На смену иньской династии приходит династия Чжоу, и этот период называется государством Чжоу.
3. Общественный и государственный строй Древнего Китая
Время правления династии Чжоу подразделяется на три основных периода:
1) период Западного Чжоу (XI – середина VIII в. до н.э.);
2) период Восточного Чжоу (середина VIII – конец IV в. до н.э.);
3) период Чжаньго («семи воюющих царств») (403–221 гг. до н.э.).
Период Чжоу связан с укреплением государства, усложнением его структуры, дальнейшим развитием рабовладения. Период Чжоу насчитывает около восьми столетий, однако только первые 300 из них Китай был относительно монолитным государством, а монархи осуществляли контроль над всей территорией. В последующие столетия центробежные тенденции постепенно нарастали, что и привело к очередной смене династии.
Первый период государства Чжоу принято называть Западным Чжоу. В тот период император приобрел титул сына неба, Китай – название Срединного царства, которое к тому же мыслится как Поднебесное и единственное хранилище цивилизации. Все народы, окружавшие Китай, считаются китайцами-варварами. В тот период сложился известный своей сложностью и утонченностью китайский церемониал, правила которого собраны в Книге ритуалов. Сложилась китайская традиция разрешения конфликтов с помощью посредников, минуя судебное разбирательство, которая действует и до настоящего времени. Она также была усвоена японцами и является уникальной особенностью дальневосточной правовой семьи [3, с. 46].
Социальная структура осталась прежней, но в первый период возросла сила и роль императорской власти. Император (ван) занимал верхнюю ступень на феодальной лестнице. Он был верховным главнокомандующим. Вместе с тем власть удельных князей (чжухоу) была урезана, но принципиально оставалась незатронутой, и многие из них именовали себя местными ваннами, перед лицом императора появлялись с нефритовым скипетром, который был меньше императорского по размеру. И хотя собственником всей земли считался император, фактически он имел контроль только над столичной областью. В этом коренилась опасность раскола государства. К тому же явно утверждается тенденция к переходу от условного владения землей к частной собственности на землю.
При дворе религиозными делами ведали четыре группы чиновников, которыми руководили соответственно великий мастер молитв, великий мастер церемоний, великий прорицатель и великий историограф. Высшими гражданскими сановниками были дафу, назначаемые распорядителем по воле ванна. Военными делами занимался Главнокомандующий. Роль первого министра исполнял интендант, который за службу получал поместье, но обязан был его возвратить, как только покинет свой пост. Дафу делились на высших, средних и низших.
Ядро армии составляли небольшие кадровые отряды, к которым в случае войны присоединялось ополчение. Кроме того, война была весьма престижным занятием для представителей аристократии. При этом аристократ должен был не только искусно владеть копьем, луком и мечем, управлять боевой колесницей, но и знать танцы, музыку, поэзию и ритуалы. Высшая аристократия была немногочисленной и именовалась «сотней имен». Только ее представители имели настоящие имена. Простые люди, зависимые крестьяне назывались черноголовыми.
Государственный аппарат состоял по большей части из приближенных слуг и доверенных рабов вана и направлялся в своей деятельности высшим сановником (сяном). Как и во многих странах в период формирования государственности, должностные липа государства в Китае вырастали из дворцовой системы управления. Подобная система свойственна и Древнерусскому государству.
В тот период выросли производительные силы, за счет войн увеличились количество рабов и земельные наделы знати. Вместе с тем продолжают играть существенную роль общинные отношения, а положение мелких земледельцев (нунфу) продолжало оставаться тяжелым. Разорившиеся крестьяне вынуждены были арендовать землю на кабальных условиях, что вызывало постоянное недовольство и создавало нестабильность в обществе. Сельская община была низшей административно-территориальной единицей.
В 771 г. до н.э. Шэнь-хоу, свояк последнего императора Западной Чжоу Ю-вана, организовал несколько варварских племен и двинул их на столицу. Удельные князья не пришли на помощь Ю-вану, его войско было разгромлено. Спасаясь бегством, он добрался до подножия горы Лишань, где и был убит. После него правил его наследник Ицзю под именем Пин-ван, которого удельные князья провозгласили Сыном неба.
Положение страны было сложным. Ссориться открыто с варварами было опасно, и новый император перенес столицу на восток в Лои. С этого времени и начинается период Восточной Чжоу. Это было началом развала единого государства, которое все больше превращалось в ряд самостоятельных государств, а чжоусские цари – в правителей небольшого владения – Восточного Чжоу. По названию одного из научно-поэтических трактатов того времени в период с 722 по 481 гг. также называется периодом Чуньцю («весны и осени») [3, с. 47].
