Смекни!
smekni.com

Криминологический анализ событий в Чечне 1991-2004 гг (стр. 1 из 6)

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОГО ПРАВА

Студент группы

Контрольная работа по курсу «Криминология»

Вариант 1

Научный руководитель

Омск

2008

Содержание

Задание 1. Криминологический анализ событий в Чечне: 1991 - 2004 гг.3

Задание 2. Разработать анкету по опросу населения о состоянии коррупции.19

Список использованной литературы.. 26

Задание 1. Криминологический анализ событий в Чечне: 1991 - 2004 гг.

Причины и условия возникновения криминального анклава на территории России, угрозы, исходящие из него; характер преступной деятельности на территории Чечни, влияние ЧРИ на криминологическую обстановку на Северном Кавказе и в России. Криминологические последствия военных кампаний, стратегия борьбы с преступностью в Чечне.

Ответ.

В начале 90-х годов в Чеченской Республике, также как в стране в целом, сложилась критическая криминологическая ситуация. Республику буквально захлестнула волна преступности, приобретавшей качественно новый характер׃ увеличивалось число насильственных преступлений, грабежей, разбоев, убийств и т.д., совершенных с применением огнестрельного оружия и боеприпасов.

В качестве причин и условий, способствовавших росту преступлений, можно назвать политическую нестабильность в стране в целом, социальную напряженность, необустроенность многих граждан, низкий уровень культуры и правосознания значительной части населения, недостаточная эффективность (а в большинстве случаев просто безразличие, аморфность) деятельности государственных, в первую очередь правоохранительных, органов и общественных организаций по защите прав граждан и, как, следствие, снижение авторитета власти и закона.

Особенно ярко это проявилось в Северо-Кавказском регионе, где кроме всего прочего, обострились межнациональные отношения, как между некоторыми республиками РФ, так и, в самих республиках, а также заметно активизировались сепаратистские движения, выдвигавшие такие принципиально невозможные требования как полный выход из состава России. Во многом это было обусловлено легкомысленно-иезуитской политикой федеральных властей, обобщенной популистской фразой, брошенной Президентом РФ Б.Н. Ельциным в период начала так называемого «парада суверенитетов» - «Берите суверенитета столько, сколько сможете!». В результате на Северном Кавказе быстро разгорелся один из самых грозных на всем постсоветском пространстве очагов межнациональных конфликтов. Лишь при помощи федеральных войск удалось пресечь возникшие из-за территориальных споров вооруженные столкновения между ингушами и осетинами. Развитие же сепаратистского движения в Чечне вышло из-под контроля федеральных властей, привело к расколу в ее руководстве, полномасштабному вооруженному мятежу, и как следствию к разгулу преступности в таких ее крайне жестоких проявлениях как создание незаконных вооруженных формирований (далее – НВФ) и терроризму.

Осенью 1991 г. был разогнан законно избранный Верховный Совет республики. Проведенные 27 октября 1991 г. новые выборы в высший орган государственной власти и выборы Президента республики были признаны 2 ноября 1991 г. пятым Съездом народных депутатов РСФСР незаконными, а принятые ими акты не подлежащими исполнению. Вместе с тем Федеральные органы власти Российской Федерации ослабили правозащитную деятельность в Чеченской Республике, не обеспечили охрану государственных складов оружия на ее территории, в течение нескольких лет проявляли пассивность в решении проблем взаимоотношений с этой республикой как субъектом РФ. В дальнейшем внутриполитическая обстановка в Чеченской Республике продолжала обостряться. Осенью 1994 г. на ее территории имели место вооруженные конфликты между враждующими группировками, грозившие перерасти в гражданскую войну.

В начале правления Джохара Дудаева президента самовоспроглашенной «Чеченской Республики Ичкерия» из тюрем и следственных изоляторов были выпущены тысячи преступников. В результате число общеуголовных преступлений, незаконный оборот наркотиков, фальшивомонетничество, бандитизм, захват заложников, убийств, грабежей и других особо тяжких преступлений возросло в разы.

По республике прокатилась волна погромов русскоязычного населения сопровождавшегося грабежами, поджогами, захватом имущества и жилища, убийствами и изнасилованиями. Что привело к исходу русских из республики.

На приграничных с Чечней территориях участились кражи и угон скота, автотранспорта, строительной и сельскохозяйственной техники, которые угонялись на территорию республики с целью перепродажи. Участились похищения людей и военнослужащих с целью выкупа. В Чечне возродились средневековая работорговля и обычаи кровной мести.

По всей Чечне действовали нелегальные нефтеперерабатывающие установки, в которых из нефти похищенной из нефтепроводов, изготавливался бензин низкого качества, который сбывался в приграничных районах. Чеченский криминал, по словам Б. Грызлова, буквально «оседлал» нефтепромышленный комплекс Южного федерального округа и уводит огромные суммы в террористический «общак»[1].

