Смекни!
smekni.com

Брачно-семейные отношения в международном частном праве 2 (стр. 3 из 5)

При заключении брака, например, это выглядит следующим образом: правовая система каждого государства закрепляет такой институт семейного права, как заключение брака. При этом материальные условия, соблюдение которых придает браку «юридическую силу», в законодательстве каждого государства наделены собственным содержанием.

В соответствии с законом Республике Казахстан «О браке и семье» от 17 декабря 1998 года № 321 (ст. 9-11) условиями заключения брака являются: взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста (Брачный возраст устанавливается для мужчин и женщин в восемнадцать лет ст. 10 п.1). Брак не может быть заключен при наличии обстоятельств, указанных в статье 11. Не допускается заключение брака между:

1) лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

2) прямыми родственниками по восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными братьями и сестрами, имеющими общих отца или мать;

3) усыновителями (удочерителями) и усыновленными (удочеренными);

4) лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического заболевания или слабоумия.

В законодательстве ряда стран устанавливаются особые правила для заключения брака в случае, когда существует большая разница в возрасте будущих супругов: согласно иорданскому закону если жених старше невесты более чем на 20 лет, а невеста не достигла 18-летнего возраста, то разрешение заключить такой брак может дать только суд. Аналогичным образом решается вопрос и в Сирии: судом может быть отказано в удовлетворении ходатайства о заключении брака, если в процессе судебного разбирательства выяснится, что стороны не подходят друг другу по возрасту и предполагаемый брак не имеет смысла.

При заключении брака в ряде арабских государств согласие со стороны жениха или невесты, в отличие от законодательства большинства государств, вообще не включается в число обязательных условий: в соответствии с семейным правом Йемена от имени невесты брачный договор заключает ее опекун, который может выдать замуж несовершеннолетнюю девушку вообще без ее согласия. Опекун имеет также широкие полномочия и по распоряжению судьбой несовершеннолетнего юноши, которого он может женить при условии, что последний достиг 15-летнего возраста.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в некоторых странах вообще не устанавливается возрастной ценз для лиц, вступающих в брак: в частности, возраст брачной правоспособности не предусмотрен законодательством Йемена. В каждом конкретном случае он определяется индивидуально: 10-летний мальчик и 9-летняя девочка могут быть признаны совершеннолетними и, соответственно, иметь право на вступление в брак (при условии достижения ими половой зрелости).

Несоблюдение материальных условий влечет впоследствии признание брака недействительным. Вместе с тем наличие в каждом государстве своих материальных условий для лиц, вступающих в брак, способствует появлению «хромающих отношений» — таких отношений, которые в одном государстве признаются юридически действительными, а в другом — считаются ничтожными и, следовательно, не порождают правовых последствий. На практике это будет означать; что все возникающие в будущем споры, например о разделе имущества, об алиментных обязательствах супругов и т.п., не могут быть рассмотрены посредством применения норм закона «О браке и семье», определяющих права и обязанности супругов, поскольку ничтожный брак вообще не порождает правовых последствий.

Подобная ситуация может иметь место, например, при заключении второго брака для гражданки Казахстана на территории Объединенных Арабских Эмиратов, где заключение второго брака является законным. Согласно же статье 202 закона «О браке и семье» РК браки, заключенные на территории иностранного государства, признаются действительными в РК, если отсутствуют обстоятельства, препятствующие заключению брака, установленные статьей 11. В данном случае будет нарушено одно из этих обстоятельств — заключение брака лицом, которое уже состоит в другом зарегистрированном браке.

Дискуссионен вопрос о возможности признания брака, заключенного за пределами территории РК, действительным при такой, например, ситуации, когда граждане нашей страны, регистрирующие брак в иностранном государстве, не достигли брачного возраста. Рассмотрим следующий пример. Брак заключается во Франции между гражданином этой страны и гражданкой нашей страны. Дело в том, что брачный возраст для женщин, установленный во Франции, составляет 15 лет, а в Казахстане — 18 лет. В случае если стороны захотят обойти предписание казахстанского закона (ст.10), и казахстанская гражданка 15-летнего возраста зарегистрирует брак с гражданином Франции, то впоследствии этот брак во Франции может быть признан действительным, а в Казахстане в силу оговорки о публичном порядке он может считаться ничтожным.

