Важным является установление причинной связи между несанкционированным доступом и наступлением последствий. При функционировании сложных компьютерных систем возможны уничтожение, блокирование и нарушение работы ЭВМ в результате технических неисправностей или ошибок в программных средствах. В этом случае лицо совершившего неправомерный доступ к компьютерной информации не подлежит ответственности из-за отсутствия причинной связи между действиями и наступившими последствиями. Данное преступление считается оконченным в момент наступления предусмотренных в данной статье последствий.
Субъективная сторона данного преступления характеризуется только прямым умыслом. В случае если в результате неправомерного доступа к системе ЭВМ управляющие процессами связанными с повышенной опасностью, например система управления атомной станцией, в результате уничтожения, блокирования, модифицирования информации была нарушена работа реактора, что привело к тяжким последствиям, даже если наступление этих последствий не охватывалось умыслом лица, уголовная ответственность за такие последствия наступает в случае, если лицо предвидело возможность их наступления, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение, или в случае, если лицо не предвидело, но должно было и могло предвидеть возможность наступления этих последствий. В целом такое преступление признается совершенным умышленно. Субъектами данного преступления в основном могут являться лица, имеющие опыт работы с компьютерной техникой, и поэтому в силу профессиональных знаний они обязаны предвидеть возможные последствия уничтожения, блокирования, модификации информации либо нарушения работы ЭВМ, системы ЭВМ и их сети. По общему правилу субъектами преступления, предусмотренного ст. 272, может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста, однако часть вторая предусматривает наличие специального субъекта совершившего данное преступление с использованием своего служебного положения, а равно имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети. Под доступом в данном случае понимается фактическая возможность использовать ЭВМ, при отсутствии права на работу с защищенной информацией. Например, инженер по ремонту компьютерной техники имеет доступ к ЭВМ в силу своих служебных обязанностей, но вносить какие либо изменения в информацию находящуюся в памяти ЭВМ не имеет права.
Статья 273. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ
1. Создание программ для ЭВМ или внесение изменений в существующие программы, заведомо приводящих к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, а равно использование либо распространение таких программ или машинных носителей с такими программами - наказываются лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев.
2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет.
Под вредоносными программами в смысле ст. 273 УК РФ понимаются программы специально созданные для нарушения нормального функционирования компьютерных программ. Под нормальным функционированием понимается выполнение операций для которых эти программы предназначены, определенные в документации на программу. Наиболее распространенными видами вредоносных программ являются "компьютерные вирусы" и "логические бомбы".
"Компьютерные вирусы" - это программы, которые умеют воспроизводить себя в нескольких экземплярах, модифицировать (изменять) программу к которой они присоединились и тем самым нарушать ее нормальное функционирование.
"Логические бомбы" - это умышленное изменение кода программы, частично или полностью выводящее из строя программу либо систему ЭВМ при определенных заранее условиях, например наступления определенного времени.
Принципиальное отличие "логических бомб" от компьютерных вирусов состоит в том, что они изначально являются частью программы и не переходят в другие программы, а компьютерные вирусы являются динамичными программами и могут распространяться даже по компьютерным сетям.
Объективную сторону данного преступления составляет факт создания программ для ЭВМ или внесение изменений в существующие программы, заведомо приводящих к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (см. комментарий к ст.272 п.1), а равно использование либо распространение таких программ или машинных носителей с такими программами.
Под использованием программы понимается выпуск в свет, воспроизведение, распространение и иные действия по их введению в оборот. Использование может осуществляться путем записи программы в память ЭВМ, на материальный носитель, распространение по сетям либо путем иной передачи другим лицам.
Данный состав является формальным и не требует наступления каких-либо последствий, уголовная ответственность возникает уже в результате создания программы, независимо от того использовалась эта программа или нет. По смыслу ст. 273 наличие исходных текстов вирусных программ уже является основанием для привлечения к ответственности. Однако следует учитывать, что в ряде случаев использование подобных программ не будет являться уголовно наказуемым. Это относится к деятельности организаций, осуществляющих разработку антивирусных программ и имеющих лицензию на деятельность по защите информации, выданную Государственной технической комиссией при Президенте.
Формой совершения данного преступления может быть только действие выраженное в виде создания вредоносных программ для ЭВМ, внесения изменений в уже существующие программы, а равно использование либо распространение таких программ. Распространение машинных носителей с такими программами полностью покрывается понятием распространения.
3. С субъективной стороны преступление, предусмотренное частью 1 ст.273, может быть совершено только с прямым умыслом, так как в статье определено, что создание вредоносных программ заведомо для создателя программы должно привести к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ.
Использование или распространение вредоносных программ тоже может осуществляться только умышленно, так как в соответствии со с частью 2 ст. 274 УК РФ деяние, совершенное по неосторожности, признается преступлением только в том случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса.
Часть 2 ст. 272 в отличие от части первой в качестве квалифицирующего признака предусматривает наступление тяжких последствий по неосторожности. Разработка вредоносных программ доступна только квалифицированным программистам, которые в силу своей профессиональной подготовки должны предвидеть возможные последствия использования этих программ.
В случае если установлен прямой умысел охватывающий и наступление тяжких последствий, квалификация данного преступления должна основываться на цели, которая стояла перед виновным, в этом случае создание программы либо внесение изменений в программу будут являться только способом совершения преступления и в этом случае должна применяться ст. 17 п.2 УК РФ. Субъектом данного преступления может быть любой гражданин, достигший 16 лет.
Преступления в сфере компьютерной информации, особенно это касается взлома удаленных компьютеров, практически являются идеальной возможностью для преступников совершать свои деяния без наказания. Практическая возможность доказательства этих преступлений сводится к цифре очень приближенной к нулю. Конечно особо громкие дела известны всему миру, но в связи с компьютерной и законодательной безграмотностью нашего населения дела, связанные с хищением информации, взломов компьютеров и тому подобное, почти не когда не заводятся, а если такое случается то редко и сложно доказуемые.
Преступления в сфере компьютерной информации имеют, на мой взгляд, как бы двоякий смысл, и поэтому требуют специальных статей в Уголовном кодексе. Принятый в недавнем прошлом кодекс содержит целую главу, включающую в себя три статьи, что, на мой взгляд, несколько мало. Даже исходя из дословного толкования, позволю себе сказать, что они уже несколько устарели по смысловому значению, и требуют обновлений.
Создать абсолютно стойкую систему защиты также невозможно, как невозможно создать универсальную систему взлома. Поэтому при использовании системы защиты необходимо четко представлять диапазон ее применимости и ее способность противостоять воздействию злоумышленников разной квалификации и оснащенности. Разработка проблемы компьютерной преступности и поиск методов борьбы с нею всего лишь дело времени и опыта. И российские криминологи и криминалисты внесут в это свой вклад. Ели только российские политики не дадут им умереть с голоду.
1. Уголовный кодекс Российской Федерации – СПб.: Альфа, 1999;
2. Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 3. 20 февраля 1995 года №24-ФЗ;
3. Закон Российской Федерации "Об авторском и смежных правах" от 9 июля 1993 года №5351-1;
4. Закон Российской Федерации "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" от 23 сентября 1992 года №3523-1;
5. Наумов А.В. Комментарий к Уголовному кодексу. – М.: Юристъ, 1997;
6. Hackzone – территория взлома, №2, 1999 (электронная версия).
7. Ю.Ляпунов, В.Максимов, “Ответственность за компьютерные преступления”, “Законность” №1, 1997г.
8. Батурин Ю.М. Компьютерная преступность и компьютерная безопасность. - М., 1998
9. Ведеев Д.В. Защита данных в компьютерных сетях. - М., 1995;
10. Здравомыслов Б.В. Уголовное право России. Особенная часть. – М.: Юристъ, 1996;
11. Фоменков Г.В. «О безопасности в Internet» // «Защита информации. Конфидент», № 6, 1998;
12. Гайкович В.Ю “Основы безопасности информационных технологий”, Москва, “Инфо-М”;
13. Ю.Ляпунов, В.Максимов, “Ответственность за компьютерные преступления”, “Законность” №1, 1997г;
14. D.J.Icove, Как бороться со взломщиками компьютеров, Сети и Телекоммуникации, №4, 1997г.