Особой активностью противоправных действий характеризовались НВФ, базировавшиеся на территории Чечни. Образование таких противоправных структур стимулировали динамично развивавшиеся сепаратистские процессы, политический и религиозный экстремизм, стремительно пробивавший себе дорогу под целенаправленным воздействием внутренних и внешних сил, межнациональные и межэтнические конфликты и противоречия, разрешить которые цивилизованным мирным путем в условиях ослабевшего федерального центра оказалось задачей неразрешимой[2].

Деятельность НВФ подрывала целостность российского государства, разжигала национальную и религиозную рознь, уносила сотни людских жизней. Такая ситуация стала следствием длительного и тотального разрушения основ правопорядка в республике. Так, в справке, подготовленной аналитической службой МВД России в 1994 г., отмечалось, следующее: «Анализ оперативной информации свидетельствует о повсеместном нарушении в Чечне прав и свобод граждан, беспрецедентном росте преступности. Правоохранительные органы Чечни устранились от расследования преступлений, в том числе тяжких. На территории Чечни ежегодно совершается до 600 умышленных убийств. На Грозненском отделении Северо-Кавказской железной дороги за 1993 г. нападению подверглись 559 поездов с разграблением около 4 тыс. вагонов и контейнеров на сумму 11,5 млрд. рублей. Правительство России вынуждено было прекратить движение по территории Чеченской Республики с октября 1994 г. Чечня, как рассадник преступности, способствует ее экспорту во все регионы страны.

На 1 декабря 1994 г. объявлены в федеральный розыск за совершение преступлений 1201 человек чеченской национальности. Совершались террористические акции с захватом заложников и угонами воздушных судов в октябре 1991 г., в марте 1992 г., в декабре 1993 г., в мае, в июне, в июле и октябре 1994 г. в Ростове-на-Дону и аэропортах городов Минеральные Воды и Махачкала. В 1993 г. в Российской Федерации изъято фальшивых денежных купюр на сумму 9,4 млрд. рублей, из которых 3,7 млрд. рублей проходит по делам с прямым или косвенным участием лиц чеченской национальности.

При активном участии чеченских преступных группировок были организованы хищения денежных средств на сумму около 4 трлн. рублей. Чеченские группировки практически монополизировали рынок сбыта наркотических средств во многих регионах России. Чечня стала фактором нестабильности для всей России»[3].

7 декабря 1994 г. Совет Безопасности РФ сделал следующее заявление: «В связи с событиями на территории Чеченской Республики Совет безопасности обращает внимание всех средств массовой информации, всей общественности Российской Федерации на тот факт, что не существует в природе конфликта между Чечней и Россией. Есть лишь борьба за власть, которую ведут незаконные вооруженные группировки в этой части Российской Федерации. Вооруженные столкновения с массовыми человеческими жертвами должны быть немедленно прекращены, а все враждующие вооруженные группировки поставлены вне закона. Одновременно необходимо принять все конституционные меры по разоружению и ликвидации незаконных вооруженных группировок…»[4]. Как видно, названные незаконные вооруженные группировки оценивались руководством страны, прежде всего, как воинствующие субъекты, ведущие борьбу за власть.

Серьезная озабоченность сложившейся ситуацией была отражена в Указе Президента РФ от 9 декабря 1994 г. № 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта»[5]. В данном Указе констатировалось наличие НВФ, деятельность которых в течение продолжительного времени вызывает кровопролитие, уносит жизни и нарушает права граждан РФ в Чеченской Республике и некоторых районах Северного Кавказа. Правительству РФ было поручено использовать все имеющиеся у государства средства для обеспечения государственной безопасности, законности, прав и свобод граждан, охраны общественного порядка, борьбы с преступностью, разоружения всех НВФ.

Во исполнение Указа Президента РФ от 9 декабря 1994 г. Правительство РФ поручило МВД РФ совместно с МО РФ осуществить разоружение НВФ на территории Чеченской Республики. В случае невозможности изъятия МО РФ было поручено произвести уничтожение авиационной, бронетанковой техники, артиллерии и тяжелого вооружения. МО РФ и Федеральной службе контрразведки РФ также предписывалось осуществить комплекс мер по изъятию незаконно хранящегося оружия, выявлению и задержанию лиц, подозреваемых в совершении тяжких преступлений, включая проверку документов, досмотр автомобилей и личный досмотр граждан, въезжающих в республику и выезжающих из республики; проверку документов в местах скопления граждан; личный досмотр граждан, досмотр жилых и нежилых помещений и транспортных средств при имеющихся данных о наличии у граждан оружия; усиление охраны общественного порядка, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, транспортных коммуникаций. Предусматривалась даже и такая экстраординарная мера, как выдворение за пределы Чеченской Республики лиц, представляющих угрозу общественной безопасности и личной безопасности граждан и не проживающих на территории данной республики[6].