2) почти полностью принимается за основу национальных законов о международном коммерческом арбитраже (Канада, Российская Федерация – 1993 г.; Украина – 1994 г. и др.);
3) адаптируется к сложившимся национальным традициям правового регулирования при одновременной их корректировке (например, Англия – 1996 г., Швейцария – 1987 г.).
Легитимность третейского разбирательства основана на конституционно закрепленном «праве свободы действий граждан и их частной автономии». Право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности провозглашено в ч. 1 ст. 34 Конституции РФ. Согласно ч.2 ст. 45 Конституции РФ: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».
В современном российском законодательстве основными федеральными законами, в которых государство санкционировало третейское разбирательство гражданско-правовых споров, являются: ГК РФ (ст. 11); ГПК РФ (ч. 3 ст. 3); АПК РФ (ч. 6 ст. 4).
Для того чтобы избежать ошибок при определении правил третейского разбирательства, адвокату необходимо уяснить значение основных терминов и юридической техники, использованных в каждом из двух российских законов о третейском суде.
Типовой закон ЮНСИТРАЛ «О международном коммерческом арбитраже» и следующий ему Закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» имеют своим предметом третейское разбирательство (процесс, процедуру), осуществляемое в любом третейском суде, в том числе третейское разбирательство, организуемое постоянно действующим третейским судом.
Прообразом понятия «третейский суд», как единого для двух видов третейского суда, послужил аналогичный на первый взгляд термин «арбитраж» в ст. 2 Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже». Однако в действительности эти термины в ст. 2 каждого из двух законов имеют разное значение.
Разработчики положенного в основу одноименного российского закона Типового закона ЮНСИТРАЛ «О международном коммерческом арбитраже» придавали термину «арбитраж» значение, включающее:
1) арбитражное соглашение,
2) подготовку и проведение арбитражных разбирательств и арбитражные решения.
В Федеральном законе от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» термин «третейский суд» употребляется в двух основных значениях:
1) как общее наименование института третейского суда, имеющего два вида – постоянно действующий третейский суд и третейский суд для решения конкретного спора (третейский суд для разрешения конкретного спора);
2) применительно к составу третейского суда, избираемому (назначаемому) для разрешения конкретного спора в третейском суде любого из двух его видов.
Разное значение ключевого термина «арбитраж» – «третейский суд» предопределило особенности структуры каждого из двух российских законов о третейском суде, а также использование различной юридической техники, примененной при формулировании большинства его диспозитивных положений в отношении каждого из видов третейского суда.
Таким образом, правила третейского разбирательства подлежат определению с применением не только положений гл. V «Третейское разбирательство», а всех законоположений о процедуре третейского разбирательства. При этом следует иметь в виду, что правила третейского разбирательства в постоянно действующем третейском суде и в третейском суде для разрешения конкретного спора регламентируются одинаково, но часто это делается в адресованных каждому из них положениях Федерального закона «О третейских судах в РФ". При этом терминологическое единство не выдержано, и значение термина „третейский суд“ следует каждый раз определять в зависимости от контекста.
2. Представительство в Европейском суде
Для защиты прав и свобод человека немалое практическое значение имеет Регламент Суда, определяющий порядок реализации жалоб. Без осознания значения Регламента трудно обойтись адвокатам, заявителям, представителям государства-ответчика. В Регламенте указан порядок рассмотрения жалоб; на него делаются ссылки в решениях и постановлениях Европейского суда. Кроме того, в нем регулируется положение адвоката при рассмотрении такого рода дел.
Согласно Правилу 35 Регламента Европейского суда по правам человека представительство Высоких Договаривающихся Сторон осуществляется официальными уполномоченными лицами, которые вправе пользоваться помощью адвокатов и советников.
Правило 36 данного документа устанавливает, что лица, неправительственные организации или группы частных лиц вправе первоначально подавать жалобы на основании ст. 34 Конвенции самостоятельно или через представителя.
После уведомления Высокой Договаривающейся Стороны – ответчика о поступлении жалобы согласно подп. «Ь» п.2 Правила 54 Регламента заявитель должен быть соответствующим образом представлен, если только Председатель Палаты не примет решение об ином. Эта процедура обязательна на любом слушании, назначенном Палатой, если только Председатель Палаты в исключительном случае не предоставит заявителю право представлять самому его интересы, при этом в случае необходимости ему может оказывать помощь адвокат или иной утвержденный представитель.
