторсии), призванные обеспечить со­блюдение права государством-нарушителем;

— меры по предоставлению свободного доступа к морю для стран, не имеющих выхода к нему;

— преимущества, предоставляемые государствами в рам­ках приграничной торговли;

— преимущества, предоставляемые в рамках интеграцион­ных объединений.

30. Принцип наиболее благоприятствуемой нации означа­ет, в частности: обязанность государства предоставить госу­дарству-партнеру, его физическим, юридическим лицам, то­варам в согласованной сфере наиболее благоприятные усло­вия, которые предоставлены любой третьей стране, физичес­ким, юридическим лицам либо товарам третьего государства.

Термин «принцип наиболее благоприятствуемой нации» применяется в отношении государств-партеров, их физи­ческих, юридических лиц либо товаров. Термин «принцип наибольшего благоприятствования» применяется в отноше­нии субъектов, не являющихся государствами, например (и чаще всего) в отношении международных организации. В де­ловой практике эти термины используются как синонимы.

Считается, что данная норма МЭП является договорной (конвенционной) нормой, поскольку сфера применения этого принципа определяется в международных договорах.

В западной правовой науке из-за метода сопоставления и уравнивания условий, который заложен, в частности, в прин­ципах экономической недискриминации, наибольшего бла­гоприятствования, данные принципы рассматриваются за­частую как некие юридико-технические «стандарты», как способы организации отношений.

В этом смысле, очевидно, способ, или метод, уравнивания условий в хозяйственной среде взаимодействующих стран применялся государствами с незапамятных времен — снача­ла в качестве обыкновения, затем — международного обычая, подобно обычаю суверенного равенства.

Затем, когда появились таможенные тарифы как средство защиты национальной экономики и регулирования импорта товаров, встал вопрос: следует ли применить подобные методы уравнивания условий к тарифной сфере? В своих торговых договорах государства определили, что принцип наиболее благоприятствуемой нации будет применяться в тарифной сфере.

Следовательно, нужно различать два аспекта в вопросе предоставления указанных «стандартов»:

а) откуда проистекает право требовать применения того или иного метода уравнивания условий;

б) сфера применения (материального наполнения) этого «стандарта».

Получается, что сам метод уходит корнями в обычай, а сфера его применения закрепляется международными дого­ворами.

Именно поэтому, вероятно, стоило бы говорить о договорно-обычном характере ПНБ.

В современных международных экономических отноше­ниях государства в договорном или обычно-правовом поряд­ке используют «стандарт» наибольшего благоприятствова­ния (ПНБ), согласно классификации Комиссии междуна­родного права ООН, в следующих сферах: таможенные пош­лины; таможенная обработка товаров; налоги и сборы; нета­рифные меры регулирования (технические стандарты, адми­нистративные правила, санитарные и карантинные формаль­ности и т. п.); сфера валютно-финансовых отношений; право­вое положение иностранных физических и юридических лиц; режим транспортировки (судов, грузов, транспортных средств); транзит; режим интеллектуальной собственности; вопросы отправления правосудия (доступ к судам, призна­ние и исполнение иностранных судебных и арбитражных ре­шений); отдельные элементы режима дипломатических, кон­сульских и иных представительств; другие вопросы экономи­ческого сотрудничества, в том числе в области промышлен­ности, связи и других видов хозяйственной деятельности.

Также как и в случае с принципом экономической недис­криминации, существует множество легализованных исклю­чений из сферы действия ПНБ. Как правило, это те же ис­ключения, которые имеют место в сфере действия принципа экономической недискриминации.

По мере того, как в мире, в рамках ВТО, снижается сред­ний уровень таможенного обложения товаров, соответствен­но снижается и значение ПНБ для этой сферы МЭО. Однако это не исключает данный принцип из других сфер МЭО, где его роль как метода уравнивания условий остается по-преж­нему важной.

Связь ПНБ с принципом экономической недискримина­ции означает уравнивание условий «на нижнем уровне» (он не дает ухудшать условия), а ПНБ — «на высшем уровне» (он требует улучшения условий). Таким образом, эти принци­пы перекрывают возможности дискриминации и «сверху», и «снизу». Сегодня эти принципы составляют определенное двуединство — по крайней мере, в сфере международной тор­говли.

31. Принцип национального режима (принцип предостав­ления) национального режима означает, в частности: обязан­ность государства обеспечить иностранным государствам, иностранным физическим и юридическим лицам, а также то­варам на своей территории те же условия в согласованной сфере, что и национальным товарам и субъектам экономичес­кой деятельности. Здесь тоже заложен метод уравнивания условий («стандарт»), но на другой основе.

Договорная и обычно-правовая сфера применения данно­го принципа во многом совпадает со сферой применения ПНБ, однако она одновременно шире, поскольку, как прави­ло, охватывает правовой статус и «зоны действия» юридичес­ких, физических лиц, т. е. частно-правовую сферу МЭО (до­ступ в суды, помощь на море, право владения, пользования и распоряжения частными лицами собственностью, право на получение образования, вопросы охраны промышленной собственности и т. п.).

Значение принципа предоставления национального режи­ма возрастает. Данный принцип содействует некоей конвер­генции правовых систем разных государств, которая просле­живается в мире. На фоне процессов формирования единого мирового экономического пространства идут процессы уни­фикации внутреннего законодательства, гармонизации и конвергенции национальных правовых систем, которые ведут в перспективе к формированию единого правового пространства.

В МЭП активно идет процесс систематизации действую­щих норм. Эти задачи решаются целым рядом международ­ных организаций: КМП ООН, ЮНКТАД, ЭКОСОС, ЮНСИТРАЛ, УНИДРУА и др.

2.2. Субъекты международного экономического права

32. В настоящее время на земле насчитывается около 220 государств и государственно-подобных образований, около 7 тысяч международных организаций, в том числе около 300 межправительственных.

В группу государств с наибольшим объемом международ­ной торговли входят: США, Германия, Япония, Франция, Ве­ликобритания, Италия, Канада, Голландия, Гонконг, Бель­гия, Китай. Россия занимает место в конце второй десятки.

В системе международно-правового регулирования меж­дународных экономических отношений фактически сложи­лась дифференциация государств. Так, государства-субъекты МЭП дифференцируются по уровню экономического разви­тия на:

— экономически развитые страны с рыночной экономи­кой;

— развивающиеся страны, правовое обособление которых осуществлено через принцип преференций для развиваю­щихся стран;

— страны с «переходной экономикой», т.е. бывшие социа­листические страны, в которых экономика была государст­венно-монополизированной (всего около 30 государств).

В середине 60-х гг. XX века развивающиеся страны (быв­шие колонии), принимая во внимание несправедливый, неэк­вивалентный характер международных экономических отно­шений, поставили вопрос об отступлении от формального ра­венства государств в пользу равенства фактического. Для этого был использован механизм Общей системы преферен­ций (ОСП). Согласно Общей системе преференций, разви­тые государства должны предоставлять развивающимся странам односторонние уступки, льготы, преимущества в различных сферах МЭО, прежде всего в форме снижения или невзимания таможенных пошлин в международной тор­говле.

Преференциальный правовой режим для развивающихся стран был закреплен в ГАТТ и в целой системе договоров и решений международных организаций. Он стал законным исключением из действия принципа наиболее благоприятствуемой нации.