1. Понятие преступности
Преступность — это исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое негативное явление, представляющее собой систему преступлений, совершенных в соответствующем государстве (регионе) за тот или иной период времени.
Преступность исторически изменчива. Состояние преступности неодинаково в разных социально-экономических формациях. Ее уровень и структура изменяются и на отдельных этапах развития определенной формации в зависимости от содержания и тенденций, причин и условий преступлений, а также от определения государствами круга деяний, объявляемых преступными. Изменчивость преступности четко отражается в истории уголовного законодательства.
Преступность — социальное явление. Она социальна потому, что ее субъекты, как и лица, на интересы и отношения которых осуществляются посягательства, — члены общества. Причиняемый преступностью вред антисоциален, он деформирует общество, нарушает нормальное функционирование его институтов, упорядоченность отношений его членов. Преступность порождается причинами и условиями, носящими социальный характер.
Преступность — не просто статистическое множество преступлений, а именно явление. Как всякое явление, оно закономерно по детерминации (причинно-следственной зависимости и связи обусловливания), по взаимодействию с другими социальными явлениями — экономикой, политикой, идеологией, психологией общества и социальных общностей, управлением, правом и т.д. Интенсивность и характер преступности определяются противоречиями взаимодействующих социальных процессов и явлений криминогенного, антикриминогенного и «смешанного» характера.
Преступность — уголовно-правовое явление. Понятие преступления — базового элемента понятия «преступность» — дается уголовным правом. Преступления — не только общественно опасные, но и обязательно уголовно-противоправные, т.е. запрещенные уголовным законом под страхом наказания деяния. Учет правовой характеристики преступности при оценке ее уровня, структуры и динамики весьма важен: изменения законодательства в сторону криминализации либо декриминализации отдельных деяний сказываются на всех ее показателях. Не существует «собственно криминологических» понятий преступности и ее подсистем. Все они жестко запрограммированы их уголовно-правовой оценкой. Поэтому понятия типа «политическая преступность» или «криминологический рецидив» не согласуются с понятием преступности как всегда уголовно-правового понятия и явления.
Преступность суть негативное для соответствующих правоотношений явление. Поэтому входящие в нее деяния государством объявляются уголовно наказуемыми.
Преступность — это не механическое множество, а целостная совокупность, система преступлений. Она имеет определенные системные свойства, т.е. устойчивые взаимозависимости преступлений внутри целостности и с другими внешними метасистемными социальными явлениями. Причем ее элементы — отдельные преступления и их группы (подсистемы) находятся в определенных статистически измеряемых взаимозависимостях и взаимодействиях.
Так, от эффективности предупреждения хулиганства, особенно бытового, во многом зависит уровень насильственных преступлений, совершаемых по хулиганско-бытовой мотивации. От тенденций преступности несовершеннолетних зависят тенденции преступности в целом и рецидивной в особенности, как и наоборот. Уровень неосторожной должностной преступности (халатности) существенно влияет на уровень хищений и т.д.
Преступность слагается из конкретных преступлений, совершаемых на данной территории в соответствующий период времени. Между преступностью и преступлениями взаимодействие происходит по закономерностям целого и части, общего и единичного (отдельного), системы и ее элементов. Преступность — целостное множество отдельных преступлений (элементов), группирующихся по видам преступлений (преступность несовершеннолетних, рецидивная, корыстная и т.д.). Всем видам преступлений и отдельным преступлениям свойственны общественная опасность и уголовная противоправность. Однако нельзя сводить преступность к механической сумме ее элементов. Они лишь проявления определенной целостности. Закономерности преступности как
социально-правового феномена обнаруживаются именно при анализе ее как целостности.
Разумеется, говоря о преступности как целостности, надо иметь в виду, что она — типичное стихийное явление. Люди, совершающие преступления, не объединены (вне пределов групповых преступлений) ни единством целей, ни средствами их достижения, скрываемыми от окружающих.
Как отмечено, преступность взаимодействует с различными социальными явлениями, в том числе с наиболее крупными системами «общество» и «государство». Негативные процессы в последних детерминируют существование и развитие преступности, позитивные процессы и целенаправленные профилактические государственные и общественные системы им препятствуют. Например, противоречия в экономике общества своими отрицательными сторонами обусловливают в нашем обществе «теневую» экономику, которая в свою очередь способствует экономической и организованной преступности. Организационные и правовые предупредительные меры ограничивают и сокращают эту преступность, воздействуя на породившие ее явления и непосредственно на нее. О своеобразии уголовно-нормативного воздействия в виде криминализации и декриминализации деяний, иных изменений уголовного закона уже говорилось.
