Чувилев А. – считает, что если буквально толковать норму ч. 1 ст. 75 УК РФ то вывод один: лишь совокупность всех перечисленных действий позволяет констатировать деятельное раскаяние[55]. А Коломец В. считает что нет необходимости считать всегда обязательным наличие всей совокупности означенных в ч. 1 ст. 75 УК РФ смягчающих ответственность обстоятельств для освобождения лица от ответственности, они желательны, но было бы нереальным всегда возводить желаемое требование в абсолют[56]. Как правило необходимо наличие всех условий, но возможны ситуации когда лицо по определенным обстоятельствам лицо не смогло выполнить все условия, то тогда представляется возможным применение данной нормы свидетельствующей о деятельном раскаянии.
Иным видом оснований освобождения от уголовной ответственности при деятельном раскаянии выступают положения ч. 2 ст. 75 УК РФ(ч.2 ст.28 УПК): лицо, совершившее преступление иной категории, освобождается от уголовной ответственности только в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной частью УК. Такими случаями выступают, например, дезертирство (ч. 1 ст. 338 УК РФ). В примечаниях к этой статье в качестве условия освобождения от уголовной ответственности называются: совершение дезертирства впервые и если это “явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств” В примечаниях к статьям Особенной части УК подчеркивается, что лицо в случае совершения определенных действий либо воздержания от них освобождается от уголовной ответственности. Михайлов В. полагает, как представляется совершенно правильно, что если лицо, совершившее одно из отмеченных деяний, затем действовало согласно требованиям, указанным в примечании к соответствующей статье, оно должно быть безусловно освобождено от уголовной ответственности. Обязанность правоохранительных органов в таких случаях сводится лишь к установлению того, выполнило ли лицо все закрепленные применительно к данному случаю условия деятельного раскаяния[57].
Одним из обязательных условий для освобождения от уголовной ответственности по ст. 75 УК законодатель указывает на явку с повинной. Под явкой с повинной понимается добровольное обращение лица, совершившего преступление, с заявлением о нем в компетентные органы с намерением передать себя в руки правосудия. Не будет добровольности, если лицо понимает, что правоохранительным органам известно о совершенном преступлении и лице, его совершившем, и они принимают меры к его розыску и задержанию[58].
Способствование раскрытию преступления проявляется в стремлении лица, его совершившего, помочь правоохранительным органам в выявлении всех обстоятельств дела, содействии поиску доказательств преступной деятельности, установлении лиц, причастных к этому, мест сокрытия средств и орудий совершения преступления, а также денежных ценностей, иных материальных благ или прав на них. Со стороны лица, совершившего противоправное деяние, способствование раскрытию может проявляться в самых различных формах — добровольном или вынужденном явном или скрытом, инициативном или по заданию правоохранительных органов противодействии совершению преступления; введении в заблуждение членов преступной организации; создании условий для захвата правоохранительными органами членов преступной организации.
Возмещение причиненного ущерба - добровольное восстановление, по мере возможности, тех прав и благ, которых преступник лишил свою жертву в результате совершенного преступления (возвращение утраченного имущества, передача потерпевшему имущества или денежного эквивалента и тп.). Заглаживание причиненного вреда — уменьшение вредных последствий преступления. Оно должно быть добровольным и иметь место после совершения преступления[59].
Говоря о времени реализация деятельного раскаяния, можно отметить: оно имеет месте, как правило, после окончания преступного деяния, а в некоторых случаях и на стадии оконченного покушения. Способы же могут быть самыми различными. Раскаяние может иметь место на любой стадии уголовного процесса. Как считает Савкин А. - деятельное раскаяние, может проявиться как до изобличения виновного, так и после предъявления ему улик в совершении преступления. Однако в зависимости от стадии уголовного процесса, на которой оно имело место, раскаяние по-разному будет оцениваться следствием и судом[60].
В итоге исходя из ч.1 ст. 75 УК при деятельном раскаянии лицо может быть освобождено от уголовной ответственности, а по ч.2 лицо должно быть освобождено от уголовной ответственности, т.к. это уже не право, а обязанность соответствующих органов. Закон допускает освобождение от уголовной ответственности за преступления различной категории, в том числе и за особо тяжкие. При этом не требуется и явки с повинной и лицо обязаны освободить. Поэтому не прослеживается логика законодателя, потому что нет ни какого деятельного раскаяния при совершении престепления освобождение от которого возможно по ч.2 ст.75 УК.
Принудительные меры воспитательного воздействия, которые могут быть применены судом к несовершеннолетнему обвиняемому, включают в себя: а) предупреждение; б) передачу под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; в) возложение обязанности загладить причиненный вред; г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего[61].
К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения в соответствии со ст.13 ФЗ от 24 июня 1999 г."Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"(13.10.2009 N 233-ФЗ) относятся:
- социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;
- центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.
Ч.1 ст.427 УПК предусматривает широкие возможности применения к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия: во всех случаях совершения ими преступлений небольшой или средней тяжести и если исправление может быть достигнуто без применения наказания. Одним из условий прекращения уголовного преследования несовершеннолетнего в порядке ст. 427 УПК является установленная в ходе расследования возможность его исправления без применения наказания. Эта возможность связывается с условиями жизни и воспитания подростка. Они не должны препятствовать реализации принудительной меры воспитательного воздействия[62].
В п.1 ч.1 ст.439 УПК предусматривается прекращение уголовного дела в отношении лица, страдающего психическим расстройством, по основаниям, предусмотренным ст.ст. 24 и 27 УПК, а также в случаях, когда характер совершенного деяния и психическое расстройство лица не связаны с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда. Это основание является особым видом прекращения дела, которое допустимо только в отношении невменяемого либо лица, заболевшего психическим расстройством после совершения преступления[63].
Из пяти статей УПК, содержащих общие основания для прекращения дела (ст. ст. 24 - 28), ст. 439 упоминает лишь две - ст. ст. 24 и 27, поскольку остальные неприменимы к делам рассматриваемой категории. Однако, круг оснований для прекращения уголовного дела на стадии предварительного расследования определен недостаточно точно. Во-первых, следует указать на то обстоятельство, что не названы основания прекращения уголовного дела, указанные в ст. 25 УПК. Между тем по этим основаниям дело может быть прекращено в судебном производстве (ч.3 ст.443 УПК). Если законный представитель лица, страдающего психическим расстройством, в отношении которого ведется производство по делу, и потерпевший достигнут примирения в соответствии с условиями ст. 25 УПК, нет никакого смысла направлять дело в суд для рассмотрения вопроса о применении к нему принудительных мер медицинского характера. В этом случае было бы целесообразно прекращать дело еще на предварительном следствии[64]. На стадии предварительного следствия возможно прекращение уголовного дела по основаниям ст. 25, 28 УПК в отношении лица, у которого психическое расстройство наступило после совершения преступления, если оно выздоровело и может нести уголовную ответственность за содеянное[65].После вынесения постановления о прекращении дела в соответствии с требованиями, которые предъявляются законом к данному документу (ст. ст. 212 и 213 УПК), следователь сообщает о психически больном органам здравоохранения. Органы здравоохранения, руководствуясь медицинским законодательством, решают вопрос о нуждаемости психически больного в психиатрической помощи "на общих основаниях"[66].