В основе общественного договора и правомочий формируемого суверенитета лежит общая воля. Руссо при этом подчеркивает отличие общей воли от воли всех: первая имеет в виду общие интересы, вторая – интересы частные и представляет собой лишь сумму изъявленной воли частных лиц. «Но, – поясняет он, – отбросьте из этих изъявлений воли, взаимно уничтожающиеся крайности; в результате сложения оставшихся расхождений получится общая воля»[31].
Руссо отстаивает теорию народного суверенитета. Он утверждал, что народный суверен - это коллективное существо, которое не может быть представлено отдельной личностью. Это власть, осуществляемая общей волей большинства.[32] Согласно его учению народный суверенитет имеет два признака – он неделим и неотчуждаем. Руссо считает, что суверенитет народа неотчуждаем. Это означает, что общую волю может выразить только весь народ, когда он собирается в собрании. Другими словами, выразить общую волю, народ может только непосредственно, а не через своих представителей: «Суверен, который есть не что иное, как коллективное существо, может быть, представляем только самим собою».
Суверенитет народа, по мнению Руссо, неделим. Согласно этой теории суверенитет государства - это совокупность отдельных полномочий суверена, в числе которых: право издавать законы, право назначения должностных лиц, право войны и мира и др. Для Руссо суверенитет - это только полномочие принимать законы, все же остальные полномочия - это лишь следствия суверенитета, а не сам суверенитет.[33]
Заключение.
В заключении я подведу итоги своего исследования договорной теории происхождения государства.
Итак, сторонники названной теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние, которое они характеризовали по-разному. Для Руссо, люди в естественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами, для Локка «состояние полной свободы в отношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью», «состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого», для Гоббса это состояние «войны всех против всех». Затем ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По этому договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т. е. право собственности, свободу, безопасность. Соглашение людей, по мысли Руссо,— основа законной власти. В результате каждый договаривающийся подчиняется общей воле (государству), но в то же время становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители — это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле.
Достоинство договорной теории видится в следующем.
Во-первых, теория провозгласила народ источником государственной власти, принадлежность суверенитета народу. Правители являются лишь уполномоченными народа, могут быть смещены по воле народа и обязаны отчитываться перед ним.
Во-вторых, теория носит демократический характер, поскольку исходит из того, что права и свободы человека принадлежат ему от рождения, люди равны между собой, и каждый из них ценен для общества.
В-третьих, теория впервые порвала с религиозной трактовкой причин возникновения государства и опиралась на достоверные исторические факты, в частности на договоры между отдельными феодальными городами и приглашаемыми для управления князьями и иными правителями (Венеция, Генуя, Великий Новгород, Псков и др.).
Однако эта теория не в состоянии объяснить происхождения государства у разных народов.
Теория договорного происхождения государства не отвечает на вопросы, где, когда и каким образом состоялся общественный договор, кто был его участником или свидетелем. Нет, похоже, и исторических доказательств, которые бы дали на них ответ. Словом, данная теория страдает антиисторизмом, но это не лишает ее научной ценности. Она впервые показала, что государство возникает (пусть в силу объективных причин) как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей. Это фактически первый созданный людьми общественно- политический институт, оказывавший и оказывающий огромное воздействие на жизнь индивидов, групп, классов, всего общества. Его можно планомерно совершенствовать, преобразовывать, приспосабливать к изменяющимся условиям.
Список литературы.
1. Акмалова А. А. История политических и правовых учений: учебник / А.А. Акмалова, В.М. Капицын. - М.: Юриспруденция, 2004. - 270 с.
2. Бошно С.В. Теория государства и права: учеб. пособие / С.В. Бошно. - М.: Эксмо, 2007. - 394 с.
3. Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVII в. – М.: Наука, 1997, 220 с.
4. Гоббс Т. Избранные произведения / В 2 т. М., 1964. Т.2. С. 196-197.
5. Зорькин В.Д. Политическое и правовое учение Гоббса / В.Д. Зорькин // Советское государство и право. - 1989. - №6. - С.20-35.
6. История политических и правовых учений: учебник / под ред. В. С. Нерсесянца. - М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1998. - 736 с.
7. История политических и правовых учений: учебник / под ред. О. Э. Лейста.- М.: Зерцало, 2006. - 568 с.
8. Консультации по теории государства и права: учеб. пособие/ Н.А. Пьянов.- Изд. 2-е, перераб. и доп.- Иркутск: Иркут. гос. ун-та, 2008.
