Смекни!
smekni.com

Право Древнего Китая (стр. 2 из 5)

На смену иньской династии приходит династия Чжоу, и этот период называется государством Чжоу.

3. Общественный и государственный строй Древнего Китая

Время правления династии Чжоу подразделяется на три ос­новных периода:

1) период Западного Чжоу (XI – середина VIII в. до н.э.);

2) период Восточного Чжоу (середина VIII – конец IV в. до н.э.);

3) период Чжаньго («семи воюющих царств») (403–221 гг. до н.э.).

Период Чжоу связан с укреплением государства, усложнени­ем его структуры, дальнейшим развитием рабовладения. Период Чжоу насчитывает около восьми столетий, однако только первые 300 из них Китай был относительно монолитным государством, а монархи осуществляли контроль над всей территорией. В после­дующие столетия центробежные тенденции постепенно нараста­ли, что и привело к очередной смене династии.

Первый период государства Чжоу принято называть Запад­ным Чжоу. В тот период император приобрел титул сына неба, Китай – название Срединного царства, которое к тому же мыс­лится как Поднебесное и единственное хранилище цивилизации. Все народы, окружавшие Китай, считаются китайцами-варва­рами. В тот период сложился известный своей сложностью и утонченностью китайский церемониал, правила которого собра­ны в Книге ритуалов. Сложилась китайская традиция разреше­ния конфликтов с помощью посредников, минуя судебное раз­бирательство, которая действует и до настоящего времени. Она также была усвоена японцами и является уникальной особенно­стью дальневосточной правовой семьи [3, с. 46].

Социальная структура осталась прежней, но в первый пери­од возросла сила и роль императорской власти. Император (ван) занимал верхнюю ступень на феодальной лестнице. Он был вер­ховным главнокомандующим. Вместе с тем власть удельных князей (чжухоу) была урезана, но принципиально оставалась не­затронутой, и многие из них именовали себя местными ванна­ми, перед лицом императора появлялись с нефритовым скипет­ром, который был меньше императорского по размеру. И хотя собственником всей земли считался император, фактически он имел контроль только над столичной областью. В этом коренилась опасность раскола государства. К тому же явно утверждается тен­денция к переходу от условного владения землей к частной соб­ственности на землю.

При дворе религиозными делами ведали четыре группы чи­новников, которыми руководили соответственно великий мастер молитв, великий мастер церемоний, великий прорицатель и ве­ликий историограф. Высшими гражданскими сановниками были дафу, назначаемые распорядителем по воле ванна. Военными делами занимался Главнокомандующий. Роль первого министра исполнял интендант, который за службу получал поместье, но обязан был его возвратить, как только покинет свой пост. Дафу делились на высших, средних и низших.

Ядро армии составляли небольшие кадровые отряды, к кото­рым в случае войны присоединялось ополчение. Кроме того, война была весьма престижным занятием для представителей аристократии. При этом аристократ должен был не только искус­но владеть копьем, луком и мечем, управлять боевой колесницей, но и знать танцы, музыку, поэзию и ритуалы. Высшая аристокра­тия была немногочисленной и именовалась «сотней имен». Толь­ко ее представители имели настоящие имена. Простые люди, зависимые крестьяне назывались черноголовыми.

Государственный аппарат состоял по большей части из при­ближенных слуг и доверенных рабов вана и направлялся в своей деятельности высшим сановником (сяном). Как и во многих странах в период формирования государственности, должност­ные липа государства в Китае вырастали из дворцовой системы управления. Подобная система свойственна и Древнерусскому го­сударству.

В тот период выросли производительные силы, за счет войн увеличились количество рабов и земельные наделы знати. Вме­сте с тем продолжают играть существенную роль общинные от­ношения, а положение мелких земледельцев (нунфу) продолжало оставаться тяжелым. Разорившиеся крестьяне вынуждены были арендовать землю на кабальных условиях, что вызывало посто­янное недовольство и создавало нестабильность в обществе. Сельская община была низшей административно-террито­риальной единицей.

В 771 г. до н.э. Шэнь-хоу, свояк последнего императора За­падной Чжоу Ю-вана, организовал несколько варварских пле­мен и двинул их на столицу. Удельные князья не пришли на по­мощь Ю-вану, его войско было разгромлено. Спасаясь бегством, он добрался до подножия горы Лишань, где и был убит. После него правил его наследник Ицзю под именем Пин-ван, которо­го удельные князья провозгласили Сыном неба.

Положение страны было сложным. Ссориться открыто с вар­варами было опасно, и новый император перенес столицу на вос­ток в Лои. С этого времени и начинается период Восточной Чжоу. Это было началом развала единого государства, которое все больше превращалось в ряд самостоятельных государств, а чжоусские цари – в правителей небольшого владения – Восточного Чжоу. По названию одного из научно-поэтических трактатов того времени в период с 722 по 481 гг. также называется периодом Чуньцю («весны и осени») [3, с. 47].

