Смекни!
smekni.com

Брачно-семейные отношения в международном частном праве 2 (стр. 2 из 5)

Помимо этого в мусульманском праве имеется институт помолвки. Институт помолвки направлен на то, чтобы будущие супруги могли лучше узнать друг друга, поскольку мужчины и женщины, не находящиеся в близкой степени родства, не имеют права встречаться друг с другом, наличие же помолвки данное ограничение снимает.

Процедура заключения брака по мусульманскому браку весьма упрощена и не требуется какой-либо регистрации. Для признания брака действительным необходимо соблюдение процедуры, которая состоит из предложения о заключении брака и принятия этого предложения в то же время и в том месте непосредственно за предложением. Договор брака должен соответствовать предъявляемым условиям. В мусульманском праве, помимо условий о добровольном согласии брачующихся, при заключении брака также необходимо участие попечителя невесты (вали) , давшего согласие на вступление в брак, и двух свидетелей. Относительно женщин, состоявших ранее в браке, необходимо после предыдущего брака истечение срока ‘идда, равного 4 месяцам и 10 дням.

Мусульманским правом предусматривает возможность заключения брака под условием. Так, в частности, муж или жена могут сказать при заключении брака: “Я беру ее в жены, если она имеет хороший характер” и т.п., если в последующем окажется, что супруга, не соответствует данному условию, у мужа (жены) будет выбор между аннулированием брака и признания его действительным.

При заключении брака также могут быть поставлены иные условия, которые могут накладывать на одного из супругов обязанности или наделять его правами, прямо не предусмотренными шариатом. В случае принятия данных условий другой стороной, они становятся для нее обязательными. Так жена может при заключении договора поставить условием невозможность заключения мужем второго брака без ее согласия и т.п.

Мусульманское право признает брак между мусульманами, заключенный в соответствии с требованиями, предъявляемым шариатом, а также и брак между не мусульманами. Несмотря на то, что брак между немусульманами может быть заключен не по шариату, а по их религиозным или гражданским нормам, он может быть признан мусульманским правом действительным, если при заключении брачного договора были соблюдены условия (добровольность вступления в брак, отсутствие близкородственных отношений, наличие свидетелей и т.п.) и процедура для заключения брака, предъявляемые шариатом. В таком случае все споры, вытекающие из указанного брака, могут рассматриваться в шариатском суде. Споры, вытекающие из брака между немусульманами, не соответствующего условиям, предъявляемым к нему мусульманским правом, не могут рассматриваться шариатским судом. Такие споры могут быть рассмотрены в судах, созданных приверженцами той конфессии, к которой принадлежат супруги. Брачное сожительство без заключения брака в какой-либо форме, признается мусульманским правом уголовным преступлением.

1.3 Права и обязанности супругов

Права и обязанности супругов в мусульманском праве следует разделить на два аспекта: имущественный и личный.

Рассмотрим имущественную сторону шариатского брака. Мусульманское право предусматривает только режим раздельной собственности супругов. Материальное обеспечение семьи по шариату полностью возложено на мужа. Он обязан из своих доходов приобретать питание, одежду, имущество, необходимое для ведения домашнего хозяйства, обеспечить жену жильем. С жены сняты все обязанности по материальному содержанию семьи, она вправе распоряжаться получаемыми ею доходами по своему усмотрению, не неся расходов по приобретению даже для себя и своих детей одежды и продуктов питания.

В мусульманском праве обязанность по содержанию (нафака) семьи возлагается исключительно на мужа. Муж обязан содержать как детей, так и жену, а также ее прислугу, если она ее имела до заключения брака. Размер нафака определяется достатком мужа. При наличии нескольких жен муж обязан соблюдать равенство между женами, в предоставляемом им содержании. В случае если муж не в состоянии соблюдать равенство между женами, то ему запрещено заключать второй договор брака. Жена вправе требовать выплаты ей содержания мужем, в том числе в судебном порядке, даже если она имеет собственный заработок. Если муж не в состоянии материально обеспечить жену, она может обратиться в суд с требованием расторжения брака.

Личные и неимущественные права и обязанности супругов в шариате очень своеобразны. Жена и муж наделяются мусульманским правом различными статусами. Каждый из этих двух субъектов семейных отношений наделен специфичным кругом прав и обязанностей, который не совпадают друг с другом.