Период Восточного Чжоу совпал с началом использования железа. Это значительно повысило уровень производительных сил, двинуло вперед развитие сельского хозяйства за счет применения более глубокой вспашки и использования тяглового скота. Вырос уровень ремесленного производства, хотя большая часть ремесленников была занята в производстве изделий роскоши, что также соответствует восточной традиции развития ремесленничества. Все это в совокупности явилось основой для начала товарообмена, который в Западном Чжоу находился в зачаточном состоянии. Кроме того, это способствовало укреплению экономической базы отдельных княжеств, давало импульс развитию регионов страны, примером острого экономического роста может служить самое богатое княжество Ци. В нем имелись крупные запасы железной руды, продажа которой способствовала подъему экономики. Было налажено производство соли путем выпаривания ее из морской воды. Производство соли стало государственной монополией. Поскольку Ци снабжал солью весь восток страны, это приносило казне немалый доход. Развитие торговли способствовало увеличению купеческого сословия и усилению его роли в общественной жизни. В то же время падает значение родовой аристократии, часть принадлежащих ей земель переходит к служилому сословию, военачальникам, крупным чиновникам.
В период Восточного Чжоу резко снизилась роль императора. Практически он выполнял отдельные ритуальные функции, а удельные князья вели упорную междоусобную борьбу. Однако идея единства не покидала китайцев, поскольку они считали себя в известном смысле избранным народом, вокруг которого обитают варвары. Все вместе они образовывали Срединное поднебесное царство, в состав которого входило десяток княжеств. Еще около 15 находились за его пределами, испытывая давление как соплеменников, так и кочевников. Поэтому идея объединения постоянно присутствовала в китайском менталитете, даже в период самого разгара удельного сепаратизма, когда по свидетельству хроник на протяжении 242 лет существования царства Лу было отмечено около 500 военных столкновений между княжествами, а при сунском правителе Шан-гуне за десять лет произошло 11 войн.
В VII–VI вв. на территории Восточного Чжоу существовало около 150 удельных княжеств, из которых выделилось пять наиболее влиятельных царств – Цинь, Цзинь, Ци, Чу, Юэ. В условиях раздробленности, начиная с 685 г. до н.э., эти «пять диктаторов», которых называли гегемонами, решали многие государственные вопросы, сохраняя видимость подчинения императору и единства государства. Они осуществляли оборону страны, мирили мелкие княжества, формировали союзы для сдерживания чрезмерной агрессии, получали налоги, шедшие раньше в государственную казну. Они беззастенчиво обирали мелкие княжества, но благодаря их деятельности удалось сохранить относительное единство государства.
Развитие частной собственности на землю, усиление эксплуатации рабов и малоимущих слоев свободного населения, склонность социальных низов к постоянным волнениям (характерно, что в соседней Индии не отмечено сколько-нибудь значимых крестьянских выступлений, что объясняется, видимо, религией и особым менталитетом) – все это укрепляло идею объединения страны. Немалую роль сыграло и конфуцианство.
Период с 403 по 221 гг. до н.э. называют периодом «воюющих царств» – Чжаньго. К этому времени усиливаются княжества Чу (самое крупное в территориальном отношении), Ци (за счет расширения торговли рудой и солью, а также первоклассным оснащением армии), царство У в юго-восточной части Восточной Чжоу. Особенно быстро набирало силу сначала небольшое государство Цинь. Гегемоны вели постоянные войны.
Объединение царств Цинь и Ци, успешно отразивших нападения кочевников, позволило в 258 г. правителю Ин Чженю смести династию Чжоу и установить правление династии Цинь. Были разгромлены и присоединены другие царства. Так возникла империя Цинь, которая просуществовала недолго, но оставила заметный след в истории Поднебесной. Китай стал единым государством.
Третий период истории Древнего Китая – правление династии Цинь – продолжался с 221 до 207 г. до н.э. Империя Цинь возникла в X в. до н.э. и первоначально зависела от Чжоу. В силу стечения целого ряда обстоятельств как объективного, так и субъективного порядка, ему предстояло встать во главе объединительного процесса [1, с. 56-57].
Победа государства Цинь в борьбе за императорский престол не была случайной. Идейной основой объединительной деятельности цинских правителей стало учение фацзя (легизм), или
школа закона. Это учение обосновало тезис «сильного царства и слабого народа». В нем явно прослеживалось презрение к черноголовым, т.е простому народу, который следовало всячески оглуплять и держать в повиновении.