9. Локк Дж. Сочинения: в 3 т./ Дж. Локк. - М.: Мысль, 1988. Т.3.-405 с.
10. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник / А.В. Мелехин. - М.: Маркет ДС, 2007. - 640 с.
11. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник / Л.А.Морозова. - М.: Юристъ, 2005. - 414 с.
12. Общая теория права и государства: учебник / под ред. В.В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. - 520с.
13. Скирбек Г., Гилье Н. История философии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под. ред. С.Б. Крымского. - М. Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 800 с.
14. Теория государства и права: учебник / под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова.- М.: Норма, 2000. - 596 с.
15. Теория государства и права: учебник / А. В. Мелехин. - М.: Маркет ДС, 2007. - 640 с.
16. Теория государства и права: учебник / под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2003. - 592 с.
17. Теория государства и права: учебник / под ред. С.С. Алексеева. - М.: Юрид. лит., 1985. - 480 с.
18. Цыбульская А.В. История политических и правовых учений: учебник / А.В. Цыбульская. - М.: МФПА, 2003.- 111 с.
19. Черданцев А.Ф.Теория государства и права: учебник / А.Ф. Черданцев.-М.: Юрайт-М, 2002. - 432 с.
[1] Общая теория права и государства: учебник / под ред. В.В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2001. С. 27
[2] Общая теория права и государства: учебник / под ред. В.В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2001. С. 27
[3] История политических и правовых учений: учебник / под ред. В.С. Нерсесянца. М., 1998. С. 262.
[4] Там же. С. 262.
[5] Зорькин В.Д. Политическое и правовое учение Томаса Гоббса // Советское государство и право. 1989. № 6. С. 31.
[6] История политических и правовых учений: учебник / под ред. В.С. Нерсесянца. М., 1998. С. 265.
[7] История политических и правовых учений: учебник / под ред. О.Э. Лейста. М., 2006. С. 191.
[8] Гоббс Т. . Избранные произведения. в 2 т. М., 1964. Т 2. С.196.
[9] Черданцев А.Ф. Теория государства и права: учебник для вузов. М., 2002. С. 66.
[10] Акмалова А.А. История политических и правовых учений: учебник. М., 2004. С. 135.
[11] История политических и правовых учений: учебник / под ред. В.С. Нерсесянца. М., 1998. С. 265.
[12] Теория государства и права: учебник / под ред. В.К. Бабаева. М., 2003. С. 49.
[13] История политических и правовых учений: учебник / под ред. О.Э. Лейста. М., 2006. С. 203.
[14] Скирбек Г., Гилье Н. История философии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. С.Б. Крымского. М., 2003. С. 358.
[15] Скирбек Г., Гилье Н. Указ соч. С. 356.
[16] Там же. С. 357.
[17] Скирбек Г., Гилье Н. История философии. М., 2000. С. 358 – 361.
[18] Локк Дж. Сочинения: в 3 т. М. 1998. Т. 3. С. 277.
[19] Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. М., 2007. С. 49.
[20] Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. М., 2005. С. 43.
[21] История политических и правовых учений: учебник / под ред. О.Э. Лейста. М., 2006. С. 204.
[22] История политических и правовых учений: учебник / под ред. В.С. Нерсесянца. М., 1998. С. 271.
[23] История политических и правовых учений: учебник / под ред. О.Э. Лейста. М., 2006. С. 279.
[24] Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке. М. 1997. С. 183.
[25] История политических и правовых учений: учебник / под ред. О.Э. Лейста. М., 2006. С. 280.
[26] Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. М. 2005. С. 37.
[27] История политических и правовых учений: учебник / под ред. В.С. Нерсесянца. М., 1998. С. 293.
[28] История политических и правовых учений: учебник / под ред. В.С. Нерсесянца. М., 1998. С. 294.
[29] История политических и правовых учений: учебник / под ред. О.Э. Лейста. М., 2006. С. 281.
[30] История политических и правовых учений: учебник / под ред. О.Э. Лейста. М., 2006. С. 282.
[31] История политических и правовых учений: учебник / под ред. В.С. Нерсесянца. М., 1998. С. 294.
[32] Цыбульская А.В. История политических и правовых учений: учебник. М., 2003., С. 67.
[33] История политических и правовых учений: учебник / под ред. О.Э. Лейста. М., 2006. С. 283.