Период Восточного Чжоу совпал с началом использования железа. Это значительно повысило уровень производительных сил, двинуло вперед развитие сельского хозяйства за счет приме­нения более глубокой вспашки и использования тяглового скота. Вырос уровень ремесленного производства, хотя большая часть ремесленников была занята в производстве изделий роскоши, что также соответствует восточной традиции развития ремесленниче­ства. Все это в совокупности явилось основой для начала товаро­обмена, который в Западном Чжоу находился в зачаточном состоя­нии. Кроме того, это способствовало укреплению экономической базы отдельных княжеств, давало импульс развитию регионов страны, примером острого экономического роста может слу­жить самое богатое княжество Ци. В нем имелись крупные запа­сы железной руды, продажа которой способствовала подъему экономики. Было налажено производство соли путем выпарива­ния ее из морской воды. Производство соли стало государствен­ной монополией. Поскольку Ци снабжал солью весь восток стра­ны, это приносило казне немалый доход. Развитие торговли спо­собствовало увеличению купеческого сословия и усилению его роли в общественной жизни. В то же время падает значение ро­довой аристократии, часть принадлежащих ей земель переходит к служилому сословию, военачальникам, крупным чиновникам.

В период Восточного Чжоу резко снизилась роль императо­ра. Практически он выполнял отдельные ритуальные функции, а удельные князья вели упорную междоусобную борьбу. Однако идея единства не покидала китайцев, поскольку они считали себя в известном смысле избранным народом, вокруг которого обитают варвары. Все вместе они образовывали Срединное под­небесное царство, в состав которого входило десяток княжеств. Еще около 15 находились за его пределами, испытывая давление как соплеменников, так и кочевников. Поэтому идея объедине­ния постоянно присутствовала в китайском менталитете, даже в период самого разгара удельного сепаратизма, когда по свиде­тельству хроник на протяжении 242 лет существования царства Лу было отмечено около 500 военных столкновений между кня­жествами, а при сунском правителе Шан-гуне за десять лет произошло 11 войн.

В VII–VI вв. на территории Восточного Чжоу существовало около 150 удельных княжеств, из которых выделилось пять наи­более влиятельных царств – Цинь, Цзинь, Ци, Чу, Юэ. В усло­виях раздробленности, начиная с 685 г. до н.э., эти «пять дикта­торов», которых называли гегемонами, решали многие государ­ственные вопросы, сохраняя видимость подчинения императору и единства государства. Они осуществляли оборону страны, ми­рили мелкие княжества, формировали союзы для сдерживания чрезмерной агрессии, получали налоги, шедшие раньше в госу­дарственную казну. Они беззастенчиво обирали мелкие княжест­ва, но благодаря их деятельности удалось сохранить относитель­ное единство государства.

Развитие частной собственности на землю, усиление эксплуа­тации рабов и малоимущих слоев свободного населения, склон­ность социальных низов к постоянным волнениям (характерно, что в соседней Индии не отмечено сколько-нибудь значимых крестьянских выступлений, что объясняется, видимо, религией и особым менталитетом) – все это укрепляло идею объединения страны. Немалую роль сыграло и конфуцианство.

Период с 403 по 221 гг. до н.э. называют периодом «воюющих царств» – Чжаньго. К этому времени усиливаются княжества Чу (самое крупное в территориальном отношении), Ци (за счет рас­ширения торговли рудой и солью, а также первоклассным осна­щением армии), царство У в юго-восточной части Восточной Чжоу. Особенно быстро набирало силу сначала небольшое госу­дарство Цинь. Гегемоны вели постоянные войны.

Объединение царств Цинь и Ци, успешно отразивших напа­дения кочевников, позволило в 258 г. правителю Ин Чженю смести династию Чжоу и установить правление династии Цинь. Были разгромлены и присоединены другие царства. Так возник­ла империя Цинь, которая просуществовала недолго, но остави­ла заметный след в истории Поднебесной. Китай стал единым государством.

Третий период истории Древнего Китая – правление дина­стии Цинь – продолжался с 221 до 207 г. до н.э. Империя Цинь возникла в X в. до н.э. и первоначально зависела от Чжоу. В силу стечения целого ряда обстоятельств как объективного, так и субъективного порядка, ему предстояло встать во главе объе­динительного процесса [1, с. 56-57].

Победа государства Цинь в борьбе за императорский престол не была случайной. Идейной основой объединительной дея­тельности цинских правителей стало учение фацзя (легизм), или

школа закона. Это учение обосновало тезис «сильного царства и слабого народа». В нем явно прослеживалось презрение к чер­ноголовым, т.е простому народу, который следовало всячески оглуплять и держать в повиновении.