Контрольная работа
По римскому праву
Вариант 4
Москва.
2007 г.
1. Ознакомьтесь с материалами учебной литературы и первоисточников, относящимися к брачно-семейным отношениям в римском праве. Какие виды брака существуют в римском праве? В чем их отличие? Каким образом заключается брак? В каких случаях брак прекращается? Как регулируются личные и имущественные отношения супругов? Допускает ли римское право развод по инициативе жены? Является ли браком конкубинат?
В римском праве семья рассматривается в двух аспектах: как союз мужчины и женщины и как наличие в семье детей. Для признания семьи достаточно было наличия одного из данных качеств, однако из данных взаимосвязей следовали различные правовые последствия. Римская семья обладала специфическими чертами.[1] Изучив Титул II «О совершении брака (De ritu nuptiarum)» дигестов Юстиниана можно выделить следующие принципы его заключения:
1. Взаимность (Данный принцип не предусматривал безусловного равенства партнеров);
2. Согласие каждого из партнеров или их законных представителей («Не может быть совершен брак иначе как по согласию всех, т.е. тех, кто вступает в брак, и в чьей власти они находятся);
3. Наличие половой связи между партнерами;
4. Возрастной ценз (Мужчины – не менее 14-ти лет; женщины – не менее 13-ти, в классическую эпоху – 12-ти лет);
5. Необходимость совместного проживания. («Установлено, что женщина может быть выдана замуж за отсутствующего в силу его письма или посредством вестника, если она вводится в его дом; но женщина, которая отсутствует, не может выйти замуж в силу письма или посредством вестника, ибо необходимо введение в дом мужа, как бы в брачное местожительство, а не в дом жены»);
6. Стремление партнеров к заключению именно брачного союза.[2]
Выделялись два вида брака: правильный брак (nuptiae) и неправильный брак (matrimonium). Правильный брак заключался между мужчиной и женщиной одного правового качества, он имел все предусмотренные законом юридические последствия.[3] Неправильный брак заключался между людьми, отнесенными к разным видам права (между римской гражданкой и перегрином и т.д.), он рождал правовые последствия для супругов не в полной мере, не в соответствии с предписаниями цивильного права. "Matrimonium" или "nuptias" - эти термины являются в позднейшем праве синонимами, но в древности первый означал, по-видимому, брак по цивильному праву, а второй - преимущественно брак согласно ius gentium.[4]Правильный брак (в классическую эпоху) мог заключаться в двух формах: cummanumariti (обрядовый) и sinemanumariti (неформальный).
Сummanumariti предполагал религиозный обряд заключения брака, или выкуп жены от ее прежнего домовладыки, либо признание брака вследствие фактического проживания жены в доме мужа в течение 1 года без претензий со стороны ее родственников. Sinemanumariti требовал заключения брачного соглашения, и привод жены в дом мужа. Различие данных двух форм заключения брака состояло в разнице имущественных отношений в семье и судьбы женщины в случае прекращения брака.
Следует отметить, что существовало и такой вид отношений, как конкубинат. Он признавался в тех случаях, когда люди не обладали необходимыми правами для вступления в брак. Для его признания необходимо было наличие постоянства и как бы семейных отношений, чтобы сожительство отличалось от временной половой связи. Как таковым конкубинат браком не признавался. В Титуле II «О совершении брака» указано, что сожительство со свободной женщиной следует рассматривать не как конкубинат, а как брак, исключая случаи, когда та «промышляет своим телом». [5]
Существовали ограничения в заключении брака. Так, их не могли заключать несовершеннолетние, безумные, кастраты, рабы. Не мог признаваться в качестве брака союз между лицами несоотносимого социального уровня. Также имелись ограничения в связи религиозными убеждениями партнеров: допускался брак лиц, исповедующих одну религию и по правилам одного религиозного обряда. Инцест не допускался, однако, в дохристианскую эпоху круг запрещенных для брака степеней родства был значительно уже, чем после.
Заключение брака имело две стадии: обручение (сговор) и собственно брачная церемония. Две данных стадии имели различное правовое значение.[6] Необязательным являлось условие происхождения данных событий одно за другим по времени.
Обручение (сговор) представляло собой выражение вступающих в брак людей серьезности своих намерений («Сговор есть соглашение и обещание будущего брака» Флорентин[7]). Следует отметить, что обручение могли проводить и представители будущих супругов, например, их близкие родственники. Обручение скреплялось специальными документами (в более ранние времена – присутствием свидетелей), однако могло быть расторгнуто как по взаимному согласию, так и в судебном порядке. Материальный урон при этом должен был быть возмещен.
