Смекни!
smekni.com

Конституционное развитие Кыргызской Республики (стр. 5 из 6)

Также впервые была включена в Конституцию специальная глава о народном депутате.

Особенность Конституции 1978 г. — более широкое, чем раньше регулирование отношений государства и личности. Этому посвящен специальный раздел «Государство и личность», кроме того, гражданину, личности посвящен ряд положений главы об экономической системе, главы о социальном развитии и культуре и других глав Основного Закона.

В главе 6 «Основные права, свободы и обязанности граждан Киргизской ССР» содержался широкий круг прав, свобод и обязанностей граждан. Многие из них и ранее закреплялись в Конституции, но содержание этих прав и гарантия настолько расширились, что можно говорить об определенном качественном изменении. Вместе с тем, на конституционном уровне закреплены и новые права граждан: право на охрану здоровья, на жилище, на пользование достижениями культуры, свобода научного, технического и художественного творчества, право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе и т. д.

Конституция зафиксировала ряд новых моментов в дальнейшем развитии национальной государственности кыргызского народа. Она определяет Киргизскую ССР как суверенное советское социалистическое государство, которая на основе добровольности и равноправия вместе с другими советскими республиками объединились в Союз ССР. К существующим гарантиям ее прав добавились новые: право участвовать в решении с союзными органами вопросов, отнесенных к ведению Союза ССР; право координировать и контролировать экономическое и социальное развитие своих территорий; право законодательной инициативы в Верховном Совете СССР.

В Конституции были закреплены следующие правовые гарантии суверенитета Киргизской ССР:

1) республика имела свою Конституцию, учитывающую ее особенности. Конституция устанавливается самостоятельно — принимается Верховным Советом Киргизской ССР и не нуждается в утверждении ее высшими органами государственной власти СССР;

2) Киргизская ССР имела право свободного выхода из Союза ССР (статья 69 Конституции). Право выхода — суверенное право республики, поэтому оно не может быть ни отменено, ни изменено, ни ограничено Союзом ССР в лице его государственных органов;

3) территория Киргизской ССР не могла быть изменена без ее согласия. Это суверенное право закреплено в статье 72 Конституции. Территория является материальным фундаментом суверенитета, пространственным пределом осуществления государственной власти республики и вместе с тем одной из основ ее независимости. Изменение границы между Киргизской ССР и другими республиками происходит на основе решения высших органов каждой из них, выражающего волю народа. Данное решение союзных республик подлежало утверждению Союзом ССР;

4) Киргизская ССР имела право приема в гражданство Киргизской ССР, а, следовательно, и в гражданство СССР (поскольку в соответствии со статьей 31 гражданин Киргизской ССР является гражданином СССР). Право приема в гражданство также относится к числу суверенных прав республики;

5) Киргизская ССР имела полномочия в области внешних сношений. Республика вправе вступать в отношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями, участвовать в деятельности международных организаций. Следовательно, Киргизская ССР являлась субъектом международно-правовых отношений (статья 73).

Отсюда можно было сделать вывод о том, что Киргизская ССР, являясь суверенным государством, обладает всеми необходимыми полномочиями для самостоятельного осуществления своей государственной власти. В Конституции были детально закреплены разнообразные ее полномочия по различным сферам общественной и государственной жизни. Однако следует учитывать, что объем этих полномочий обуславливался федеративной природой СССР (по крайней мере, по Конституции СССР и союзных республик государство являлось таковым), в состав которого входила республика. Так, обладая обширными правами в области государственного, экономического и социально-культурного строительства, она не имела права, например, руководить денежной и кредитной системами или осуществлять внешнюю торговлю.

Конституция 1978 г. несмотря на ее крайнюю идеологизированность, а по многим параметрам фиктивность, имела важное значение. Прежде всего в том плане, что она законодательно закрепила те качественные изменения, которые произошли в развитии национальной государственности кыргызского народа в советский период.

Конституция 1993 года

Причины, обусловившие принятие Конституции Кыргызской Республики 1993 г.

