Смекни!
smekni.com

Государственное и муниципальное управление 2 (стр. 3 из 5)

В 1892 г. было принято Городовое положение, в котором установлен чрезвычайно высокий имущественный ценз городских избирателей. Таким об­разом, была завершена организация системы административно-хозяйственных учреждений при Министерстве внутренних дел, низшим звеном которой стали земства. Однако под влиянием неудач русско-японской войны и антиправи­тельственных демонстраций 12 декабря 1904 года правительство было вынуж­дено принять закон об учреждении Государственной думы, изданный 6 августа 1905 г. Таким образом, в России было учреждено народное представительство. Вместе с тем сохранение самодержавного характера власти сказалось на после­дующих событиях, приведших в Февральской революции 1917 г.

Анализ характера местного самоуправления (управления) в дореволюци­онной России позволяет сделать следующие выводы:

1. Местное управление (самоуправление) в России со времени Петра Iвыступало как три системы: бюрократическая, земская и сословная;

2. Демократичность местного самоуправления относилась прежде всего к дворянству как господствующему в обществе сословию;

3. Местное управление не было обособлено от государственного, его исполнительные органы представляли собой местные звенья единой вертикали управления, состоявшие из назначаемых чиновников. Основное отличие было в наличии выборных представительных органов;

4. Управление на всех уровнях характеризовалось ограниченностью полномочий представительной власти.

Конституция СССР 1936 года преобразовала местные Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся. Съезды Советов были упразднены, Советы стали постоянно действующими ор­ганами власти. Все Советы избирались гражданами на основе всеобщего, рав­ного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Исполкомы ста­ли только лишь исполнительно-распорядительными органами.

В 1957 г. было принято постановление ЦК КПСС «Об улучшении дея­тельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связи с массами». Права местных Советов расширялись в области планирования народного хо­зяйства, производстве и распределении продукции предприятий местной про­мышленности. Возросла роль областных Советов как высших звеньев системы местных органов власти.

Конституция СССР 1977 г. изменила название Советов на Советы на­родных депутатов. Все Советы составляли единую систему, которую возглав­лял Верховный Совет СССР.

Местные Советы являлись звеньями единой системы органов государст­венной власти. На них была возложена задача обеспечить экономическое и со­циальное развитие территорий, получили право рассматри­вать проекты планов предприятий и организаций вышестоящего подчинения, осуществлять контроль за соблюдением ими законодательства, координировать их деятельность в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов и т.д. Конституцией была установлена обяза­тельность применения актов местных Советов, было зафиксировано право профсоюзов, комсомола и других массовых общественных организаций участ­вовать в управлении государственными и общественными делами.

Однако на практике фактически верховенство в Советах принадлежало не представительным, а исполнительным органам. Исполнительные комитеты со­зывали сессии Советов, организовывали их подготовку и проведение. Испол­комы были вправе решать все вопросы, отнесенные к ведению Советов, они ко­ординировали деятельность постоянных комиссий. По существу аппарат как в советских, так и в партийных органах превалировал над выборными лицам в Советах.

Изучение исторического опыта местного самоуправления в России в со­временный период развития страны - необходимое условие для формирования эффективного управления на местах.


2. Основные принципы муниципального управления.

Принципы местного самоуправления - это обусловленные природой ме­стного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осущест­вляющих управление местными делами.

Принципы муниципального управления — общие и частные — вытекают из отношений управления и требований к процессу организации самоуправле­ния. Частные принципы относят к осуществлению отдельных функций управ­ления (принципы планирования, организации, мотивации и др.), а также к его отдельным сторонам (социально-экономической и организационно-правовой) и уровню управления (т.е. все формы муниципального образования).

В теории и практике муниципального управления общие и частные прин­ципы тесно связаны друг с другом, но имеют и самостоятельное значение. Принципы муниципального управления отражают требования объективных за­кономерностей и тенденций развития местной власти. Принципы являются тео­ретической основой формирования муниципальных образований и позволяют выяснить сущность местного самоуправления, его отличительные черты и при­знаки.