Представителем заявителя, действующим в соответствии с п. 2 и п.3 Правила 36 Регламента, выступает адвокат, допущенный к адвокатской практике в любой из Высоких Договаривающихся Сторон и постоянно проживающий на территории одной из них, или любое иное лицо, утвержденное Председателем Палаты.
В исключительных обстоятельствах и на любой стадии производства Председатель Палаты, если сочтет, что обстоятельства или действия адвоката или другого лица это оправдывают, вправе указать, что соответствующее лицо более не может представлять заявителя или помогать ему. В этом случае заявителю предписывается найти другого представителя.
Адвокат или другой утвержденный представитель либо сам заявитель, желающий получить разрешение самостоятельно представлять свои интересы по делу, должен в достаточной степени владеть одним из официальных языков Суда, даже если он такое разрешение получил.
Если лицо не владеет в достаточной степени одним из официальных языков Суда, Председатель Палаты согласно п. 3 Правила 34 Регламента вправе предоставить разрешение на использование одного из официальных языков Договаривающихся Государств.
Таким образом, представителем в Европейском суде может быть адвокат, хорошо владеющий хотя бы одним из официальных языков Суда, чтобы оказывать доверителю квалифицированную помощь. Кроме того, сложность составляет тот факт, что сам процесс по разрешению споров в Европейском суде отличается от системы, существующей в России. В частности, особенности характерны для состава Суда, сторон, иных лиц, участвующих в деле и др.
Порядок в зале Суда обеспечивается Председателем Палаты.
Он вправе, если представитель стороны заявляет оскорбительные, легкомысленные, недобросовестные, вводящие в заблуждение или пространные доводы, отстранить такого представителя от участия в разбирательстве по делу, отказаться приобщить к делу доводы полностью или частично или принять любые другие меры, какие он сочтет уместными.
Юридическая помощь при производстве по делам в Европейском суде может предоставляться бесплатно. Данное положение урегулировано Правилами гл. 10 Регламента. Председатель Палаты вправе либо на основании обращения заявителя, подавшего жалобу в соответствии со ст. 34 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, либо по своей инициативе предоставить заявителю юридическую помощь, связанную с ведением дела бесплатно. Таковое предоставление с учетом положений Правила 96 сохраняется в силе в отношении ведения дела в Большой Палате с момента получения от Высокой Договаривающейся Стороны – ответчика письменных замечаний по вопросу о приемлемости жалобы в соответствии с подп. «Ь» п. 2 Правила 54 или с момента истечения срока их подачи. В данном случае адвокатам и другим лицам, назначенным в соответствии с п. 4 Правила 36, выплачивается вознаграждение. Оно в соответствующих случаях может быть выплачено более чем одному таковому представителю. В суммы, предназначенные для оплаты юридической помощи заявителю, могут быть включены не только вознаграждение представителям, но и расходы на проезд и проживание и другие необходимые расходы заявителя или назначенного представителя.
ЛЕКЦИЯ № 16. Возникновение нотариата
1. Возникновение и развитие нотариата в досоветский период
Слово «нотариус» произошло от латинского «пЛапш», что значит «писец», «скорописец», «секретарь», «стенограф», «делопроизводитель». В Древнем Риме так называли рабов, ведших деловую переписку своих господ.
В XV–XVII вв. в Москве письменной формой договора занимались подьячие, которые составляли характерные для того времени письменные договоры: «купчую крепость», запись, заемную кабалу и др.
В XVI в. они объединялись в так называемые артели, возглавляемые старостой. Количество человек в них в зависимости от населения определенного города варьировалось от 15 до 24. Договорные грамоты, составленные ими, подлежали обязательной регистрации в Оружейной палате. Надзор за их деятельностью осуществлял Приказ крепостных дел.
14 апреля 1866 г. императором Александром II было утверждено Временное положение о нотариальной части, которое получило силу закона в 1875 г. и распространялось на бывшее Царство Польское, а позже – на губернии Прибалтийские. Оно вошло в состав Судебных уставов (Свод законов, т. XVI,ч.1).
Положение учреждало систему нотариальных органов и определяло их компетенцию. Были упразднены все прежние учреждения крепостных дел, должности крепостных надсмотрщиков, секретарей и писцов. С этого времени лицом, специально наделенным властью совершать и свидетельствовать нотариальные акты в России, стал нотариус. Нотариат в то время был относительно независимым от государства учреждением. Это выражалось в том, что нотариусы признавались свободными профессионалами, осуществляющими свою деятельность на коммерческой основе. В то же время они находились на государственной службе, им присваивался 8-й класс по должности. Надзор за деятельностью нотариусов должны были осуществлять суды.