Смекни!
smekni.com

Договор строительного подряда в российском гражданском праве (стр. 9 из 18)

Однако, чтобы заключенный договор был действителен, сто­роны предварительно должны получить определенные докумен­ты. Для заказчика — разрешение на строительство, выдаваемое органом местного самоуправления[36], а для подрядчика — лицензия (разрешение) на осуществление строительной деятельности[37].

Расчеты по договору строительного подряда, заключенного неуполномоченным лицом, но впоследствии одобренного заказчиком, должны быть произведены в установленном порядке.

Подрядчик обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с предприятия-заказчика стоимости выполненных работ на основании акта приемки результатов работ. Заказчик заявил встречное требование о признании договора недействительным, так как он подписан неуполномоченным лицом.

Суд первой инстанции удовлетворил встречный иск, согласившись с доводами заказчика о недействительности письменного договора, и отказал в иске о взыскании стоимости работ.

Апелляционная инстанция отменила решение, удовлетворила исковое требование и отказала во встречном иске по следующим основаниям.

В период строительства предприятие производило промежуточные платежи. В деле имеются документы за подписью руководителя предприятия, в которых обсуждаются особенности производства отдельных видов работ и качество используемых материалов.

Все это свидетельствует о последующем одобрении сделки заказчиком в лице компетентного органа (статья 183 ГК РФ).

Поскольку обусловленная договором работа выполнена и заказчиком это не оспаривается, стоимость ее подлежит взысканию[38].

Работы по договору строительного подряда могут финансиро­ваться за счет собственных финансовых ресурсов и внутрихо­зяйственных резервов заказчика (инвестора) (прибыль, амортиза­ционные отчисления, денежные накопления и сбережения граж­дан — предпринимателей и юридических лиц, средства, выплачи­ваемые страховыми организациями в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и др.), заемных финансовых средств заказчиков (инвесторов) (банковские кредиты, облигационные займы и другие средства), привлеченных финансовых средств заказчика (инвестора) (средства, полученные от продажи акций, и др.).

Заключение до­говора строительного подряда составляет один из элементов ин­вестиционной деятельности, участниками которой являются ин­весторы - те, кто осуществляет вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и одновременно обеспечивает их целевое использование. Инвесторы могут сами от своего имени выступать в договоре подряда в качестве заказ­чиков. Возможны и такие варианты, когда заказчиками являются те, кого инвестор уполномочил в силу инвестиционного догово­ра. Инвесторам предоставляется возможность передавать по кон­тракту (договору) в установленном законом порядке принадле­жащие им полномочия гражданам, юридическим лицам, государ­ственным и муниципальным органам.

В случаях, когда на стороне заказчика выступают несколько инвесторов либо когда заказчик уполномочен инвесторами, воз­никает необходимость после завершения строительства осущест­вить раздел результата работ, в частности выстроенного здания. Здание как таковое является неделимой вещью, а значит, между соинвесторами могут быть распределены лишь идеальные доли. Во всех таких случаях регистрация производится в порядке, пре­дусмотренном ст. 24 Закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”[39]. Указанная ста­тья посвящена государственной регистрации права общей собст­венности на недвижимое имущество. Исключение составляют случаи, когда речь идет о жилом доме, и потому объектом права собственности должны стать определенные квартиры, а как выте­кает из ст. 5 Закона “Об ипотеке (залоге недвижимости)”[40], также части жилых домов и квартир, состоящие из одной или несколь­ких изолированных комнат. По этой причине, например, при рас­смотрении одного из рассмотренных им дел Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ счел неправильным решение нижестоя­щего суда о признании за застройщиком АО "Спецремстрой" права собственности на жилую площадь в натуре в размере определенного количества квадратных метров. Сославшись на ст. 209 ГК, Президиум обра­тил внимание на то, что “право собственности возникает только в отношении конкретного имущества, обособленного от иных ве­щей этого же рода. Следовательно, суд не мог признать право собственности на... кв.м. жилой площади, не определив ее состав в натуре”[41].