В соответствии с мусульманским правом изменение семейного статуса ведет к изменению правового статуса личности, изменению совокупности прав и обязанностей, которыми наделена данная личность. Такое изменение касается, прежде всего, женщины, которая при вступлении в брак попадает под опеку мужа, и не имеет права без разрешения мужа работать и также менять место жительства. Притом, что мужчина, в общем, наделен правом запретить жене работать, он все же обязан дать ей такое разрешение, в случае если в обществе существует нехватка рабочей силы в тех областях, где шариат допускает применение женского труда. При переезде мужа на другое место жительства жена должна следовать за ним, для того, чтобы не допустить распад семьи и ухудшение отношений между супругами. Такая обязанность с нее снимается, если переезд опасен для ее жизни или здоровья, либо она по состоянию здоровья не может проживать вместе с мужем на новом месте жительства.

Основными обязанностями жены в семейной жизни являются подчинение мужу. По шариату самой лучшей женой считается та, «которая радует мужа, когда он смотрит на нее, повинуется ему, когда он что-нибудь велит ей, и не противоречит мужчине, если ему что-то не нравится в ней самой или в том, что касается его имущества». Муж имеет право, в случае если жена не выполняет его законных требований, наказать ее.

Основными обязанностями мужа являются обхождение с женой по справедливости, уважение её чувств, проявление заботы и уважения. Он обязан следить за своей внешностью и поведением, чтобы нравиться жене.

Неимущественные отношения супругов по мусульманскому праву регулируются на основе более высокого положения супруга, и обязанности жены подчиняться мужу, если его требования носят законный характер. По шариату мужчина, принимая на себя ответственность за домашнее хозяйство, средства к жизни, благополучие детей и заботу о них, заслуживает авторитета главы семьи, так как его сила стойкость и выносливость делают его более подходящим, нежели женщина, чтобы нести тяжкое бремя охраны семьи от разрушения и беспорядка.

Поскольку мусульмане не имеют фамилий в их европейском понимании, вопрос о фамилиях мусульманским правом никак не регулируется.

1.4 Расторжение брака

Развод по Шариату очень легкий для мужа и трудный для жены. Вообще же, развод обставлен сложной казуистикой при учете многих условий, хотя сам момент его сведен до минимума простоты. Достаточно мужу трижды произнести: “Ты мне не жена” (или: “Ты отлучена”, “Ты отрезана”, “Ты запретна”, “Поводья брошены на твою собственную шею”, “Соединись со своим родом”, “Ты лишена”, “Ищи товарища”, “Твоя спина, как спина моей матери” и другие) и брак считается расторгнутым. У мужа могут не спросить причин развода, жена же, желающая развода, ограничена в своих доводах.

Так, деспотизм мужа, его личная свобода, оскорбления, побои и тому подобное не являются основанием для заявления жены о расторжении брака. Она может заявить в случаях долгого отсутствия известий о его жизни и смерти, и других сугубо веских основаниях. Но при других причинах, скажем, она разлюбила мужа, ей понравился другой, физическая близость с мужем является для нее пыткой — она не должна претендовать на развод. В противном случае, женщина подвергнется осуждению общественным мнением, которое в мусульманской среде имеет большую силу.

После развода мужчина сразу же может жениться, женщина же — только по истечении определенного срока (ар. идда), дабы определить возможную беременность (этот срок устанавливается по-разному — от 4 до 20 недель).

Мусульманским правом предусмотрено два способа прекращения брака. Первый из них — собственно развод (талак), право на который имеет только муж. Если формула развода (талак) была произнесена 9 раз, то брак считается невосстановимым. Но после троекратного произнесения талака супруги могут воссоединиться при условии, что жена вступит в новый брак и тут же разведется.

Второй (фисх) — аннулирования брака судьей (по заявлению жены либо других лиц), при наличии соответствующих условий. Аннулирование брака может проводиться судьей в следующих случаях: прекращение брака ввиду неспособности мужа материально обеспечить жену или выплатить ей михр, прекращение брака в связи с подтвержденным обвинением жены в прелюбодеянии, прекращение брака в связи с обнаружением сокрытых при вступлении в брак физических недостатков и психического заболевания у одного из супругов, прекращение брака в связи с вероотступничеством одного или обоих супругов.

После расторжения брака обязанность содержать детей возлагается на того из родителей, с кем после развода они остаются (на практике, дети чаще всего остаются с отцом).

II. Причины возникновения коллизий между семейным правом различных государств

Основанием возникновения коллизий в области брачно-семейных отношений, как, впрочем, и в любой другой области, является применение различного правового регулирования к одинаковым фактическим обстоятельствам.