Смекни!
smekni.com

Право Древнего Китая (стр. 4 из 5)

Хотя прежняя структура государственного аппарата в основ­ном была сохранена, в интересах укрепления централизации про­ведено разделение страны на 13 крупных округов, увеличено ко­личество областей и уездов. Местная администрация была по­ставлена под жесткий контроль центра, который осуществляли специальные чиновники. В то же время Лю Бан стремился внеш­не дистанцироваться от прежнего правителя, демонстрируя жела­ние следовать советам мудрых приближенных, людей из народа, выбираемых достаточно сложным и многостепенным путем.

Несмотря на незнатность происхождения, Лю Бан тем не менее проводил политику ограничения и урезания в правах тор­говцев и ростовщиков, возвеличивая родовую аристократию. Ей были возвращены прежние титулы и отчасти земли. Осторож­ный правитель в качестве противовеса старой аристократии уси­ливал чиновничий аппарат, наделяя его землей и различными привилегиями. С целью укрепления собственных позиций он уничтожил практически всех своих бывших соратников.

При ханьской династии сделана попытка несколько приот­крыть «шлюзы» для доступа незнатной части общества к госу­дарственной службе. Если состоятельный неаристократ мог ку­пить ту или иную должность, бедному человеку предоставлялась возможность сдать экзамен на чин, изучив несколько томов специальных пособий.

В 8 г. в результате дворцового переворота к власти пришел новый император Ван Манн, который сделал ставку на конфуци­анцев с целью смягчить социальную напряженность. Он ввел запрет на куплю-продажу земли и рабов, отменил частную соб­ственность на землю, объявил землю собственностью императо­ра, восстановил систему общинного землевладения, объявил ра­бов собственностью государства. Ван Манн провел денежную и налоговую реформы; были сделаны попытки регулирования ры­ночных цен и регламентации ссудного процента. Однако самая главная реформа – земельная, успеха не имела. Изменившиеся экономические и социальные условия требовали иного подхода. Через три года продажа земли и рабов была восстановлена. То, что Ван Манн пытался сделать силовым способом, хотя и в опоре на закон, противоречило требованиям времени. Достичь желаемой консолидации общества не удалось. Социальные про­тиворечия углублялись, пропасть между роскошью и богатством становилась все шире. Об этом повествует трактат «Янь те лунь».

Рост крупной земельной собственности в руках ограниченной группы богачей и повсеместное разорение мелких землевладель­цев создало взрывоопасную ситуацию.

Начиная с 15 г. происходит множество восстаний. Они подав­лялись с неимоверной жестокостью. Особенно мощным стало восстание «Красных бровей», вспыхнувшее в 18 г. и длившееся несколько лет. В 23 г. восставшие взяли императорский дворец и жестоко расправились с Ван Манном. Новый император Гэн-ши не сумел стабилизировать ситуацию и в 25 г. также был убит. Взошедший на престол император Лю Сю сумел справить­ся с восстанием, и в 29 г. восстание «краснобровых» было окон­чательно подавлено.

В Китае утвердилась новая династия, получившая название Младшей (Поздней, Восточной) династии Хань. Стабилизировать обстановку в стране удалось только к 37 г. Для этого пришлось отменить многие указы Ван Манна, пойти на некоторые уступки крестьянам, облегчить налоговое бремя. Был реорганизован госу­дарственный аппарат. При императоре создан Императорский совет с совещательным голосом. Созданы различные ведомства по управлению страной. Относительно стабильным стало эконо­мическое развитие [5, с. 202-203].

Время правления ханьских династий существенно повлияло на судьбу страны. Несмотря на социальную нестабильность и многочисленные восстания, это блестящий период истории Ки­тая в отношении культуры, искусства, торговли. Были изданы классические произведения конфуцианства, установлена система экзаменов на чин, просуществовавшая вплоть до XX в., разрабо­тано и опробовано уголовное уложение, послужившее образцом для уложений позднейших династий. Это период интенсивного строительства многих общественных сооружений, дорог и мостов. Появилась бумага из дерева и старых сетей. Получили развитие математика и астрономия. Власть ханьских императоров распро­странилась на громадную территорию, вплоть до Каспийского моря. Китай вступил в торговые отношения с Римской империей. Однако мощные крестьянские восстания второй половины II в. привели династию Хань к кризису и наконец к упадку. Ус­мирение и подавление восстаний укрепляли роль военачальни­ков, которые превратились в лидеров различных политических группировок, проводивших независимую от императора полити­ку. В 220 г. Ханьская империя распалась на три самостоятель­ных царства, период существования которых получил название Саньго (Троецарствие).

5. Древнекитайское право

Как и у других народов, право древнего Китая имело в осно­ве правовой обычай, судебные решения и постановления цен­тральной власти. На формирование правового менталитета ки­тайского общества определяющее влияние оказали две основные школы – конфуцианство и легизм.

