Социалистическая собственность имела две формы: государственную собственность (всенародное достояние) и кооперативно-колхозную (собственность отдельных колхозов и кооперативных объединений).
Государственная собственность теоретически являлась достоянием всего народа в лице социалистического государства. В результате безжалостно проведенной национализации (экспроприации), раскулачивания и коллективизации к концу 30-х годов в республике на ее долю приходилось до 90 % всех основных производственных фондов. К государственной собственности относились: земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, транспорт, организованные государством сельскохозяйственные предприятия (совхозы), основной жилой фонд в городах и промышленных пунктах.
Вся государственная собственность представляет собой единый фонд, которым распоряжается исключительно государство в лице своих органов.
Безраздельное господство социалистической собственности, тем не менее, допускало существование личной собственности граждан. Это исходило из указаний апологетов коммунизма К. Маркса и Ф. Энгельса о том, что«мы вовсе не намерены уничтожить это личное присвоение продуктов труда, служащих непосредственно для воспроизводства жизни, присвоение, не оставляющее никакого избытка, который мог бы создать власть над чужим трудом. Мы хотим уничтожить только жалкий характер такого присвоения, когда рабочий живет только для того, чтобы увеличить капитал, и живет лишь постольку, поскольку этого требуют интересы господствующего класса».
Каждый гражданин республики, в соответствии с Конституцией, имел право на личную собственность, т.е. право на трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы личного потребления и удобства. Каждый гражданин имел право на наследование личной собственности.
Все объекты личной собственности предназначены для личного пользования и ни в коем случае, не могут быть использованы как средство эксплуатации человека человеком.
Основным источником личной собственности граждан мог служить только их труд.
Как отмечалось выше, Конституция СССР 1936 г. и Конституция Киргизской ССР 1937 г. устранили ранее имевшие место всякие ограничения и изъятия в правах и свободах, расширили круг конституционных прав граждан, как путем закрепления новых прав (например, право на труд), так и путем включения в Конституцию прав, ранее регламентировавшихся текущим законодательством (право на отдых, право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности).
Наряду с расширением основных прав, Конституция увеличила также и круг основных обязанностей граждан, включив в их число обязанность каждого гражданина соблюдать Конституцию, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу и т.д.
Конституция гарантировала гражданам такие политические права и свободы, как свободу слова, свободу печати, свободу собраний и митингов, право на объединение, в общественные организации.
Есть все основания утверждать, что по своему содержанию Конституция СССР 1936 г. и Конституция Киргизской ССР 1937 г., а равно и Конституции других союзных республик для своего времени были одними из самых демократических в мире.
Однако не следует забывать, что в советском государстве все права и свободы граждан оставались только на бумаге, по крайней мере, до начала 50-х годов. В 1937 г. в СССР начались массовые репрессии, продолжавшиеся вплоть до самой смерти И.В. Сталина (Джугашвили), руководившего партией большевиков (КПСС) и страной после смерти В.И. Ленина, жертвами которых стали многие миллионы советских граждан.
Конституция Киргизской Советской Социалистической Республики 1978 г.
7 октября 1977 г. внеочередная седьмая сессия Верховного Совета СССР девятого созыва приняла новую Конституцию СССР.
В соответствии с трактовкой советских ученых-правоведов Конституция СССР 1977 г. и последующие Конституции союзных республик, принятые в апреле 1978 г., закрепили законодательно построение в СССР развитого социализма.
Раскрывая причины, определившие необходимость принятия новой Конституции СССР, майский (1977 г.) Пленум ЦК КПСС, рассматривавший проект Конституции, отметил следующее.
К 1936 г. в стране было завершено создание основ социализма. Технический уровень народного хозяйства был еще далек от уровня наиболее развитых индустриальных стран. В разных областях жизни продолжало сказываться наследие дореволюционных времен. Однако за последующие четыре десятилетия в стране, во всем советском обществе произошли глубокие изменения. В Советском Союзе построено развитое, зрелое социалистическое общество. Крупные, принципиальные перемены затронули все стороны общественной жизни.
Если отделить идеологическую окраску, то нужно признать, что указанные выводы действительно имели место в реальной жизни советского общества. Трудящиеся Кыргызстана обеспечили всестороннее развитие республики и вступили в период дальнейшего совершенствования национальной государственности. Экономика Кыргызстана стала носить индустриальный характер. Она характеризуется мощной производственной базой и высоким научно-техническим потенциалом, позволяющим успешно решать в общесоюзном разделении сложные социально-экономические и культурные задачи.