В некоторых случаях чисто подрядные и инвестиционные от­ношения сливаются в один договор. Это имеет место при высту­плении подрядчика и заказчика одновременно в качестве соинвесторов. Так, например, произошло в договоре, заключенном про­изводственно-коммерческой фирмой со строительной организа­цией АО "Спецремстрой" . В нем было предусмотрено, что стороны осуществляют инвестирование в размере 50% каждая и соответственно выстро­енное здание должно быть разделено между ними поровну. Пре­зидиум Высшего Арбитражного Суда РФ при рассмотрении дела указал на ошибочность решения нижестоящего суда, который, во-первых, признал такой договор недействительным и, во-вторых, считал невозможным для подрядчика осуществить само­стоятельно, без согласия заказчика распределение квартир в пре­делах своей доли[42].

В роли заказчика в договоре строительного подряда может выступать любой участник гражданского оборота. Специально выделены отношения, связанные с выполнением подрядных ра­бот, предназначенных для удовлетворения потребностей Россий­ской Федерации или ее субъектов и финансируемых за счет средств их бюджета и внебюджетных источников, а также, как уже отмечалось, случаи, когда строительные работы направлены на удовлетворение личных по­требностей граждан.

Иностранцы могут участвовать в договоре строительного подряда в качестве заказчиков в рамках общего предоставленного в Российской Федерации иностранцам режима, которому посвя­щены, в частности. Закон “Об иностранных инвестициях в РФ”, иные законы и другие правовые акты, а в тех случаях, когда международным договором РФ установлены отличные от содержащихся в гражданском законодательстве РФ правила, - в соответствии со ст. 7 ГК нормы международного договора (име­ются в виду прежде всего двусторонние договоры о защите ино­странных инвестиций).

Согласно Закону от 25 февраля 1999 г. инвесторами могут быть физические и юридические лица, а также создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие стату­са юридического лица объединения юридических лиц, государст­венные органы и органы местного самоуправления (ст. 4). В этом же Законе идет речь и о возможности выступления в таком каче­стве иностранных субъектов предпринимательской деятельности, а также определен правовой статус заказчиков. В таком качестве могут выступать уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инве­стиционных проектов. Специально предусмотрено, что они не вмешиваются в предпринимательскую или иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если только иное не предусмотрено договором между ними. Заказчики могут быть инвесторами. Если же заказчик не является инвестором, то на период и в пределах полномочий, которые установлены дого­вором с ним (государственным контрактом), он наделяется пра­вами владения, пользования и распоряжения капитальными вло­жениями.

Ограничение участия в договорах строительного подряда распространяется на подрядчиков. Это связано с необходимостью иметь для осуществления определенной строительной деятельности лицензию. В соответствии с Законом от 25 сентября 1998 г. “О лицензировании отдельных видов деятельности” в это число включена “деятельность по строительству зданий и сооружений”. Особо выделены “строительство централизованных систем пить­евого водоснабжения и систем водоотведения городских и других поселений”, “строительство взрыво- и пожароопасных, химиче­ски опасных и вредных производств”, “строительство горных производств и объектов”, “строительство магистральных газо­проводов, нефтепроводов и продуктопроводов” и др. Вместе с тем следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 19 указанного Закона правовые акты, изданные до вступления его в силу и ре­гулирующие порядок осуществления лицензирования отдельных видов деятельности, применяются в части, не противоречащей Закону. Указанная норма распространяется и на Положение о лицензировании строительной деятельности, утвержденное по­становлением Правительства РФ от 25 марта 1996 г.[43]

Договор строительного подряда с подрядчиком, не имеющим лицензии, может быть по основаниям, указанным в ст. 173 ГК, оспорен самим подрядчиком, его учредителями (участниками) или Государственным комитетом по строительной, земельной, жилищной политике как органом, осуществляющим контроль или надзор за деятельностью строительных организаций.

В полном соответствии со ст. 173 ГК Высший Арбитражный Суд РФ отверг попытку заказчика отказаться от оплаты выпол­ненных работ подрядчику в лице АО "Спецремстрой", ссылаясь на то, что подрядчик не имел лицензии[44]. Кодекс упоминает об особой фигуре в организации строи­тельства “инженере” (инженерной фирме). “Инженер” по общему правилу связан с заказчиком договором поручения, и тогда он выступает в ходе строительства от имени заказчика в соответствии с данными им полномочиями, которые закреплены в особой доверенности или в самом договоре подряда.