В соответствии со Статей 10 п.2 при наличии уважительных причин органы записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака могут снизить брачный возраст на срок не более двух лет (т.е 16 лет).

Ходатайство о снижении брачного возраста может быть возбуждено желающими вступить в брак или их родителями, либо опекунами (попечителями) с указанием причин, вызывающих необходимость снижения установленного брачного возраста.

Во всех случаях снижение брачного возраста допускается только с согласия вступающих в брак.

Нарушение правил о брачном возрасте в каждом государстве порождает разные правовые последствия: например, по законодательству Англии и Франции это нарушение влечет абсолютную недействительность брака (делает брак ничтожным); а по законодательству Аргентины, Бразилии и некоторых штатов США брак будет считаться относительно недействительным (оспоримым).

Коллизионные нормы, определяющие выбор права при регламентации материальных условий для вступления.в брак, закрепляются как в национальном семейном законодательстве государств, так и в двусторонних и многосторонних конвенциях.

К таким конвенциям относятся: Приложение к Конвенции о международном частном праве 1928 г. (Кодекс Бустаманте); Конвенция о заключении брака и признании его действительным 1978 г.; Конвенция стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.

Коллизионные ситуации, возникающие в области брачно-семейных отношений, можно рассмотреть на примере любого института семейного права: расторжения брака; признания брака действительным (недействительным); установления усыновления, опеки, попечительства; регулирования отношений между супругами, между родителями и детьми. Рассмотрим это на примере некоторых из них.

Определенные законодательные «разночтения» имеются в вопросах, касающихся отношений между родителями и детьми. К ним относятся: регулирование происхождения детей, рожденных вне брака; установление отцовства, проблема установления происхождения ребенка от матери; имущественные отношения между родителями и детьми.

Один из основных вопросов — вопрос об установлении отцовства — в одних государствах может решаться только на основе добровольного признания отцом внебрачного ребенка (такое положение существует в странах континентальной Европы). В других же государствах (например, в Англии, некоторых штатах США) одного заявления отца недостаточно: требуется специальное заключение медицинской экспертизы и представление других доказательств, подтверждающих факт отцовства внебрачного ребенка.

2.1 Коллизионные принципы в области брачно-семейных отношений

Все правовые системы включают коллизионные нормы, определяющие выбор права для установления материальных условий, но при этом коллизионная норма в правовой системе каждого государства имеет свою формулу прикрепления, т.е. закрепляет свое правило выбора права, которое не обязательно будет совпадать с правилом, принятым в другом государстве.

В результате взаимодействия правовых систем выработалось несколько законов в области брачно-семейных отношений:

• закон места заключения брака (lex loci celebrationis) (некоторые страны Латинской Америки, включая Аргентину и Мексику). Логическая обоснованность и удобство в использовании такой привязки осложняется тем, что лица, желающие обойти какие-либо препятствия национального закона, могут заключать брак на территории, где действуют «выгодные» для них законы. Учитывая это, государства, где применяется принцип lex loci celebrationis, принимают специальное законодательство, запрещающее заключение брака в государстве, отличном от домицилия сторон. Подобное предписание содержится в Единообразном законе об обходе законов о браке 1912 г., действующем в ряде штатов США;

• личный закон, который в некоторых странах означает закон домицилия, а в других — закон гражданства (законодательство Норвегии, Дании, ряде латиноамериканских стран);

• смешанный закон, т.е. симбиоз применения и закона гражданства (или закона домицилия), и закона места заключения брака. В определенной степени к «смешанной» можно отнести правовую систему Российской Федерации. Согласно пункту 2 ст. 156 Семейного кодекса РФ, условия заключения брака на территории России определяются законом гражданства лица, а также с соблюдением требований российского законодательства в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака (т.е. в соответствии с законом места заключения брака);

• общее гражданство или общее место жительства;

• закон гражданства усыновителя;

• закон гражданства лица, в отношении которого устанавливается или отменяется опека или попечительство;