Смекни!
smekni.com

Брачный договор и отношения между родителями и детьми (стр. 8 из 9)

М. обратился в суд с иском об оспаривании своего отцовства в отношении дочери своей бывшей жены С. Истец утверждал, что не является отцом ребенка, указывая при этом на следующие обстоятельства. М. и С. зарегистрировали брак 31 мая 2003 г., после чего М. узнал о беременности жены. 8 января 2004 г. С. родила дочь Дарью, а в декабре 2004 г. брак был расторгнут. Истец представил в качестве доказательства акт генетического исследования Центра ДНК-исследований, в котором было указано, что сравнительный анализ ДНК-профилей анализируемых лиц показал, что ни одна из аллелей в геноме Дарьи не совпадает с таковой в геноме заявленного отца М. Акт содержал вывод о том, что М. не является биологическим отцом ребенка Дарьи, родившейся у С. Суд признал недействительной актовую запись об отцовстве М.

Родство не исключается при наличии совпадения аллелей ребенка и предполагаемого родителя по всем исследованным локусам. Однако генетические признаки также являются групповыми. Поэтому существует вероятность их совпадения. Степень вероятности случайного совпадения у неродственных лиц зависит от того, какое число локусов ДНК исследовано и как редко встречаются установленные признаки. Для оценки такой вероятности прибегают к математическим расчетам и выражают вероятность отцовства в процентном отношении.

В литературе высказывалось мнение о том, что определение вероятности отцовства в процентном выражении некорректно. В связи с тем что вероятность на уровне 95 — 99% и более не обладает достаточным уровнем доказательности с точки зрения эксперта, но неизбежно психологически будет восприниматься судом как доказательство отцовства, «в выводах экспертов экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел дается не процент вероятности, а количество людей среди всего населения, обладающих аналогичными признаками».

Заключение эксперта по вопросу о происхождении ребенка является одним из доказательств, которое должно быть оценено судом в совокупности с другими имеющимися доказательствами, так как в соответствии с ч. 2 ст. 67 ГПК РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. N 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов» неявка стороны на экспертизу, когда без этой стороны экспертизу провести невозможно, либо непредставление экспертам необходимых предметов исследования сами по себе не являются безусловным основанием для признания судом установленным или опровергнутым факта, для выяснения которого экспертиза была назначена. Этот вопрос разрешается судом в каждом конкретном случае в соответствии с ч. 3 ст. 79 ГПК РФ в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для нее она имеет значение.

В случае смерти предполагаемого отца ребенка мать, не состоявшая в браке с отцом до его смерти, вправе просить суд установить факт признания отцовства в порядке особого производства (ст. 50 СК РФ, гл. 28 ГПК РФ). При установлении факта признания отцовства судом принимаются во внимание любые доказательства, с достоверностью свидетельствующие об этом факте.

С. обратилась в суд с заявлением об установлении факта признания отцовства Л. в отношении своей дочери Алины. В своем заявлении она указала, что с июля 2001 г. она проживала совместно с Л. в квартире ее отца. 17 октября 2002 г. С. родила дочь. В то время, когда она находилась в роддоме, Л. находился в командировке в другом городе, где и умер 24 октября, не успев зарегистрировать свое отцовство в отношении дочери. В качестве доказательств, подтверждающих факт признания Л. своего отцовства, заявительницей были представлены свидетельские показания о том, что Л. в период беременности С. признавал ребенка своим, покупал вещи (игрушки, коляску, пеленки). Кроме того, была представлена запись в индивидуальной карте беременной С., где в графе «Фамилия мужа» указана фамилия Л., данные о сдаче им флюорографии, в качестве места проживания указан адрес С.; а также многочисленные фотографии. Суд признал установленным факт признания отцовства Л. в отношении дочери С. Алины.

В качестве доказательств факта признания отцовства по конкретным делам судом рассматривались письма, фотографии, справка средней общеобразовательной школы о том, что умерший принимал активное участие в воспитании сына — ученика 1 «А» класса, копия домовой книги, свидетельствующая о регистрации умершего по одному адресу с дочерью и ее матерью.

Если при подаче заявления или рассмотрении дела будет установлено, что между заявителем и заинтересованными лицами существует спор о праве (например, по поводу наследственного имущества), суд оставляет заявление без рассмотрения и разъясняет заинтересованным лицам их право на предъявление иска на общих основаниях (ч. 3 ст. 263 ГПК РФ, п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 9).

СК РФ и ГПК РФ не содержат прямого указания на возможность установления факта отцовства в случаях, когда отец умер до рождения ребенка. Однако в соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 9 суд, учитывая, что СК РФ не исключает такой возможности, вправе в порядке особого производства установить факт отцовства. При этом судом принимаются во внимание любые доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от данного лица.

СК РФ и Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 9 не содержат перечня лиц, которые вправе выступать заявителями по данной категории дел. Согласно действующему гражданско-процессуальному законодательству ими могут выступать любые заинтересованные лица (ст. 34 ГПК РФ). Нельзя не согласиться с теми авторами, которые указывают на необходимость применения в таких случаях по аналогии ст. 49 СК РФ, содержащей перечень лиц, которые вправе требовать установления отцовства в порядке искового производства.

Необходимо отметить, что судебная практика всегда основывалась на стремлении к максимальному соблюдению интересов ребенка.

Так, по одному из дел об установлении факта признания отцовства заявителем выступала жена умершего. В заявлении она указала, что в течение нескольких лет она совместно с мужем воспитывала и содержала рожденную другой женщиной девочку, которую муж признавал своей дочерью. Поскольку местонахождение матери ребенка неизвестно, а заявительница продолжает воспитывать ребенка, то она является заинтересованным лицом в установлении факта признания отцовства ее умершим мужем.

Родительские права и обязанности отца возникают с момента рождения ребенка.

5. Оспаривание отцовства (материнства).

Доказательством рождения ребенка от конкретных родителей является запись в книге о рождении ребенка, которая была введена согласно порядку, установленному ст. 47 Семейного кодекса РФ. Оспорить запись о рождении ребенка можно в судебном порядке на основании п. 1 ст. 52 СК РФ - ранее ст. 49 Кодекса о браке и семьи. Оспаривание отцовства/материнства - процесс сложный. Специалисты, занимающиеся такими делами, должны обладать специальными знаниями и опытом. Для достижения результата потребуются юридические услуги специалистов, которые установят факт рождения ребенка от конкретных лиц согласно записи об отце и матери ребенка, сделанной в книге записей о рождении ЗАГС, и проведут работу по оспариванию отцовства или материнства.

Оспаривание отцовства/материнства (стоит отметить, что оспаривание материнства происходит крайне редко) возникает при внесении в книгу записей о рождении ребенка лица, фактически не являющегося родителем ребенка. Как правило, такая ситуация встречается, когда записывают отцом ребенка лицо, которое таковым не является. Запись совершается по заявлению, которое может подать любой из родителей. Предъявление матерью документа, подтверждающего рождение ребенка, и свидетельства о браке – это документы, на основании которых совершается запись в регистрационной книге о рождении ребенка. В случае если ребенок родился у лиц, проживающих в гражданском браке, запись делается по заявлению матери, а установление отцовства происходит на основании заявления, поданного родителями совместно. Индивидуальное заявление отца рассматривается только в следующих случаях:

1. Смерть матери.

2. Недееспособность матери.

3. Неизвестное местонахождение матери.

4. Лишение матери ее родительских прав.

Запись о рождении ребенка, произведенная в законодательном порядке, оспорить можно только в суде. Оспаривание отцовства/материнства возможно по требованию:

1. Матери или отца, т.е. лица, указанного в книге регистрации ребенка.

2. Матери или отца, т.е. лица, являющегося фактическим родителем ребенка.

3. Ребенка, который достиг совершеннолетия.

4. Попечителя или опекуна ребенка.

5. Опекуна одного из родителей ребенка, признанного недееспособным в судебном порядке.

До принятия Семейного кодекса РФ оспаривать запись в книге о рождении ребенка могли только лица, выступающие как родители. Остальные лица могли только подать исковое заявление в суд и просить признать запись недействительной через судебный процесс. Срока давности оспаривание отцовства/материнства не имеет - на основании ст. 9 Семейного кодекса РФ, что дает возможность подавать исковое заявление в любое время.