Согласно позитивистской теории правом признаются только правила должного поведения, которые устанавливаются законом и иными нормативно‑правовыми актами, принимаемыми государственными органами.
Историческая же школа утверждала, что право есть продукт народного духа, сознания народа, живущего и проявляющегося во взаимоотношениях его представителей. Право является неотъемлемым компонентом народа или нации.
Некоторые авторы утверждают, что в обществе есть много правовых систем, так как государство не может предусмотреть все необходимые для общества и его компонентов нормы права. Каждая коллективная общность людей может иметь и имеет свое право. Таким образом, нация, народ создают свои обычаи и традиции, профсоюзы – профсоюзное право. При этом негосударственные правовые системы могут формировать сильную конкуренцию праву, установленному государством.
Основоположники марксизма рассматривали общество как органически целостное образование, действующее и развивающееся по объективным, независимым от воли людей законам. Весьма четко и последовательно различали право и закон К. Маркс и Ф. Энгельс. Под правом они понимали меру свободы членов общества. Каждый класс в системе экономических отношений общества имеет свою меру свободы, свое право, но не всякий класс может показать свое право в системе общеобязательных норм, в законе. Такую способность имел только класс, который экономически и политически господствовал в обществе. Этот класс с помощью закона фиксировал собственные интересы и потребности и пытался их выдать за всеобщее право, за всеобщую меру свободы.
Все ранее существовавшие государства закрепляли и проводили в жизнь право эксплуататорских классов: феодалов, рабовладельцев, помещиков и буржуазии. Крестьяне и рабы по объективным и субъективным причинам не могли взять государственную власть в свои руки и реализовать свое право в форме законов. И лишь пролетариат может осознать свои классовые интересы и взять государственную власть в свои руки. Только при этом условии он обеспечит полное и последовательное проведение пролетарской меры свободы, пролетарского права в форме законов.
Правовой культурой считают особое юридическое достояние общества, которое можно воспринимать как качественное правовое состояние общества, личности или социальной группы.
В связи с данным определением можно выделить следующие виды правовой культуры:
1) правовая культура общества – это доля общей культуры, которая передает степень правового сознания и правовой активности общества;
2) правовая культура личности – это культура отдельного члена общества, человека;
3) правовая культура социальной группы – это специфичная культура для таких социальных групп, как профессиональная группа, молодежь и т. д.
Правовую культуру общества отличают следующие черты: 1) уровень совершенства законодательства; 2) правовая активность населения государства; 3) уровень развития в государстве юридических норм, литературы и образования; 4) соотношение в нормах права национального и общечеловеческого начал; 5) эффективность работы правоприменительных органов государства.
Правовая культура личности состоит из следующих элементов:
1) знание, а вместе с этим и понимание права;
2) отношение человека к праву, т. е. привычка, проявляющаяся в законопослушном и правомерном поведении человека;
3) уровень правового поведения – юридически значимого поведения, которое может проявляться в наличии у человека умений эффективного использования средств права с целью осуществления субъективных прав и свобод или для достижения своих личных целей;
4) правовая психология;
5) правовая идеология.
В правовой культуре личности также выделяют три категории, которые находятся в неразрывной связи, представляют единое целое, такие как: 1) идейно‑теоретические правовые представления. Это система мнений на реальное или желаемое право, его явления, на правовую жизнь в целом; 2) позитивные правовые чувства, которые представляют собой правовое чувство, которое наряду с настроением, психологическим настроем, а также традициями в сфере действия права представляют социально‑правовую психологию. Положительное ее проявление и выступает элементом правовой культуры; 3) творческая деятельность человека в области права.
Правовую культуру социальных групп отличают следующие черты: 1) знание, почитание права и законодательства; 2) соблюдение законности; 3) наличие умения использовать предоставленную народом и правом власть; 4) наличие умений по эффективному обеспечению прав и свобод граждан; 5) правовое обучение и воспитание граждан; 6) способность правильно и быстро составлять, оформлять нужные юридические документы.
Правовая культура выполняет следующие функции: 1) познавательно‑преобразовательную, которую связывают с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества; 2) праворегулятивную, которая направлена на реализацию эффективного и устойчивого функционирования элементов правовой системы и всего общества; 3) ценностно‑нормативную, которая проявляется в различных, имеющих ценностное значение фактах жизни, которые отображаются в поступках и сознании людей; 4) правосоциализаторская, через которую правовая культура выражается в формировании правовых качеств личности, а также организации самовоспитания и правового обучения, юридической помощи населению; 5) коммуникативная, реализуемая через общение граждан в юридической сфере.
Познание сущности и социальной природы права определяет нахождение общих черт, закономерностей, признаков, лежащих в основе функционирующих национальных систем права.
Понятие «национальная правовая система» – одно из самых обширных по содержанию и включает в себя всю без исключения совокупность правовых явлений и процессов, которые действуют в какой‑либо отдельно взятой стране.
В каждой стране работает свое право – своя национальная (национально‑государственная) система позитивного права, которая имеет свою специфику и индивидуальные черты.
Наряду с этим такие различные национальные системы права можно объединить в ряд групп (правовых общностей, типов). При этом каждая из этих групп включает в себя несколько «родственных» (близких по своему генезису и правовым характеристикам) национальных систем права.
Знаменитый французский юрист Р. Давид (эксперт в области сравнительного изучения права) такие группы однородных национальных систем позитивного права назвал «правовыми семьями», «семьями систем права». Эти названия обширно используются и в российской литературе.
Р. Давид в своей классификации различных национальных систем позитивного права (и их объединения в соответствующие «правовые семьи», «семьи систем права») отталкивается от двух критериев, анализируемых и учитываемых в их совокупности.
1. Юридико‑технический критерий (структура действующего права, источники права, юридическая терминология, конструкции, концепции, правовые принципы, методы и практика работы юристов и т. д.).
2. Идеологический критерий (политические и экономические, философские принципы, мировоззрение и общественные идеалы, на которые опирается соответствующее национальное право).
Этот подход дает возможность понимать под национальной правовой системой исторически сложившуюся совокупность норм права отдельной страны, а также употребляемые в этой стране механизмы правотворчества, правореализации и государственного принуждения, которые призваны обеспечить подобающее функционирование действующих норм права.
На основе данных критериев была выдвинута следующая классификация «правовых семей современного мира»: 1) семья общего права; 2) романо‑эманская правовая семья; 3) религиозные системы (мусульманское право); 4) семья социалистических систем права.
Закон признается правовым настолько, насколько он соответствует, формирует и конкретизирует естественные права человека. Несправедливый закон не основывает право.
Законы могут оказывать воздействие на интуитивное право человека, на процессы развития его воли. Однако они не всегда преобладают в принимаемых индивидуумом решениях. Каждая личность может принимать во внимание прочие социальные нормы и действовать поперек установлениям официального права.
Требование законности, другими словами, неукоснительного исполнения действующих нормативно‑правовых актов касается всех без исключения государственных органов, должностных лиц, иных субъектов конкретных правоотношений. К лицам, не выполняющим предписания законов, будут применены меры государственного принуждения.
Действующие в обществе нормы принято делить на социальные и технические.
Социальные нормы – это общеобязательные и объективно необходимые правила поведения, совместного человеческого бытия, регулирующие границы возможных и должных действий.
Выделяют следующие виды социальных норм:
1) обычаи – это устойчивые правила поведения людей, которые складываются исторически в результате многократного повторения, сохраняются в сознании людей и охраняются с помощью общественного мнения;