От наказания можно было в ряде случаев откупиться высоким штрафом. Помимо казни и членовредительства, применялись тюремное заключение, клеймение тушью на лице, битье малой и большой бамбуковой палкой, плетью, превращение женщин в рабынь-затворниц.
Высшей судебной инстанцией являлся император, который мог непосредственно разбирать судебные дела. Судебные функции на местах исполняли представители местной администрации. Имелись специальные чиновники, разыскивавшие преступников, ведущие борьбу с ворами и разбойниками, начальники тюрем, судебные исполнители (лица, приводившие в исполнение судебные решения).
Судебный процесс в периоды Инь и Западного Чжоу носил обвинительно-состязательный характер. Позднее этот вид процесса был вытеснен розыскным, первоначально применявшимся лишь в случаях совершения преступлений рабами.
Колыбелью китайской цивилизации является обширный район вокруг места впадения р. Вэйхэ в Хуанхэ, где уже в V тыс. до н.э. возникли сельскохозяйственные общины.
Начиная с династии Шан, позднее получившей название Инь, историю древнего Китай принято делить на четыре периода:
1) царство Шан (Инь) – XVII–XII в. до н.э.;
2) царство Чжоу – XII в. до н.э. – 221 г. до н.э.;
3) царство Цинъ – 221–206 гг. до н.э.;
4) царство Хань – 206 г. до н.э. – 220 г. н.э.
Отметим, что Циньский император являлся неограниченным главой государства, в руках которого была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной, административной и высшей судебной власти. Власть императора была наследственной и передавалась, как правило, старшему сыну. Император стремился сосредоточить в своих руках и духовную власть, ведя решительную борьбу против местных культов. Он фактически являлся верховным жрецом страны.
Центральные административные органы страны подразделялись на несколько крупных ведомств: военное, судебное, финансовое, ведомство императорского двора, ведомство обрядов, ведомство по охране императора и верховная прокуратура.
Вся территория циньской империи была разделена на тридцать шесть округов, каждый из которых делился в свою очередь на уезды(сянь), уезд – на волости (сян), а волость –на десять типов – низшие административные единицы, объединявшие около десяти общин (ли) .
Несмотря на распространение частной земельной собственности и реформы Шан Яна, в Китае в период империи Цинь сохранились общинные органы самоуправления, что свидетельствует и о существовании общины.
Как и у других народов, право древнего Китая имело в основе правовой обычай, судебные решения и постановления центральной власти. На формирование правового менталитета китайского общества определяющее влияние оказали две основные школы – конфуцианство и легизм.
Основателем первой был Конфуций. Конфуцианство проповедовало духовное благородство, гуманизм, строгое соблюдение обычаев.
1. Авдиев В.И. История Древнего Востока. М., 1953.
2. Адамчик ВВ., Адамчик MB., Бадан А.И. и др. История Китая М Мн., 2005.
3. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайского государства. М. : Знание, 1983
4. Грэй Дж. Г. История Древнего Китая / Пер. с англ. А.Б. Вальд-ман. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. — 606 с.
5. История Китая с древнейших времен до наших дней. М.: Мысль , 1974
6. История Древнего Востока/ под ред. В. И. Кузищина.–2-е изд., перераб. и доп.– М.: Высш. шк., 1988
7. Крюков М.В. и др. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М.: Знание, 1983
8. Переломов Л.С. Империя Цинь - первое централизованное государство в Китае. М.:Восточная литература, 1962