1. Демократические основы осуществления правосудия и проблемы их осуществления. 2
2. Принцип несменяемости судей. 11
3. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах. 13
Список использованных материалов и литературы.. 21
Являясь социально-политической организацией, государство осуществляет публичную власть, то есть воздействует на происходящие в обществе процессы и поведение людей в интересах всего общества. При этом Конституция Российской Федерации закрепляет, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, гарантируя государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Отсюда следует, что правоохранительная и правоприменительная функции государства, цель которых - обеспечение и защита прав и свобод человека, законных интересов государственных и негосударственных организаций, являются одними из важнейших. Однако осуществление данных функций предполагает установление правовых норм, регулирующих не только поведение и порядок реализации гарантированных для всех граждан предоставленных им прав и свобод, но и устанавливающих определенные для них обязанности[1].
Для выполнения своих функций государство создает и систему государственных органов, образующих по своей сути государственную власть, осуществляя ее в различных формах. Функциональное назначение органов государства выделяет ветви власти, которые в зависимости от своих полномочий самостоятельны, но взаимодействуют друг с другом. Так, в соответствии со ст.10 Конституции в Российской Федерации выделяются законодательная, исполнительная и судебная власти.
Законодательная власть призвана обеспечить законодательную функцию государства, которая воплощается в принятии различных законов социальными законодательными государственными органами.
Изданные законы должны реализовываться через исполнительно-распорядительные государственные органы, образующие исполнительную власть.
Особая функция осуществления власти связана с применением права и воплощается в деятельности специализированных государственных органов, образующих судебную власть. Важнейшими элементами ее содержания, как справедливо отмечается в литературе, являются: 1) судебная власть служит одним из продуктов осуществления принципа «разделения властей», который обеспечивает распределение сфер руководства делами общества в механизме народовластия; 2) по своим функциональным признакам судебная власть является государственной властью со всеми присущими ей атрибутами; по своему предметному назначению судебная власть составляет конкретную форму деятельности государства, организационно оформленную как система правосудия[2]. Таким образом, сфера действия правосудия отличается специфичностью задач, которые государство ставит перед судебными органами, а также основными функциями судебной власти. При этом данные функции являются общими для всей структуры судебной власти, выражая судебную политику, единую для всех звеньев судебных органов, предопределяя их компетенцию.
Изложенное позволяет сделать вывод, что судебная власть обеспечивает не борьбу с преступностью, что возложено на правоохранительные органы, а осуществляет контроль за законностью методов борьбы с преступностью путем правоприменительного, а не правоохранительного характера деятельности суда. И поскольку правозащитная деятельность суда отличается от правоохранительной деятельности специальных государственных органов, которая связана с выявлением и устранением преступлений и иных правонарушений, отношение системы судебных органов к правоохранительным органам, как это делают некоторые авторы, является ошибкой. Осуществление правосудия приобретает особую форму государственной деятельности[3]. Вместе с тем для реализации установленных правовых норм, то есть для правоприменения, государство создает и специальные органы, основной задачей которых является обеспечение реализации установленных правовых норм и защита прав и свобод от противоправного на них посягательства. Тем самым в государстве достигаются надлежащие правопорядок и законность.
Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства и только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя функции осуществления правосудия.
Являясь видом государственной власти, судебная власть осуществляется только государственными органами - судами, которые образуются в установленном законом порядке и формируются из профессионально подготовленных людей, имеющих соответствующую правовую подготовку, и лиц, временно исполняющих свои функции по участию в отправлении правосудия.
В соответствии со ст.5 Закона «О судебной системе Российской Федерации» суды осуществляют судебную власть самостоятельно, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону. При этом в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов и независимость судей. Поэтому лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, либо в ином вмешательстве в деятельность судей, а также в присвоении властных полномочий суда, подлежат правовой, в том числе и уголовной ответственности.
Вступившие в законную силу постановления судов, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению.
Все равны перед законом и судами, что означает исключение каких-либо предпочтений органам и лицам, участвующим в судебном процессе, сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по другим не предусмотренным Федеральным законом основаниям.
В осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном законом, имеют право участвовать и граждане Российской Федерации. При этом участие присяжных, народных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом. Народными заседателями могут быть избраны лица из числа граждан Российской Федерации, достигшие 25-летнего возраста (для военных судов - военнослужащих и моложе 25 лет) и отвечающие нравственным требованиям, предъявляемым к судьям. Народные заседатели участвуют в судебных заседаниях по первой инстанции при рассмотрении уголовных и гражданских дел. При разбирательстве дела и принятии по нему решения они пользуются равными правами с судьями-профессионалами.
В отличие от народных заседателей присяжные заседатели отбираются из числа граждан Российской Федерации при достижении ими 25-летнего возраста. Их отбор производится на основании списков избирателей районов комиссиями, создаваемыми при местной администрации. Присяжные заседатели участвуют только при рассмотрении уголовных дел, внося лишь вердикт о виновности или невиновности подсудимого, а также заслуживает он снисхождения при назначении ему наказания или нет.
Разбирательство дел во всех судах открытое, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.
Судебную систему в Российской Федерации образуют: федеральные суды; конституционные (уставные) суды; мировые суды субъектов Российской Федерации.
К федеральным судам относятся:
Конституционный Суд Российской Федерации;
Верховный Суд Российской Федерации; верховные суды республик;
краевые и областные суды; суды городов федерального значения;
суды автономной области и автономных округов; районные суды; военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации; мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции.
Многие ведущие юристы придерживаются мнению, что требования для приобретения статуса мирового судьи не должны быть такими же строгими как к федеральным судьям. В ряде стран к мировым судьям представляют менее строгие требования (в части образовательного ценза или стажа), чем к судьям общих судов. В Российской Империи от кандидата на должность мирового судьи не требовалось юридического образования, а в Великобритании и сегодня подавляющее большинство мировых судей являются непрофессиональными судьями и от них не требуется высшего юридического образования. [4] В законопроекте «О мировых судах РФ» был воспринят именно такой подход – предполагалось возможность избирать мировыми судьями граждан, не достигших 25 лет и не имеющих высшего юридического образования или 5-летнего стажа работы по юридической специальности. Но поскольку такое решение требовало иной редакции ст.119 Конституции РФ, а законопроект о соответствующих изменениях Конституции РФ принят не был, ст.5 ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» воспроизвела общие требования к судьям, содержащиеся в ст.119 конституции РФ и ст.4 Закона РФ «О статусе судей Российской Федерации» - высшее юридическое образование, достижение 25-летнего возраста и стаж работы по специальности не менее 5 лет. Таким образом, соответствие нормам конституции РФ о статусе судей было обеспечено, но исчезла возможность увеличить число судей за счет выпускников юридических вузов, кандидатов на судебные должности и просто граждан, пользующихся доверием и уважением жителей в данном судебном округе.