Главным моментом собственно заключения брака, имеющим правовые последствия, то есть формальным условием для наступления брачных отношений, являлся увод жены в дом мужа.
В римском праве выделяются следующие основания для прекращения брака:
1. Смерть супруга;
2. Развод;
3. Утрата супругом его гражданского правового качества в связи с изменением сословного положения;
4. Изменение супругом гражданства.
Развод разрешался лишь в дохристианскую эпоху и был действителен только для правового брачного союза. Процедура развода зависела от формы заключения брака, однако в любом случае развод означал претензию одного из супругов на его личную и имущественную независимость. Инициатором развода могла быть женщина. Имущественные потери несла виновная в разводе сторона. Данные санкции выражались в виде штрафов или потери стороной своего добрачного имущества. Причинами развода могли служить: прелюбодеяние жены, невыполнение женой своих обязанностей по поддержанию дома в надлежащем состоянии. Процедура расторжения брака напрямую зависела от способа его заключения. [8]
Брак в римском праве не являлся равноправным – жена находилась в ущемленном положении. Муж обладал статусом домовладыки. Например, жена не могла проживать одна, муж имел право насильно заставить жену проживать в своем доме. То же касалось и имущественных отношений при заключении обрядового брака (cummanumariti). Все имущество жены переходило в собственность мужа, он имел право виндикации на любое принадлежащее ей имущество даже в отношении ее семьи. Все возможные приобретения также являлись его собственностью. Однако при такой форме заключения брака жене могло быть дано право наследования в качестве агнатической родственницы.[9] В этом случае пережившему супругу (прежде всего жене) присваивалась четвертая степень агнатического родства. Это означало, что она могла получить наследство в случае отсутствия наследников других степеней, либо они не выразили желание его принять.
При заключении sinemanumariti имущество являлось раздельным. Несмотря на право мужа управлять и распоряжаться доходами с данного имущества, он не имел право его отчуждать без согласия супруги или ее домовладыки. Злоупотребление имуществом жены могли привести к подаче судебных исков. Вместе с тем жена не обладала iuscommercii и сама распоряжаться им тоже не могла. За ней сохранялось пассивное право выступать участницей цивильного оборота: дарить, занимать, участвовать в управлении имуществами, наследовать другие имущества. Исключалось взаимное дарение между мужем и женой. Независимо от формы заключения брака в особом правовом положении находились две категории брачных имуществ: приданое и брачные дары.
Приданое (dos) – это дар супругу со стороны родственников невесты. В римском обществе считалось, что его сохранение является не только личным интересом, но и общественным. Поэтому оно являлось постоянным – оно не могло быть заменено другим, даже большей стоимости, не могло изменять своего статуса. Приданое оформлялось особым документом отдельно от заключения брака, где обязательно указывалась его судьба при прекращении брака. Следует отметить, что при разводе судьба приданого определялась в зависимости от того, кто был в нем виновен. Во время брака приданое запрещалось отчуждать. Фактическим пользователем приданого являлся муж, однако он обязан был возмещать ущерб, а также нести издержки по управлению им.
Брачные дары (dospropternuptias) – дары жене от мужа соответственно с их общественным положением на случай вдовства супруги. Дары при незаконном заключении брака или при его прекращении не возвращались. [10]
2. Что такое необходимое наследование? Как его определяет римское право? Как ограничивалась свобода завещанных распоряжений в древнейшем римском праве? Какие ограничения на свободу завещаний существовали в преторском праве и законодательстве Юстиниана? Что представляет собой обязательная доля? Каков ее минимальный размер в классическом праве и праве Юстиниана?
В римском частном праве выделяется институт необходимого наследования (наследования по закону) – это фактическое ограничение свободы завещаний.
Необходимое наследование – переход наследства не в соответствии с усмотрением наследодателя, а по усмотрению закона в отношении круга лиц, признаваемых наследниками по факту своих кровных, родственных или иных форм связей с наследодателем.[11] Выделялось два типа родства: агнатическое и когнатическое.
Агнатическое родство устанавливалось в силу традиционных представлений о составе римской семьи: наследниками в этом случае считались не только кровные родственники по мужской линии, но и пребывавшие под властью домовладыки. Здесь выделялись четыре условные степени.