В качественном и количественном отношении преступность характеризуется тремя основными показателями: уровнем, структурой и динамикой.
Уровень преступности — это ее количественная характеристика, измеряемая в абсолютном выражении суммой совершенных преступлений, а также в коэффициентах, или индексах преступности (количество совершенных преступлений и лиц, их совершивших, на 1 тыс., 10 тыс. или 100 тыс. населения). Официальной статистикой уровень преступности оценивается по двум показателям: по количеству зарегистрированных преступлений и их участников и по данным о судимости. Данные о регистрации полнее, ибо ближе стоят к реальной преступности (хотя и здесь нужна поправка на латентность). Однако данные о судимости точнее, ибо отражают правовую характеристику преступности по вступившим в силу приговорам.
Существует, как отмечалось, два вида официальной уголовной статистики:
При оценке уровня преступности необходимо учитывать возможные размеры латентной, т.е. не учтенной (не зарегистрированной) преступности. Различают объективно существующую (оставшуюся неизвестной правоохранительным органам) и латентную преступность, субъективно обусловленную, т.е. скрываемую правоохранительными и контрольными органами от учета. Наличие латентной преступности объясняется часто такими обстоятельствами, как неправильная реакция потерпевших, не сообщающих в правоохранительные органы о совершенных в отношении них преступлениях из страха или неверия в возможности органов правопорядка, пассивность свидетелей преступлений; недостатки в деятельности контрольно-ревизионных органов, органов дознания и следствия по выявлению замаскированных преступлений; неправильная позиция некоторых должностных лиц (особенно в армии, МВД, государственном аппарате), которые своей властью незаконно «декриминализируют» преступления в дисциплинарные проступки.
Латентность преступности не следует смешивать с ее раскрываемостью. Латентная преступность — это такая, которая официально не зарегистрирована. Нераскрытые же преступления — это зарегистрированные преступления, виновные в которых не выявлены. Вот почему квартирные кражи и угоны автотранспорта относятся к низколатентным преступлениям и одновременно низкораскрываемым.
Официальная уголовная статистика ведет учет уровня преступности по таким показателям:количество заявлений и обращений потерпевших о преступлениях;
1)зарегистрированные преступления;
2)выявленные лица, совершившие преступления;
3)осужденные лица по вступившим в силу приговорам.
Структура преступности определяется соотношением в преступности видов (групп) преступлений, классифицируемых по уголовно-правовым либо криминологическим основаниям. Показатели структуры дают качественно-количественную характеристику общественной опасности преступности, ее особенностей, существенных для организации профилактики и для дифференциации практики применения уголовно-правовых мер.
Основные показатели структуры преступности:
а)соотношение особо тяжких, тяжких, менее тяжких преступлений и преступлений небольшой тяжести;
б)соотношение видов преступлений по их классификации, данной в Особенной
части УК;
в)доли наиболее распространенных преступлений;
г)соотношение видов преступлений;
д)доля преступности несовершеннолетних;
е) доля групповой преступности, внутри нее — организованной;
ж)доля рецидива;
з)преступления, совершенные представителями высших структур власти и управления (так называемая элитно-властная преступность);
и) преступления крупных капиталистов (бизнес-элитная преступность);
к) транснациональная преступность;
л) «география» преступности или региональная преступность;
м) цена преступности.
Динамика преступности — изменение ее уровня и структуры за тот или иной период времени (год, три года, пять лет, десять лет и т.д.).
Динамика преступности как социально-правового явления испытывает на себе влияние соответственно двух групп факторов. Первая — это причины и условия преступности, демографическая структура населения и другие социальные процессы и явления, влияющие на преступность. Вторая — изменения уголовного законодательства, расширяющие либо сужающие сферу преступного и наказуемого, меняющие классификацию и квалификацию преступлений. Статистическая картина динамики преступности связана также с эффективностью деятельности по своевременному выявлению и регистрации совершенных преступлений, их раскрытию и изобличению виновных, обеспечению неотвратимости справедливого наказания.