Во второй половине 1990 г. наступил новый, переломный момент в развитии кыргызской государственности, закончившийся 31 августа 1991 г. объявлением государственной независимости. С заключением Беловежских соглашений в декабре 1991 г. между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Украиной факт окончательного распада Союза Советских Социалистических Республик стал налицо; таков был объективный ход истории, начавшийся в апреле 1985 г. процессом политической и экономической реформы, получившей название «перестройка».

В 1990 г. в союзных республиках были приняты декларации о государственном суверенитете. Эти документы являлись реакцией на искажения в национальной политике и знаменовали собой важнейший этап на пути государственного развития народов, сравнимый с периодом образования их национальной государственности. Ряд объективных и субъективных факторов привел к тому, что за многие десятилетия чрезмерной централизации СССР — многонациональное, по конституциям 1924, 1936 и 1977 годов — федеративное государство, фактически превратилось в унитарное.

Суверенитет республики, констатируется в большинстве деклараций, необходимое условие существования ее государственности. Единственным носителем суверенитета является народ.

Декларации, выражая волю народов, не только торжественно провозглашали государственный суверенитет, но и закрепляли ряд принципиальных положений, на которых основывается политический и экономический статус республик и которыми определялись пути их дальнейшего развития.

«Декларация о государственном суверенитете Республики Кыргызстан» была принята 15 декабря 1990 г. на третьей сессии Верховного Совета двенадцатого созыва.

В документе подчеркивалось, что государственный суверенитет Республики Кыргызстан означает верховенство государственной власти республики на всей территории и независимость во внешних сношениях. В отличие от действующей в то время Конституции 1978 г. Декларация в число гарантий суверенитета включила следующие положения:

1) верховенство Конституции Республики Кыргызстан на своей территории;

2) ратификацию законов Союза суверенных республик, в который входит республика.

Таким образом, в Декларации фактически подчеркивалась необходимость предстоящей трансформации Союза ССР — единого союзного государства в Союз суверенных республик на иных принципах, чем СССР. Например, в отличие от Конституции, в декларации указывалось, что республика самостоятельно создает банковскую, ценовую, финансовую и налоговую системы, формирует государственный бюджет, при необходимости вводит свою денежную единицу.

Особенностью Декларации является то, что в ней закреплены принципы правового государства: осуществление государственной власти на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную; осуществление политической жизни на основе принципа плюрализма.

Таким образом, официальным курсом государственного строительства Декларация вместо создания мифического «коммунистического общества» провозгласила формирование правового государства.

Необходимо подчеркнуть, что принятие союзными республиками деклараций о государственном суверенитете открывало путь к разработке и принятию нового Союзного договора. И не случайно, вскоре после принятия деклараций был опубликован проект нового Союзного договора. После согласительных процедур (так называемый «ново-огаревский процесс» — по названию подмосковной резиденции Президента СССР М.С. Горбачева) проект договора о Союзе Суверенных Государств к лету 1991 г. был готов к подписанию по формуле 9+1 (Латвия, Литва, Эстония, Грузия, Молдова и Украина отказались присоединиться к договору). 20 августа 1991 г. участники ново-огаревского процесса должны были собраться вместе, чтобы подписать договор.

Однако реакционные силы в КПСС, руководстве СССР и армии 19—21 августа 1991 г., стремясь не допустить подписание нового Союзного договора и поставив целью полную реставрацию старого тоталитарного режима, предприняли попытку государственного переворота, которая оказалась безуспешной и стала катализатором стремительного распада СССР. С конца августа союзные республики в спешном порядке стали принимать декларации либо объявлять о государственной независимости и в течение нескольких месяцев СССР, просуществовав 69 лет, распался.

Декларация о государственной независимости Республики Кыргызстан была принята 31 августа 1991 г. на внеочередной шестой сессии Верховного Совета Республики Кыргызстан двенадцатого созыва. Начался новый этап развития национальной государственности кыргызского народа — этап независимого, самостоятельного развития.

Выступая в октябре 1994 г. на торжественном заседании, посвященном 70-летию образования Кыргызской автономной области, Президент Кыргызской Республики А. Акаев отметил следующие основополагающие ценности государственной независимости и их значимость для народа Кыргызстана: