Смекни!
smekni.com

Договор строительного подряда в российском гражданском праве (стр. 13 из 18)

Наряду с общей нормой, закрепляющей обязанности подряд­чика, связанные с обеспечением безопасности строительных ра­бот, действуют и правила специальные, относящиеся к опреде­ленным объектам. Так, Закон “О безопасности гидротехнических сооружений” предусматривает необходимость для собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации обеспечить соблюдение норм и правил безопасности гидротехни­ческих сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, вывозе из эксплуатации и ликвидации. На стадии проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации должна быть составлена декларация безопасности, содержащая сведения о со­ответствии гидротехнического сооружения требованиям безопасности. Декларации подлежат утверждению в органах надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. Только после этого выдается разрешение на строительство, ввод в эксплуатацию, вывод из эксплуатации, реконструкцию, капитальный ремонт, восстановление или консервацию гидротехнических сооружений. При этом сама декларация подлежит (в том числе на стадии про­ектирования) государственной экспертизе, проводимой в уста­новленном Правительством РФ порядке[52].

Другой пример - Градостроительный кодекс РФ. В нем (ст. 10) выделена обязанность собственников, владельцев, поль­зователей и арендаторов земельных участков и иных объектов недвижимости при осуществлении градостроительной деятельно­сти соблюдать требования по охране окружающей природной среды и экологической безопасности, которые предусмотрены градостроительной документацией и санитарными нормами.

Объединение в одной статье ГК норм, посвященных охране окружающей среды и безопасности строительных работ, объяс­няется отчасти тем, что в обоих случаях речь идет об ответствен­ности в виде возмещения причиненного противоправными дейст­виями вреда, т. е. о деликтах.

Применительно к первой ситуации специальной нормой слу­жат отдельные статьи Закона “Об охране окружающей природ­ной среды”[53]. Этот Закон, в частности, предусмотрел основания, размер и случаи возникновения обязанности возместить вред, который был причинен экологическим правонарушением.

При второй ситуации применению подлежат нормы гл. 59 ГК (“Обязательства вследствие причинения вреда”). Имеется в виду, что в силу ст. 1079 ГК строительная и иная, связанная с нею дея­тельность расценивается как такая, которая создает повышенную опасность для окружающих, а потому ответственность в подоб­ных случаях должен нести владелец источника повышенной опасности. Такую деятельность подрядчик и соответственно суб­подрядчик осуществляют от собственного имени. По этой причи­не они сами несут ответственность непосредственно перед по­терпевшим. И лишь в виде исключения возможны случаи, при которых именно действия заказчика в рамках строительной дея­тельности влекут за собой применение ст. 1079 ГК. Кроме того, возможно наступление регрессной ответственности заказчика перед подрядчиком. Примером служит случай, когда причинен вред при выполнении строительных работ прохожему. Несущий перед потерпевшим ответственность подрядчик может впослед­ствии потребовать возмещения понесенных им по указанной причине расходов, если окажется, что это связано с недостатками оборудования, переданного подрядчику заказчиком и скрытых последним.

В ГК (ст. 752) предусмотрены основания и последствия консервации строительства. Основанием служит любая причина, которая не зависит от сторон (различного рода стихийные бедствия, невыделение инвестиций и др.). Во всех таких случаях, по реше­нию одной из сторон и независимо от воли подрядчика, работы приостанавливаются, а объект строительства консервируется. Норма, посвященная последствиям консервации, носит импера­тивный характер. Она возлагает на заказчика обязанность опла­тить подрядчику в полном объеме выполненные до момента кон­сервации работы, а также возместить расходы, которые вызваны необходимостью прекращения работ и консервации строительст­ва, с одновременным зачетом выгод, полученных вследствие пре­кращения работ. Например, если в связи с изменением экономической конъюнктуры подрядчик смог заключить договоры с другими заказчиками на более выгодных условиях. Консервация обычно оформляется специальным соглашением сторон. При этом может оказаться целесообразным, среди прочего, закрепить обязанность подрядчика после отмены консервации возобновить договор на прежних или иных условиях. Такая возможность име­ется у сторон, поскольку ГК, в отличие от Правил о договорах подряда на капитальное строительство 1986 г., не содержит нор­мы, которая связывала консервацию непременно с окончатель­ным прекращением договорных отношений сторон.

Все то, о чем шла речь применительно к консервации объекта, распространяется и на случаи консервации его частей.

Закон от 25 февраля 1999 г. об инвестиционной деятельности (ст. 18) предусмотрел, что поря­док возмещения убытков субъектами инвестиционной деятельно­сти, которая осуществляется в форме капитальных вложений, определяется как законодательством Российской Федерации, так и заключенными договорами (государственными контрактами).

Применительно к строительному подряду ГК (ст. 753) под­робно регулирует два связанных между собой действия: сдачу результата работ подрядчиком и приемку работы заказчиком. Возникающие по этому поводу обязанности сторон носят раз­личный характер. Прежде всего установлена необходимость для заказчика немедленно после получения сообщения подрядчика о готовности к сдаче результата работы или соответствующего ее этапа (последний случай должен быть специально оговорен в договоре) приступить к приемке, и если приемка результата работ задержится по вине заказчика, отвечать за это придется ему. Во всяком случае, подрядчик освобождается от ответственности за возникшую по причинам, зависящим от заказчика, просрочку в сдаче работ.

Практика показывает, что приемке-сдаче работ заказчику придается очень большое юридическое значение. Так например в удовлетворении исковых требований о взыскании долга по договору подряда на капитальное строительство отказано правомерно, так как подрядчик не известил заказчика о завершении работ по договору и не вызвал его для участия в приемке результата работ; подрядчик не может ссылаться на отказ заказчика от исполнения договорного обязательства по приемке работ и требовать их оплаты на основании одностороннего акта сдачи результата работ, поскольку фактически объект в установленном порядке заказчику не передавался[54].

В удовлетворении исковых требований о взыскании стоимости выполненных работ и затрат по договору строительного подряда отказано правомерно, так как истец не представил в суд подписанного сторонами акта приемки-сдачи работ; представленная в обоснование иска справка о стоимости выполненных работ не является основанием для оплаты ответчиком не переданных ему работ[55].

Организация и осуществление приемки результата работ, ес­ли иное не предусмотрено договором, составляют обязанность заказчика и исполнить ее он должен за свой счет. К участию в приемке необходимо привлечь, если об этом существуют пря­мые указания в законе или, в ином правовом акте, представите­лей государственных органов или органов местного самоуправ­ления. Имеются в виду органы, в компетенцию которых входит контроль за соответствующими работами (объектами).

Особо выделены последствия принятия отдельного этапа рабо­ты. Имеется в виду, что с указанного момента риск случайной ги­бели или повреждения результата работ переходит на заказчика. Следовательно, подрядчик будет нести в подобных случаях ответ­ственность только при условии, если доказана его в том вина.

Законом или договором может быть предусмотрена либо из характера работ вытекать необходимость предварительных испы­таний результата выполненных работ. В указанных случаях при­емка работ допускается только при условии, если результат ис­пытаний окажется положительным.

Заказчику предоставляется право отказаться от приемки ре­зультата работ, если будут обнаружены такие недостатки, кото­рые исключают возможность использования его для цели, ука­занной в договоре.

Следует отметить, что если “Общие положения о подряде” ограничиваются указанием на обязанность заказчика принимать результат работ в установленные договором сроки, то при строи­тельном подряде речь идет о необходимости приступить к при­емке немедленно. С учетом большой сложности приемки строи­тельных работ оговорена обязанность, как правило, именно за­казчика, организовать и осуществлять приемку их результата. При этом стороны не лишены права решить вопрос об организа­ции работ и по-иному.

Сдача и приемка результата работ оформляются актом, кото­рый должны подписать оба контрагента (их полномочные пред­ставители). Однако возможна ситуация, при которой одна из сто­рон отказывается от этого. Тогда акт подписывается другим контрагентом. Следует отметить, что ГК (п. 3 ст. 753) изменил отношение к актам, составленным при исполнении договора строительного подряда, и теперь требование, по которому акт должен быть подписан обеими сторонами, в договоре строительного подряда определенным образом смягчено. Кодекс считает односторонний акт имеющим юридическую силу во всех случаях, юли только суд, которому придется впоследствии рассматривать дело, признает мотивы отказа соответствующей стороны от под­писания акта необоснованными.