В ст. 4 и 5 Кодекса говорится о том, как соотносятся семейное законодательство и гражданское законодательство.
Законодатель установил, что к названным в статье 2 Кодекса имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством (статья 3 Кодекса), применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений.
В случае, если отношения между членами семьи не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон, и при отсутствии норм гражданского права, прямо регулирующих указанные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона). При отсутствии таких норм права и обязанности членов семьи определяются исходя из общих начал и принципов семейного или гражданского права (аналогия права), а также принципов гуманности, разумности и справедливости.
· отсутствие взаимного добровольного согласия мужчины и женщины, вступающих в брак (ст. 12 СК).
«Отсутствие взаимного добровольного согласия мужчины и женщины, вступающих в брак, нередко именуется в теории семейного права по аналогии с гражданским правом пороком воли при заключении брака».2 Порядок заключения брака в органах загса обеспечивает выявление подлинной воли вступающих в брак, однако не исключает наличие порока воли при его заключении. Причины и формы, в которых проявляется разрыв между волеизъявлением и подлинной волей, могут быть различными. «Брак может быть признан недействительным, когда воля была неполноценной (вследствие своего состояния лицо в момент регистрации брака не понимало значения своих действий и не могло руководить ими) или порочно сформировавшееся (заблуждение, обман), либо выражение воли не соответствовало действительной воле вступающих в брак или одного из них (принуждение)».1
· не достижение вступившими в брак лицами (или одним из них) брачного возраста, если он не был снижен в установленном законом порядке (ст. 12-13 СК).
Брачный возраст в РФ равен 18 годам. Однако, органы местного самоуправления могут его снизить на два года по просьбе лиц, вступающих в брак, при наличии заслуживающих внимания обстоятельств (как правило это – беременность молодой женщины, рождение ребенка). С момента регистрации брака несовершеннолетний супруг приобретает дееспособность в полном объеме. Это значит, что он может заключать и исполнять любые сделки, а также самостоятельно нести имущественную ответственность. Это правило во многом способствует установлению истинного равноправия супругов. Важно иметь ввиду, что дееспособность сохранится в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения совершеннолетия.
Брак, заключенный с несовершеннолетним лицом, которому в порядке, установленном п. 2 ст. 13 СК, не было дано разрешение на брак до достижения брачного возраста, может быть признан недействительным лишь в тех случаях, когда этого требуют интересы несовершеннолетнего супруга, а также при наличии его согласия на признание его недействительным. Поэтому в соответствии с п. 2 ст. 29 СК суд может отказать в иске о признании такого брака недействительным если этого требуют интересы несовершеннолетнего супруга и при отсутствии его согласия на признание брака таковым.
· заключение брака между близкими родственниками (ст. 14 СК).
Далее следует так называемая группа препятствий к вступлению в брак. Какие же обстоятельства препятствуют заключению брака? Прежде всего, близкое родство. «К сожалению, перечень близких родственников, которым нельзя вступать в брак, в нашей стране минимальный. Это родственники по прямой восходящей и нисходящей линии, скажем, мать и сын, отец и дочь. Нельзя вступать в брак и родственникам по боковой линии. Родственниками по боковой линии, которым нельзя вступать в брак, являются только полнородные и неполнородные братья и сестры. Полнородные имеют общими обоих родителей, а неполнородные имеют общим одного из родителей. Если общая мать, они единоутробные, если общий отец – единокровные. Значит, начиная с двоюродных братьев и сестер – можно. Это не слишком удачное законодательное решение. Известно, что во многих странах мира перечень таких лиц большой, а основание для такого перечня одно – забота о рождающемся поколении. Известно, сколько хронических болезней накопило современное человечество, и если у ребенка оба родителя одной крови – в два раза увеличивается возможность получить по наследству то или иное заболевание. Происходит своего рода вырождение. Могу сказать, что во Франции, например, не только обширному перечню родственников нельзя вступать в брак, но даже и бывшим свойственникам. А свойственники – это члены одной семьи, не связанные общей кровью, например, невестка и свекор, теща и зять. В одном из вариантов проекта Семейного кодекса содержалось запрещение вступления в брак двоюродным братьям и сестрам. Однако в итоге наши депутаты остались консервативными и оставили существующий коротенький перечень»2.
· заключение брака между усыновителем и усыновленным (ст. 14 СК).
Отношения между усыновителями и усыновленными СК в ст. 137 приравнивает к отношениям родителей и детей по происхождению (если усыновление не отменено в установленном ст. 140-144 СК порядке). Усыновитель и усыновленный – юридически как бы родитель и ребенок, поэтому им в брак вступать нельзя по этическим соображениям.
·заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства (ст. 14 СК).
Запрещено вступать в брак с лицом, который признан судом недееспособным. Это психически тяжело больной человек, беспомощным состоянием которого может воспользоваться авантюрный партнер в браке. Вместе с тем не исключена ситуация, что после заключения брака это лицо вследствие выздоровления признается судом дееспособным и осознано выражает свою волю на дальнейшее продолжение брака, в связи с чем обстоятельство, являющееся основанием для признания брака недействительным, отпадает. В таком случае суд согласно ст. 29 СК может признать такой брак действительным.
·наличие у вступивших в брак лиц (или одного из них) другого не расторгнутого брака (ст. 14 СК).
Нельзя вступить в брак, если уже состоишь в зарегистрированном браке, то есть запрещено двоеженство, двоемужие. Это проявление принципа моногамии, согласно которому в браке могут состоять только один мужчина и одна женщина. Полигамия же традиционно связана с восточными странами, она дает возможность мужчине состоять в браке одновременно с несколькими женщинами.
Нарушение принципа единобрачия – часто встречающееся в судебной практике основание признания брака недействительным. Во всех случаях недействительным признается только второй брак, т. е. последующий. Однако, если данное основание отпало к моменту рассмотрения судом дела о признании брака недействительным вследствие прекращения предыдущего брака (расторгнут в загсе или в суде), то второй брак может быть признан действительным (п. 2 ст. 29 СК.).
·сокрытие одним из лиц, вступившим в брак, венерической болезни или ВИЧ-инфекции (п. 3 ст. 15 СК).
Одной из специфических для семейного права санкций является признание брака недействительным в случаях, когда оно применяется к супругу, виновному в сокрытии обстоятельств, препятствующих в силу закона вступлению в брак, либо по вине которого брак заключен под влиянием принуждения, обмана, угрозы и др. (ст. 27 СК РФ). Здесь признание брака недействительным выступает как мера защиты конституционного права на защиту брака и семьи.
В юридической литературе неоднократно высказывались предложения расширить перечень обязательных для заключения брака условий с тем, чтобы не допускались браки с алкоголиками, наркоманами и лицами, страдающими хроническими венерическими заболеваниями. «Представляется целесообразным предусмотреть в законе обязательность взаимного ознакомления вступающих в брак с состоянием их здоровья по результатам медико-генетического обследования. Только тогда обеспечивается соблюдение принципа добровольности, осознанного волеизъявления на вступление в брак, что одновременно является и одной из важных правовых гарантий "биологической защиты" брака. Умышленное сокрытие заболевания или патологии, список которых должен утверждаться Правительством РФ, следует предусмотреть в СК РФ как основание для признания судом брака недействительным по иску обманутого супруга (и только супруга), что явилось бы и мерой защиты его интересов, и санкцией по отношению к недобросовестному партнеру. Очевидно, что список этот не может исчерпываться лишь венерическими болезнями и ВИЧ-инфекцией, как это имеет место в настоящее время (п. 3 ст. 15 СК РФ)»1.
Как следует из п.1 ст. 9 СК, на требование о признании брака недействительным не распространяется исковая давность, за исключением случая, прямо предусмотренного СК (п. 4 ст. 169). На требование супруга, права которого нарушены заключением такого брака, распространяется срок исковой давности, установленный ст. 181 ГК, т. е. один год со дня, когда супруг узнал или должен был узнать о сокрытии другим супругом при вступлении в брак венерической болезни или ВИЧ-инфекции.