В результате культурной революции была ликвидирована неграмотность; кыргызский и другие народы получили доступ к сокровищам национальной и мировой культуры. Изменился и социальный облик общества, преобладающим явлением стал рост социальной однородности общества. Труд рабочих и крестьян приблизился к труду инженерно-технических работников, по мере роста уровня культуры народа и небывалого увеличения роли науки в жизни общества вырос удельный вес интеллигенции.
Рост социальной однородности общества привел к тому, что государство, возникшее как государство диктатуры пролетариата, переросло в общенародное государство. Это означает, во-первых, что расширилась социальная база государства (в первые годы Советской власти она опиралась, главным образом, на союз рабочего класса и беднейшего крестьянства, в 30-е годы — союз рабочего класса и колхозного крестьянства, в 60—70-е годы союз рабочих, крестьян и интеллигенции); во-вторых, государстве превратилось в общенародную организацию, выражающую интересы всего народа, всех социальных групп и слоев населения; в-третьих, неизмеримо большими по объему стали творческие, созидательные функции государства.
Все эти и другие изменения, глубоко затронувшие общество и государство, должны были найти свое отражение в обновленной Конституции.
Необходимость принятия новой Конституции Кыргызского государства вытекала также из новой Конституции СССР, предусматривавшей в статье 70 положение о том, что «союзная республика имеет свою Конституцию, соответствующую Конституции СССР и учитывающую особенности республики».
В связи с этим, вскоре после опубликования проекта новой Конституций СССР для всенародного обсуждения, Верховный Совет Киргизской ССР образовал Конституционную комиссию для разработки проекта новой Конституции республики.
15 марта 1978 г. на заседании Президиума Верховного Совета Киргизской ССР проект Конституции был рассмотрен и в основном одобрен. Проект Конституции был вынесен на всенародное обсуждение — опубликован в республиканской и местной печати общим тиражом почти в полмиллиона экземпляров на кыргызском, русском и узбекском языках.
Внеочередная восьмая сессия Верховного Совета Киргизской ССР девятого созыва 1978 г. приняла новую Конституцию Киргизской Советской Социалистической Республики.
Она полностью соответствовала положениям и принципам Конституции СССР. Вместе с тем в ней получили отражение исторически сложившиеся особенности республики, опыт ее национально-государственного строительства, обеспечена преемственность основных положений с Конституцией 1937 г.
Особенностью Конституции Киргизской ССР 1978 г. является закрепление всей политической системы советского общества как совокупности государственных и негосударственных организаций (государство, КПСС, общественные организации, трудовые коллективы), через которые реализуется полновластие народа Кыргызстана. Глава «Политическая система» была введена в Конституцию впервые.
Конституция характеризует КПСС как руководящую и направляющую силу советского общества, ядро его политической системы (а не только государственных и общественных организаций, как в Конституции 1937 г.). Впервые статья 6 Конституции Киргизской ССР отразила основные направления осуществления руководящей роли КПСС в обществе.
Одна из главных особенностей Конституции 1978 г. — закрепление ею предпосылок дальнейшего расширения и углубления так называемой «социалистической демократии». Впервые в статье 9 было зафиксировано, что «основным направлением развития политической системы советского общества является дальнейшее развертывание социалистической демократии».
Конституция исходила из необходимости повышения роли представительных органов государственной власти. Отражая факт упрочения социальной базы государства, она дает им теперь новое наименование — Советы народных депутатов. Кроме того, статья 2 Конституции сформулирована так, что из нее сразу видна роль (хотя и фиктивная) Советов как главной формы осуществления власти народа; в пей также было зафиксировано, что все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам.
Конституция 1978 г. закрепляла испытанные временем принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Но она содержала и ряд новых моментов: снижение роста пассивного избирательного права в местные Советы до 18 лет, в Верховный Совет Киргизской ССР — до 21 года; права граждан и общественных организаций активно участвовать в организации и проведении выборов; возможность избрания гражданина Киргизской ССР, как правило, не более чем в два Совета; принятие расходов по выборам на счет государства; наказы избирателей.