Основателем первой был Конфуций. Конфуцианство пропо­ведовало духовное благородство, гуманизм, строгое соблюдение обычаев. Задолго до христианства и категорического императива И. Канта он сформулировал следующее положение: «Не делай другому того, чего не пожелаешь себе». Конфуций ставил обще­ственную мораль выше права. Он отмечал:

Если руководить народом посредством законов и поддерживать по­рядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклониться от наказания и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ри­туала, народ познает стыд и исправится [1, с. 68-69].

В основе человеческой добродетели лежит моральное начало (ли).

В основе правопонимания легистов лежит строгое соблюде­ние юридического закона (фа). Легизм возник позже конфуци­анства, в III в. до н.э., и между этими школами шла напряжен­ная дискуссия, которая нередко перерастала в открытую поли­тическую борьбу, поскольку философские концепции служили идейной основой определенных политических сил. Со временем был достигнут компромисс, который выражался в формуле «где не хватает «ли» пусть применяется «фа».

Основными объектами права собственности выступали земля и рабы. На различных этапах развития государственности отно­шение к ним изменялось. Так, в период господства иньской дина­стии вся земля считалась собственностью императора, частные лица могли ею владеть на правах пользования. Рабы были также государственной собственностью, и хотя находились в пользова­нии частных лиц, не могли быть объектом купли-продажи. В госу­дарстве Чжоу земля становится частной собственностью, а рабы – предметом покупки и обмена. Существовало разделение на госу­дарственных рабов и рабов, принадлежащих частным лицам. Во времена господства династии Цинь интенсивно развивается част­нособственническое землевладение, основной земельный фонд сосредоточивается в руках новой знати. В ряде регионов Китая стали активно применяться торговые сделки с землей, а торговля рабами осуществлялась свободно и повсеместно.

В древнекитайском праве достаточно рано сложилась прак­тика договорных отношений. Распространенными были договоры мены (самый древний), купли-продажи (обязательно письмен­ный и с уплатой государственной пошлины, от чего императорская казна имела немалый доход), дарения различного имущества, в том числе рабов, займа, существовавшего, вероятно, и раньше, но юри­дическое оформление в виде долговой расписки, залога, пись­менных обязательств, получивших только в период Чжаньго, аренды земли. Существовали ростовщичество и долговое рабство.

Семейное право было типичным для Древнего мира, и изме­нения политической ситуации на него не оказывали существен­ного влияния. Власть главы семьи, которым являлся мужчина, была абсолютной. Жены и дети всецело зависели от его воли. Семьи были многочисленные, поскольку существовало много­женство. В семье свято хранились традиции и поклонение пред­кам. Замужняя женщина не могла иметь личного имущества, всецело зависела от мужа, хотя имела некоторые весьма ограни­ченные права на наследование имущества после смерти мужа.

Уголовное право было в Китае доминирующей отраслью и от­личалось чрезвычайной жестокостью. Практически большинство правонарушений в области не только уголовных, но и граждан­ских, административных, равно как и других сфер правоотноше­ний, рассматривалось в качестве уголовных. По преданию в ко­декс (X в. до н.э.) входило 3 тыс. статей, было до 500 видов пре­ступлений. Однако это не всегда помогало и, как гласит древняя китайская мудрость, «через сеть законов могла проскользнуть рыба, заглатывающая корабли». В эпоху Чжоу насчитывалось более 3000 различных видов преступлений. Среди основных можно выделить следующие:

• государственные – мятеж, заговор;

• религиозные – шаманство, выбрасывание золы на улицу;

• против личности – убийство, нанесение телесных повре­ждений;

• против собственности – кража, грабеж, убой чужого скота;

• воинские – неявка к установленному сроку на место сбо­ра, трусость.

Обычай кровной мести, существовавший в догосударственную эпоху, с появлением государственной власти был вытеснен сис­темой телесных наказаний и широкого применения смертной казни. Основной целью наказания, особенно во времена Цинь, было устрашение. Существовала традиционная пятичленная сис­тема наказания (сян), которой мог подвергаться преступник: та­туировка, отрезание носа, отрубание ноги, кастрация, смертная казнь. Наказания могли применяться как выборочно, если преступ­ник не приговаривался к смертной казни, так и в комплексе.

Смертная казнь существовала в самых разнообразных видах (поджаривание на огне, разрубание на мелкие части, обезглав­ливание, закапывание живым в землю). Смертная казнь была долгой, изощренной и мучительной. Она подразделялась на ста­дии: сначала татуировка, затем отрезание носа, отрубание ног и забитие палками. Истреблялись родственники в трех поколени­ях. Этот способ был отменен только в начале II в. до н.э.