1) Единоначалие и коллегиальность.

Сущность единоначалия заключается в том, что руководители конкрет­ного звена системы управления муниципальных образований пользуются пра­вами единого руководства в решении вопросов, входящих в его компетенцию. Связано это с тем, что организация управления общественной жизнью муници­пальных образований невозможна без строжайшего подчинения воли всех уча­стников процесса системы муниципального управления воле одного лица — руководителя конкретного процесса муниципального управления.

Единоначалие как организационно-правовая форма руководящей дея­тельности относится ко всем звеньям и уровням системы муниципального управления.

В соответствии с этим принципом каждая совокупность видов деятельно­сти в процессе муниципального управления должна преследовать одну и ту же цель и иметь одного руководителя, наделенного определенными полномочия­ми. Следовательно, сущность принципа состоит в том, что в процессе управле­ния сотрудники должны получать приказания от одного руководителя, но это не значит, что все решения должны приниматься на высшем уровне.

Коллегиальность как организационная форма процесса управления муниципальным образованием необходима для обсуждения основных органи­зационных и социально-экономиических вопросов развития муниципальных об­разований. В то же время необходимы и единоличная ответственность, еди­ноличное распорядительство, чтобы не затягивать процесс выработки и приня­тия управленческих решений, важных для социально-экономического развития муниципального образования.

На основе принципа единоначалия строится деятельность органов в сис­теме муниципального управления. Использование коллегиальных начал допус­кается при подготовке проектов по формированию этих органов, выработке решений по наиболее важным проблемам управления местной жизнью. Прак­тика показывает, что единоначальная деятельность главы местной администрации может сочетаться с работой коллегии при главе местной администрации. В состав коллегии, выполняющей совещательные функции, входят руководители структурных подразделении местной администрации или иные сотрудники. Следовательно, органы местного самоуправления в своей деятельности руко­водствуются принципами единоначалия и коллегиальности. В любом случае данные органы наделяются соответствующими полномочиями для решения во­просов местного значения и несут ответственность в соответствии с уставами и закрепленными в них организационно-правовыми гарантиями.

Соблюдение правильного соотношения между принципами коллегиаль­ности и единоначалия составляет одну из важнейших задач системы управле­ния муниципальным образованием, от этого во многом зависит ее эффектив­ность и действенность. Особенностью использования коллегиальности в орга­нах системы муниципального управления, построенной на принципе единона­чалия, является то, что обсуждаемые этими органами рекомендации приоб­ретают силу решения и становятся обязательными для исполнения в случае со­гласия с ними руководителя-единоначальника и издания им соответствующего нормативного правового акта.


2) Законность.

Этот принцип выступает важнейшей гарантией муниципального управле­ния и является одним из основных конституционных принципов российской государственности.

Принцип законности требует, чтобы организация местной власти и ее деятельность осуществлялась на основе и в рамках закона. Тем самым государ­ство признает и гарантирует, а также обеспечивает соблюдение законности в системе муниципального управления, т.е. речь идет о контроле государства за соблюдением органами местной власти правовых норм, а не о качестве реше­ний, принимаемых муниципальными органами власти по вопросам местной жизни.

Соблюдение законности в деятельности органов и должностных лиц сис­темы муниципального управления обеспечивается с помощью прокурорского надзора. На практике для контроля за соблюдением законности принимаемых решений и действий прокурор или его заместители приносят протест на проти­воречащий закону правовой акт органу или должностному лицу системы мест­ного управления, которые издали этот нормативный правовой акт, или обра­щаются в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Прокурор и его заместители имеют право присутство­вать на заседаниях органов системы муниципального управления любого му­ниципального образования, участвовать в рассмотрении внесенных ими пред­ставлений и протестов.

Требования принципа законности должны быть отражены в уставе муни­ципального образования. Если устав муниципального образования противоре­чит Конституции РФ и законам, муниципальному образованию отказывают в государственной регистрации его устава.